"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 17 (12937), четверг, 8 февраля 2007 г.

 

От союза к транзиту

Эхо «Белорусской битвы»

Последние события в отношениях между Российской Федерацией и Белоруссией стали предметом не только самого внимательного рассмотрения на Западе, но и заставили многих российских политиков серьёзно задуматься над тем, куда же мы идём на постсоветском пространстве и кто же в конечном счёте останется нашим реальным союзником в ближайшие годы.
А последнее заявление президента Российской Федерации о том, что, оказывается, Украина и Белоруссия для нас являются прежде всего «транзитными государствами», только порождает новые вопросы.
И самый главный из них: начинаются ли в России похороны идеи Союза Белоруссии и России или всё, что происходит, является лишь результатом политической игры, навязанной руководству страны крупнейшими энергетическими компаниями.
Сложившееся на сегодняшний день положение дел на пространстве бывшего Советского Союза не слишком радует. Взаимоотношения с Грузией серьёзно испорчены и вряд ли вернутся на нормальный уровень, неожиданная смена власти в Туркмении привела к тому, что российское влияние, и без того слабое, может окончательно сойти на нет. Особенно в условиях резкой активизации американцев, начавших предлагать Ашхабаду весьма привлекательные варианты взаимодействия (что в перспективе может поставить под вопрос сложившуюся систему поставок туркменского газа в Россию или транзитом через неё). Идея Единого экономического пространства (кстати, просто немыслимого без Белоруссии) так и не переходит в практическую плоскость, а Украина имеет все шансы быстрее России войти во Всемирную торговую организацию.
Можно ли под воздействием «нефтегазового коктейля», бьющего некоторым политикам в России в головы, идти на такие шаги, которые в конечном счёте могут привести к возникновению для нашей страны ещё более сложной ситуации, чем та, в которой она оказывалась дважды за последний год в результате энергетических конфликтов с ближайшими соседями? Думается, что это было бы весьма опрометчиво и недальновидно.
Возвращаясь к главному вопросу — об отношениях с Белоруссией и о Союзном государстве — считал бы важным выделить главное.
Геополитическое положение России не изменится. Белоруссия есть и будет объективно самым важным и востребованным экономико-транспортным коридором на Запад, который позволяет эффективно осуществлять России экспортно-импортные операции, в том числе в плане энергопоставок.
Можно, конечно, в кратчайшие сроки построить нефтепровод и газопровод на побережье Дальнего Востока, но таким путём обеспечивать Европу энергоносителями будет, мягко говоря, дороговато. Можно также объявить всенародной ударной стройкой газопровод в Германию по дну Балтийского моря. Но пока ещё не совсем понятно, с какими техническими трудностями его строительство столкнётся, учитывая одно из самых высоких в мире количество затопленных там за последнее столетие боеприпасов (в том числе химических) на квадратный километр дна.
Так что в этих условиях, на мой взгляд, более чем рано отмахиваться от тех договорённостей, которые были достигнуты между нашими государствами ещё десять лет назад, и переводить Белоруссию из братской славянской страны в разряд «транзитных государств». И тем более говорить, что, например, Германия для нас более важна и близка, чем Белоруссия.
Да, многое нашим некоторым политикам и бизнесменам в Белоруссии не нравится, так как не укладывается в их рейдерскую логику. Здесь нет миллиардеров, нет захватов предприятий и вооружённого перераспределения собственности, нет спекулятивных игр на финансовых рынках, нет загулов а-ля Куршавель.
Есть другое — стабильный рост экономики не менее чем на 6 % ежегодно, рост реальной заработной платы и пенсий (причём последние выше, чем в России), есть спокойствие на улицах без разгула преступности, есть реальный равный доступ к образованию и многое другое.
И главная причина этого состоит в том, что в Белоруссии, в отличие от других бывших союзных республик, не проводился тотальный демонтаж национальной экономики, сохранились эффективное производство и сельское хозяйство и связи между предприятиями, жёстко и последовательно велась и ведётся борьба с коррупцией.
Конечно, объективности ради нужно сказать, что свой вклад в рост благосостояния белорусского народа внесли российский газ и нефть. Но следует помнить, что внутрироссийские цены или близкие к ним были не результатом какого-либо шантажа и давления со стороны Белоруссии, а договорённостью между двумя братскими странами, решившими создавать Союзное государство.
Можно называть многомиллиардные цифры «потерь» России, говоря о поставках энергоносителей Белоруссии, но можно и просто посчитать, во что обойдётся России ситуация, когда нужно будет обустраивать в полном объёме государственную границу по рубежам Смоленской области (километр оборудованной границы стоит не меньше миллиона долларов), сколько будет стоить создание постоянных таможенных постов, сколько будет стоить транзит через Белоруссию на рыночных условиях грузового автомобильного транспорта, во что обойдётся, например, снабжение Калининграда в обход Белоруссии (вспомним, какой большой пропагандистский шум был вокруг парома из Санкт-Петербурга в Калининград — и где этот паром сейчас?).
А перенос на территорию России военных объектов, обеспечивающих прежде всего безопасность России от ядерного нападения, вообще обойдётся в десятки миллиардов долларов.
Не надо ещё забывать и о том, что ситуация на Украине пока что далека от стабильности и уже в ближайший год мы можем столкнуться там с такими изменениями во власти, что Россия получит вновь транзитные проблемы по энергоэкспорту в полном объёме.
Видимо, не всё считается однозначно в российскую сторону. На самом деле, если сесть с калькулятором и посчитать всё, «дотация» России не покрывает тех расходов, которые могли бы понадобиться в ситуации, если бы у нас с Белоруссией были другие отношения.
То, что происходит сейчас, может привести Россию именно к положению, когда кардинально изменится главное — Белоруссия изменит ориентацию во внешней политике и пойдёт по пути более тесного сотрудничества с Западом.
Такой вариант развития событий, на мой взгляд, отрицать нельзя, потому что вечно оставаться в подвешенном состоянии с Союзным договором Белоруссия не может.
Если вместо Союза, подразумевающего окончательное устранение всех внутренних барьеров и введение единой валюты, ей предложат перейти на рыночные отношения с Россией во всех сферах экономики, то Белоруссии будет гораздо легче договориться с Западом о том, как и какие она выставит рыночные цены для России и получит при этом соответствующую экономическую и политическую поддержку.
Не нужно забывать, что «энергопротивостояние» России и Белоруссии уже привело к тому, что всё большее число белорусов начинает сомневаться в возможности создания Союзного государства и считает, что А.Лукашенко правильно и последовательно отстаивает национальные интересы страны.
На мой взгляд, нужно не позднее чем на предстоящей встрече лидеров наших стран в марте определиться с судьбой Союзного договора и с характером российско-белорусских отношений. И прежде всего ответить на вопрос: будем ли мы проводить соответствующий референдум и принимать Конституционный акт Союзного государства, или мы фактически похороним волю двух народов жить в рамках общего государства?
Хотим мы того или нет, судьба будущего России зависит не только и не столько от цены на нефть и на газ, а от того, что из себя будет представлять постсоветское пространство через несколько лет.
Ведь можно купаться в нефти и газе внутри страны при закупоренных трубопроводах. Только для российской экономики это будет «купание», которое вполне может закончиться печально, ибо как и раньше наш бюджет почти на три четверти наполняется за счёт нефтяных и газовых труб, которые проходят в том числе и через территорию Белоруссии.



Иван МАКУШОК.


В оглавление номера