Вопрос о статусе сербского края Косово и Метохии приближается к развязке. Специальный представитель генерального секретаря ООН по Косову Марти Ахтисаари (экс-президент Финляндии) подготовил план по урегулированию косовской проблемы и провёл переговоры с главами Сербии и Косово. План сохраняется в секрете. Но СМИ уже наперебой сообщают, что согласно плану Ахтисаари Косово выйдет из состава Сербии и приобретёт признаки независимости: свои органы власти, свои символы, получит право заключать двусторонние соглашения, входить в международные организации. Слово «независимость» в плане не употребляется. На то есть немало причин. Одна из них — не хотят чрезмерно раздражать сербов. Однако есть причины и повесомей. «Даруемую» краю независимость Запад ограничивает оговорками: запрет на вхождение в другое государство, заранее ограждая Косово от присоединения к Албании, нахождение края под наблюдением НАТО и европейской полицейской миссии. Административным центром Косова останется Приштина, но руководить им будет Брюссель. Какие ещё подводные камни таятся в плане Ахтисаари, станет ясно, как сказал сам спецпредставитель, после «широких консультаций с заинтересованными сторонами». Но даже распространённые «утечки» вызвали массу критики и недовольства, как в Белграде, который не допускает даже мысли об отделении Косова и Метохии, так и в Приштине, где желают получить независимость без оговорок. Дискуссия только разворачивается, но уже звучит основной вывод: НАТО начало членить Сербию. Ни сербы, ни албанцы от раздела единого государства ничего, кроме взаимной вражды, унижения и зависимости от третьей силы, не получили и не получат. Территориальный передел вершится ради иных целей.
Как могут развиваться события вокруг Косова, что скрывается за планом М.Ахтисаари и что необходимо учесть России, комментирует депутат фракции КПРФ, первый заместитель председателя думского Комитета по международным делам Юлий КВИЦИНСКИЙ. Но сначала он предлагает заглянуть в предысторию:
— На территории бывшей Югославии, а теперь Сербии существует край под названием Косово и Метохия площадью 11 тыс. квадратных км с населением 2 млн человек. Это колыбель сербской государственности и сербской цивилизации, символ борьбы сербов и южных славян за свою независимость, место сосредоточения культурных ценностей сербского народа. Позже этот район осваивался албанцами, которые постепенно составили там большинство. Они в отличие от православных сербов мусульмане. В 90-е годы прошлого века в Косово произошло вооружённое выступление албанцев против законных сербских властей, которое было поддержано НАТО, позже бомбившим Югославию. Затем началась оккупация Косова натовскими войсками. Они прикрывали действия албанских сепаратистов. В крае произошла этническая зачистка, сербы оттуда почти выдавлены.
Россия, которой тогда руководил Ельцин, в тех событиях сыграла, по мнению Ю.Квицинского, неприглядную роль:
— Российская сторона устами Черномырдина понуждала Милошевича согласиться на ввод натовских войск. А после край уже существовал как территория, отделённая от Сербии. Косовское албанское руководство взяло курс на независимость. Вокруг статуса края и ведётся борьба. Взгляды на статус разные. Сербы видят Косово и Метохию как автономию в рамках сербского государства, албанцы — как самостоятельное государство. Они ускоряли процесс отделения от Сербии своими многочисленными выступлениями за независимость Косова, жгли сербские церкви, закрывали сербские школы, изгоняли сербский язык из СМИ, запугивали и продолжают запугивать местное население. Их акциям не противодействовали войска НАТО. Тогда, понимая щекотливость и несправедливость происходящего, президент РФ вывел войска из края.
Но Россия, наряду с американцами, англичанами, французами, немцами, итальянцами, Евросоюзом и НАТО, осталась в Контактной группе по косовскому вопросу. Выработать по нему решение было поручено год назад финскому посреднику Марти Ахтисаари. Он, по словам Ю.Квицинского, явно симпатизировал албанским требованиям:
— Ахтисаари должен был представить свой доклад уже в начале января этого года. К этому времени у него уже были намётки. Но Запад хитрил. В Сербии готовились выборы, принималась конституция. Выборы прошли 21 января, победу на них одержала Сербская радикальная партия. Если бы до выборов Ахтисаари сказал, что Запад выступает за отделение Косова, тогда прозападные, правящие сейчас в Сербии партии проиграли бы выборы с ещё большим треском. Поэтому тянули, пока пройдут выборы. Теперь план Ахтисаари — реальность, хотя текст его не раскрывают.
То, что пишут о плане Ахтисаари похоже на правду, считает Ю.Квицинский:
— В нём хоть и обойдено слово «независимость» Косова и Метохии, но фактически край наделяется всеми признаками субъекта международного права: свой флаг, герб, свои органы управления, членство в международных организациях. Но… край остаётся под военной оккупацией воинского контингента ЕЭС—НАТО. Вознамерившись провозгласить самостоятельность Косова, отделив его от Сербии, наши западные партнёры побаиваются, что без этого контингента могут произойти столкновения между оставшимися там сербами и албанцами. Могут произойти столкновения также между сербскими вооружёнными формированиями и косовскими албанскими. Оставляют свою военно-воздушную базу в крае и американцы. Она им нужна в этом регионе.
Суверенитет Косова будет стоять на натовских штыках. А Балканы так и останутся пороховой бочкой на юге Европы. Такую перспективу заготовил Старому свету Ахтисаари? Ю.Квицинский предполагает, что:
— Ни Белград, ни Приштина не согласятся с предложениями Ахтисаари. Они наверняка внесут свои предложения и поправки. Но вопрос будет отдан на рассмотрение Совбеза ООН. А там всё будет зависеть от того, как проголосуют его члены, в том числе Россия, Китай, западные страны. Хотя заранее можно предсказать, каким будет результат. Думаю, будет создан очень серьёзный международно-правовой прецедент и возникнет новая неприятная ситуация на Балканах. Особенно сложной будет ситуация в Сербии. Там только что принята новая конституция, где сказано, что Косово и Метохия — часть Сербии. Значит, любое решение, противоречащее конституции, будет незаконно. Сербия не признает отделения Косова. Возникнет перманентная напряжённость с провозглашением нового порядка вещей, противоречащего представлениям одной из заинтересованных сторон о справедливости и праве. Это будет подогревать очаг напряжённости, созданный искусственно на территории бывшего Сербского единого государства, в ущерб Сербии.
Прецедент будет использован самопровозглашёнными государствами, возникшими на территории СНГ, убежден депутат:
— Если отделение части территории единого государства такими методами будет признано законным, то этим примером, несомненно, воспользуются Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, добивающиеся международного признания и решения вопроса о своём статусе. Хотя американцы, англичане упреждают, что Косово и положение этих непризнанных республик — вещи несопоставимые. На самом деле вполне сопоставимые! Думаю, если пройдёт вариант Ахтисаари и будет провозглашён суверенитет Косова вопреки воле Сербии, то российскому руководству придётся, наконец, решать вопрос о том, как быть с Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем, проводившими референдумы и неоднократно ставившими вопрос о признании их независимости и о приёме в состав России.
Руководству РФ предстоит перейти от деклараций на высшем уровне по поводу соотношения косовского вопроса и вопросов, возникших на постсоветском пространстве, к практическим делам, подчёркивает Ю.Квицинский:
— Не исключено, что позиция России будет определяться тем, что на что можно будет разменять при голосовании в Совбезе. Вопрос о Косово может рассматриваться в Совбезе уже в конце февраля. Так что ждать не долго, как будут претворяться декларации в дела. Знаю, что сейчас наши представители предостерегают западников от спешки. Выборы-то в Сербии прошли, но правительство там ещё не сформировано, и неизвестно, будет ли оно сформировано вообще. Может, потребуются новые выборы. А как можно требовать от сербского правительства решения такой важнейшей проблемы в то время, как оно ограничено в дееспособности?
Косовский вопрос становится экзаменом на прочность, принципиальность и способность принимать самостоятельные, выгодные для своей страны решения не только для сербского руководства, но и для российского, указывает Ю.Квицинский:
— Российская политика на Балканах в годы правления ельцинской группы была бездарной. Мы теряли одну позицию за другой, предавали интересы сербов и вредили себе. Ориентировались на то, что больше нравится американцам, а также немцам, вклад которых в разрушение Югославии велик и неоспорим.
Нынешняя правящая элита России остаётся зависимой от заграницы. Но вот острейшая косовская проблема явится тем оселком, который покажет, способна ли российская власть принимать самостоятельные решения и проводить самостоятельную политику, отстаивая государственные интересы. В зависимости от того, чем закончится косовский спор, будет оцениваться также авторитет политических сил внутри страны накануне большого выборного сезона.
Не менее важно в данной ситуации, как поведёт себя сербское правительство, будет ли последовательным и соответствовать принятой конституции. Потому как если сербы вдруг согласятся на отделение Косово, то тут и возражать будет нечему. По Хельсинскому акту, если граница меняется с согласия государства, — это уже закон. Такой вариант тоже нельзя исключать, потому что в Сербии немало людей прозападной ориентации. Но в любом случае взрывоопасный очаг в этой части Европы останется и попытки восстановления исторической справедливости будут предприниматься.
Выдавив сербов из Косова, международное сообщество изо всех сил вытесняет Россию, её влияние из балканского региона. Для этого предпринимаются многочисленные усилия, говорит депутат:
— Россия всегда имела интерес в балканском регионе, была связана с Сербией тесными узами. Международному сообществу хочется переориентировать балканские государства исключительно на Запад, включить их в НАТО, ЕЭС и подчинить своей политике и своим интересам. А от России — чтоб и духу там не осталось. Сербию, в частности, заманивают обещаниями: если она согласится на отделение Косова, то её примут в ЕЭС и НАТО. Эта «морковка» перед нею висит, и она действует. Съев морковку, считает Запад, сербы постепенно привыкнут являть покорность Западу. Тем паче, что они всегда интересовались возможностями сотрудничества с Евросоюзом, доверяли Евросоюзу чрезмерно. Сам-то распад Югославии случился, на мой взгляд, именно из-за такого чрезмерного доверия и непонимания истинных стратегических целей Западной Европы и США. Руководство Югославии, когда там началась гражданская война, слушалось посредников Западной Европы, старалось с ними не ссориться, полагая, что Евросоюзу выгодно сохранить единую Югославию. Но всё это было не так. Всё это было ошибкой, крепким заблуждением тогдашнего сербского руководства. И час расплаты пробил очень скоро.
А сейчас с появлением плана Ахтисаари наступил последний момент истины, заявляет Ю.Квицинский:
— Не думаю, что албанцы, получив самостоятельный край Косово, будут вести себя спокойно. В бывшей Югославии есть и другие районы компактного проживания албанцев. Как в них будет развиваться обстановка в случае отделения Косова — большой вопрос. Это непредсказуемо.
Запад спешит решить свою задачу — определить статус Косова. Но тем, кого волнуют судьбы народов, нельзя промахнуться, голосуя за решения. Это последний момент истины.