В думской суете нередко и как бы случайно проскакивают законы, смысл которых не в состоянии понять порой даже их разработчики. Только стоящие за спиной законотворцев идеологи извлекают из путаного нормотворчества выгоды для себя и коллег по цеху. Сопровождается процесс, как правило, назойливой трескотнёй занаряженных СМИ о надуманной значимости законодательного акта.
По такой схеме проходило принятие закона «О внесении изменений в статью 11 Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ». За него проголосовало известное большинство Госдумы, и документ отправился на утверждение в Совет Федерации. Далее его подпишет президент, и он благополучно ляжет в какой-нибудь сейф, где и будет забыт за ненадобностью. В аналах общественной памяти останется пиаристый туман, раздутый прессой вокруг закона, который якобы запретил чиновникам получать гонорары за лекции, книги или научную деятельность от иностранных государств, международных и иностранных организаций, а также иностранных лиц. В список на гонорарные ограничения, помимо правительственных чиновников, попали и думцы с членами Совета Федерации, и региональное чиновничество, и военнослужащие с сотрудниками правоохранительных органов, бойко сообщила либеральная пресса. И в очередной раз ввела граждан в заблуждение. Никакими карами никому из чиновников данный закон не грозит. В нём выражено всего лишь намерение о том, как было бы неплохо поставить на место излишне активных «лекторов». И не более того.
Представляя закон в первом чтении (17 ноября 2006 года), первый зампред Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству «единоросс» А.Москалец разразился высокопарной речью о том, как его переполняет гордость за растущий авторитет России, за подъём её экономики и за то, что «настала пора здорового самолюбия». А чтобы эти тенденции не померкли, нужен закон, повышающий требовательность «к тем, кто дал согласие на осуществление каких-либо функций в государстве, особенно функций властных», убеждал Москалец. Пафос его слов, однако, был воспринят неоднозначно, причём его же однопартийцами. Разволновался «единоросс» П.Крашенинников, испугавшись, что может накрыться его преподавательская деятельность по программе ТАСИС. «Мы намереваемся программу увеличивать, а получается, что всё это запрещается?» — удивился он. Но Москалец Крашенинникова тогда успокоил, сказав, что закон коснётся «только членов правительства». Забеспокоился было первый вице-спикер Госдумы «единоросс» О.Морозов: неужто члены правительства не смогут законно получить гонорар за лекции, которые они исправно читают в Кембридже? А что будет со Швыдким, ведущим передачу о «наших песнях» на канале СТС, который имеет в составе учредителей иностранцев? «Да что вы, Олег Викторович, никто не запретит работать на телеканале или читать лекции, только получать оплату за это будет невозможно», — пояснил Москалец, добавив ещё, что «чиновники должны беспокоиться о чистоте денег» и что «нельзя идти по пути обходных манёвров», когда «говорим о борьбе с коррупцией». Москальцу больше не возражали. Только представитель правительства А.Логинов «убедительно» попросил «качественно юридически доработать закон». На том и порешили. Законопроект прошёл первое чтение, после чего завис на три долгих месяца.
И когда закон вынырнул из «единороссовских» рук для окончательного принятия, то выяснилось, что и лектор Крашенинников, и «песенник» Швыдкой, и ходоки по кембриджам могут спать спокойно. Текст закона оказался филигранно подправлен несколькими незатейливыми словами, которые придали его содержанию очень «расширительное» толкование. «Расширение» коснулось не только перечня чиновников, но и норм, из которых весь запрет испарился.
Главное изменение произошло с появлением слова «исключительно» и оговорки, которой можно оправдать любой лекторский энтузиазм. Если в первоначальном тексте говорилось: «Преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться за счёт средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства», то в окончательном варианте читаем: «…преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счёт средств иностранных государств… если иное не предусмотрено законодательством РФ, международными договорами или договорённостями на взаимной основе». Следовательно, те чиновники, которые финансируются не «исключительно» за счёт иностранных средств, что само собой разумеется, министры и остальные названные в законе должностные лица, а оплачиваются в своих ведомствах, а не финансируются «исключительно» за границей. Их гонорары, в том числе и зарубежные, по закону уже рассматриваются всего лишь как дополнительный доход. А оговорка про «иное», которое тоже по силам «предусмотреть» высоким чиновникам, создаёт совсем комфортные условия для любого «лектора» или «писателя» вроде приватизатора Чубайса и его соратников Коха и Мостового, получивших огромный гонорар от иностранного заказчика за некую книгу о приватизации. Об этом, правда, уже мало кто помнит.
Такой же псевдозапрет затронул и членов Совета Федерации с депутатами Госдумы относительно их участия «в органах управления, попечительств и иных наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций, действующих на территории РФ и их структурных отделениях, если иное не предусмотрено международными договорами РФ».
Что же тогда запрещает конституционный закон или хотя бы для чего он принят? Сегодня это непростой вопрос даже самих его инициаторов. Пока они недоумевают, думские эксперты высказываются о законе очень решительно: пустой и ничтожный документ. Хотели было ввести ограничения для «специалистов» по реформам, имя которым у нас — легион, чьи лекции «высоко ценятся» зарубежными консультантами, но и из этого ничего не получилось. «Лекторов», финансируемых «исключительно» иностранцами, вообще не найти. Есть только деятели, которые сидят на зарплатах. А ещё получают дополнительное вознаграждение… за «лекции», под которыми подразумевается курс проводимых в стране «экономических реформ» по рекомендациям зарубежных консультантов. И принятый закон «О Правительстве РФ» никоим образом этому не препятствует.
За минувшие 15 лет многие реформаторы неплохо поживились на забугорных гонорарах. О об этом знают спецслужбы. Но молчат. Нет команды «мочить». И нет закона, который позволил бы спросить с «лекторов». Если бы и впрямь возникла политическая воля поставить заслон «лекторскому» холуйству, хотя бы среди членов правительства, то ввели бы по крайней мере внутренние регламенты, положения, запрещающие подкармливаться чиновникам сомнительными гонорарами. Воля, однако, не просматривается. Финансовый интерес преобладает во всём. Поторопился Москалец объявить о наступлении времён здорового самолюбия. Продолжается пора бесконтрольного обогащения чиновничества всех уровней, реформаторов старых и новых. Они не допустят, чтобы им чинили препятствия. А беззубые законы они любят. Складируют их сотнями. Вот и этот закон для них вроде «белых одежд». Прокричали про очищение рядов, про крепчающую честность — и хватит. Уже есть, чем отчитаться на переговорах о вступлении в ВТО или ещё куда... А коррупция как была, так и осталась. Ответственности как не было ни за что у членов правительства, так и не появилось. Никаких ограничений для них как не было, так и нет. Объёмы «лекторских» гонораров не уменьшаются. Вместе с ними растёт и число разных законов. И качество жизни у граждан России падает, да бед прибавляется. Таковы реалии «правового» государства.