"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 17 (12937), четверг, 8 февраля 2007 г.

 

ИЛЛЮЗИИ и РЕАЛЬНОСТИ

В жёстком периметре российско-американских отношений

На днях министр иностранных дел РФ С.В.Лавров совершил рабочий визит в США. Там он встречался со своим основным партнёром — госсекретарем США Кондолизой Райс, был принят президентом США Дж.Бушем, а также принял участие в министерской встрече так называемого квартета по ближневосточному урегулированию и провёл беседу с новым секретарем ООН Пан Ги Муном.
Судя по сообщениям в российских СМИ, в ходе поездки обсуждался весьма широкий спектр вопросов как двухсторонних отношений с Америкой, так и наиболее ключевых международных проблем. При этом бросается в глаза стремление выпятить на передний план все элементы визита, которые создавали бы впечатление, что сохраняется широкое совпадение позиций между Кремлём и нынешней администрацией США, намечаются всякого рода полезные договорённости, расширение сотрудничества в региональных и глобальных проблемах безопасности.
Сам С.В.Лавров на пресс-конференции по итогам визита говорил о «заряженности» президента Буша на реализацию ранее достигнутых с В.В.Путиным договорённостей, включая их встречу в Ханое. В доказательство этому упоминалось, что США продолжают линию на скорейшее вступление России в ВТО и дадут соответствующие указания своим представителям на многосторонних переговорах, проходящих в Женеве.
Опять подчёркивалось значение глобальной коалиции по борьбе с актами ядерного терроризма, говорилось об усилиях по укреплению режима нераспространения ядерного оружия, о параллельных инициативах обоих президентов в отношении многосторонних центров предоставления услуг топливно-ядерного цикла для всех стран — добросовестных членов договора о нераспространении ядерного оружия. Присутствовала, разумеется, и тема так называемого энергетического диалога, который обещали «обогатить» новыми вопросами. А что до международной ситуации, то особый упор был сделан на иранскую ядерную программу, переговоры «шестёрки» по ядерной проблеме Корейского полуострова, ближневосточное урегулирование и т.д.
Стремление сохранять возможно более деловые и нормальные отношения с США вполне понятно, учитывая вес и значение этой сверхдержавы, всё ещё скромные международные возможности самой России по сравнению с США и императивную необходимость для нас уклоняться сейчас от острых противоречий и споров с Вашингтоном. Однако излишне розовый тон подачи материалов о поездке С.В.Лаврова всё же вряд ли оправдан и едва ли кого может ввести в заблуждение относительно истинного положения дел.
Политика администрации Буша, продолжающей действовать как слон в посудной лавке и предпочитающей аргументы силы силе аргументов, вызывает растущее неприятие и сопротивление во всём мире, включая и сами США. Конечно, Буш и окружающие его правые республиканцы делают вид, что дела их идут вовсе неплохо, что можно и нужно продолжать нынешнюю силовую линию, не стесняться диктовать свои требования и условия другим партнёрам.
Только результаты этой политики становятся всё более провальными, а Буш и его компания оказываются в положении волков, загнанных в угол и пытающихся зло, хотя и всё более беспомощно, огрызаться против своих критиков. В этой обстановке, наверное, не самое разумное занятие стараться демонстрировать широкое сходство, совпадение или параллелизм российской и американской политики, поскольку на самом деле ничего этого нет. Слишком тесно прислоняясь к Вашингтону, легко можно и запачкаться в глазах остального мира.
В действительности на переговорах в Вашингтоне было, пожалуй, больше расхождений, чем совпадений в позициях. Возьмём, например, встречу «квартета» посредников по Ближнему Востоку. Российская сторона вполне разумно предлагала начать диалог с движением ХАМАС и настаивала на вовлечении в мирный процесс Ирана и Сирии. Без этого никакого решения палестино-израильского конфликта не получается. Хотя это всем давным-давно стало очевидным, США отклонили наши предложения. Следующая встреча «квартета», которую собирают немцы в Берлине, тем самым, скорее всего, обречена на бесплодность. И нам совершенно ни к чему прикрывать эту бесплодность российским участием в очередных пустопорожних прениях на базе исчерпавшей себя «дорожной карты».
Возьмём другую острую тему. Это вопрос о Косово. Тут даже С.В.Лавров был вынужден заявить, что у нас нет общего видения того, как решать эту проблему. Известно, что Вашингтон намерен, опираясь на доклад финского посредника Ахтисаари, попытаться протолкнуть через СБ ООН решение о провозглашении независимости Косовского края. Тем самым на многие годы вперёд была бы антагонизирована Сербия, заложены основы постоянной напряжённости на Балканах и создан опасный прецедент, когда крупный регион суверенного государства сначала «осваивается» национальным меньшинством, действующим при поддержке соплеменников из-за границы, затем поднимает бунт против государства своего проживания, получает поддержку со стороны иностранных интервентов и, в конце концов, требует международного признания.
Коль это возможно в одном месте, то это должно быть возможно и в других местах. Попытка действовать на Балканах с одними стандартами, а в других регионах мира с совершенно иных позиций будет иметь неизбежные последствия.
Далее. Американцы говорят, что поддержат Россию в деле приёма в ВТО, что, впрочем, отнюдь не означает, что они не будут продолжать вставлять нам палки в колёса руками мелких государств, стремящихся отличиться перед своими благодетелями из Вашингтона. В этой связи не стоит обманываться в очередной раз демонстрируемой администрацией президента Буша готовностью добиваться снятия в 2007 году пресловутой поправки Джексона—Вэника, которая ограничивает под надуманными предлогами торговлю между нашими странами. Нам обещают отменить эту поправку уже десятки лет, клянутся, что не видят причин для её сохранения, однако воз и ныне там. И после нынешних переговоров С.В.Лаврова неизвестно, когда он сдвинется с места.
Не собирается отказываться американская сторона также от практики введения санкций против российских компаний, которые то и дело обвиняют в сотрудничестве в военной области с Ираном или другими нелюбимыми американцами партнёрами. Такие санкции недавно были введены против Рособоронэкспорта, а также Тульского и Коломенского конструкторских бюро. И было это сделано, несмотря на то, что Россия в ответ на горячие просьбы Вашингтона в конце концов проголосовала за антииранскую резолюцию в СБ ООН. Но, как говорится, что стоит услуга, когда она уже оказана. Вот и осталась Москва в иранском вопросе как бы с длинным носом.
Болезненной темой российско-американских отношений становятся планы создания Вашингтоном систем противоракетной обороны под боком у России, в Польше и Чехии. Нам продолжают рассказывать байки о том, что эти проекты предназначены для того, чтобы перехватить северокорейские или иранские ракеты. Их нет в природе, и они никак не могут лететь по траекториям, проходящим через Чехию или Польшу. Ясно, что элементы американской глобальной ПРО развёртываются против России, наглядно демонстрируя степень дружественности подхода США к нашей стране и вашингтонским партнёрам в Москве.
Как известно, Россия давно носится с идеей проведения в Москве некой представительной международной конференции по Ближнему Востоку. Сама по себе подобная идея достаточно безобидна, поскольку такие конференции, как правило, мало чего решают и лишь создают видимость того, что их участники всерьёз заняты поисками урегулирования. Москве, давно утратившей свои былые позиции на Ближнем Востоке, хочется «засветиться» на пустом месте.
Однако и здесь Вашингтон вовсе не собирается подыгрывать Кремлю, поскольку предпочитает в соответствии со своей обычной практикой требовать, чтобы авторство любых зна
чимых международных решений принадлежало американцам либо никаких решений вообще не было. Напрасно наш министр уговаривал своих партнёров отказаться от политики изоляции Ирана и Сирии, попытаться вовлечь их в процессы переговоров и поисков урегулирования. Ему, не особо стесняясь в выражениях, пояснили, что всё это было бы «напрасной тратой времени».
Надо также обратить внимание на то, что американцы всё решительнее требуют от Москвы пойти на уступки в деле так называемого энергетического сотрудничества, а проще говоря, хотят забрать в свои руки наши месторождения нефти и газа и обеспечить беспрепятственный вывоз добытых ресурсов по захваченным ими российским трубопроводам за пределы нашей страны.
Разговоры о так называемой энергетической безопасности, в которые легкомысленно ввязалась Москва на встречах «восьмёрки» и саммитах Россия—ЕС, как и следовало ожидать, плавно переросли в планы создания «энергетического НАТО», законопроекты американского конгресса, предусматривающие силовые гарантии защиты «энергетических потребностей» Запада, регулярно предоставляемые анализы и отчёты конгресса о возможностях продвинуться вперед в решении этой проблемы за счёт ограничения российских прав и интересов.
Похоже, что в борьбе за достижение этих агрессивных целей Вашингтон и его натовские союзники не очень собираются церемониться с питерской элитой и российскими олигархами. Во всяком случае на глазах нарастает вал нападок на Москву и лично В.В.Путина с обвинениями в зажиме демократии, ограничении свободы печати и деятельности неправительственных организаций, манипуляциях с законодательством, нацеленных на фальсификацию результатов предстоящих местных, думских и президентских выборов.
Российскому руководству явно дают понять, что либо оно уступит требованиям Запада в энергетических вопросах и выстроится в кильватер политики США и НАТО, либо результаты предстоящих выборов будут объявлены нелегитимными, со всеми вытекающими из этого последствиями для столь вожделенного членства в «восьмёрках» и прочих весьма престижных, хоть и бесполезных по большей части саммитах и конференциях.
Смысл того, что делает Вашингтон и его натовские дружки, очень прост: Россию хотят обобрать в энергетическом плане, а в политическом — вернуть к ельцинским временам, когда Россия, по существу, оказалась под управлением западных советников, консультантов, разведчиков или попросту жуликов, на глазах деградировала во всех областях и шла к полному государственному развалу.
Не стоит в делах с Вашингтоном выдавать желаемое за действительное, надеяться на то, что попытки улестить Дядю Сэма помогут надуть его. Скорее таким способом мы надуем себя сами к вящему удовольствию Вашингтона и всей якобы дружественной нам Европы. Президент Буш — фигура уходящая, к этому готовится и Америка, и весь мир. Главное — не дать ему под конец наломать ещё больше дров. А для этого требуется проявить настойчивость и характер.
Если у Буша ничего не получается уже в тех случаях, когда он сталкивается с Ираком, или Афганистаном, или Северной Кореей, то международное сообщество в лице его ведущих государств вполне в состоянии прекратить подделываться под нынешнюю американскую политику, заставить её изменить опасный для всех нас курс.

Ю. РЖЕВСКИЙ.


В оглавление номера