"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 19-20 (12939), вторник, 13 февраля 2007 г.

 

СОЛНЦЕ РУССКОЙ МУЗЫКИ

150 лет назад, 15 февраля 1857 года, из Берлина пришло известие о кончине великого русского музыканта XIX века Михаила Ивановича Глинки. Оно быстро разнеслось по Петербургу. Переполненная Конюшенская церковь не смогла вместить огромной толпы желающих присутствовать на панихиде по дорогому для многих соотечественнику.

А.Н. СЕРОВ,
композитор, музыковед:
«Россия оплакивает великого отечественного художника, основателя русской школы в музыке, одного из первостепенных деятелей по музыкальному искусству вообще».
Н.А. МЕЛЬГУНОВ,
писатель, публицист:
«Он понял иначе значение слов: русская музыка, русская опера, чем его предшественники. Он не ограничился более или менее близким подражанием народному напеву; нет, он изучил глубоко состав русских песен, само исполнение их народом... одним словом, он открыл целую систему русской мелодии и гармонии, построенную в самой народной музыке».
Князь
Владимир ОДОЕВСКИЙ:
«С оперой Глинки является то, что давно ищут и не находят в Европе, — новая стихия в искусстве, и начинается в её истории новый период — период русской музыки. Такой подвиг, скажем, положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!»
После премьеры оперы «Руслан и Людмила» друзьям композитора пришлось защищать его от завистников и недоброжелателей в печати.
В.Ф.Одоевский писал: «О верьте мне! на русской музыкальной почве вырос роскошный цветок, — он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся вползти на его стебель и запятнать его, — черви спадут, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный
и цветёт лишь один раз в столетие».
Из воспоминаний
А.П. КЕРН
(Её имя обессмертил Пушкин своим «Я помню чудное мгновенье...», а Глинка создал музыкальный шедевр на его гениальные стихи):
«Чтобы насладиться этой музыкою, надобно сидеть в театре, зажмуря глаза; я так делала и была минутами счастлива. Неужели у нас не найдётся даже после смерти Глинки живая душа, которая бы взялась сделать то, что он желал? А он так страстно любил это последнее своё дитя! В этой опере он выражал свою последнюю любовь, это была мелодия лебединой песни и гармоническое сказание о чувствах души, которая изливалась в музыке, хотя и не всем доступной, по полной поэзии.
Приехавши из Малороссии в 1855 году, я тотчас осведомилась о Глинке, и когда мне сказали, что здоровье его сильно расстроено, я не решилась просить его к себе, а послала сына узнать, когда он может меня принять.
Обласкав сына, которого видел в колыбели и сам учил петь кукуреку, играя с ним на ковре, он усердно звал меня к себе. Когда я вошла, он меня принял с признательностью и тем чувством дружества, которым запечатлелось первое наше знакомство, не изменяясь никогда в своем свойстве. В большой комнате, в которой мы уселись, посредине стоял раскрытый рояль, заваленный беспорядочно нотами, а подле ломберный стол, тоже с нотами, и я радовалась, что любимым занятием Глинки по-прежнему была музыка. При этом свидании он не говорил о невозвратных прошлых мечтах и предположениях, которые так весело улыбались ему при отъезде моём в Малороссию. Вообще он избегал говорить о себе и склонял разговор к моему тогдашнему незавидному положению, расспрашивал о моих делах с живым участием и только мельком касался своих обстоятельств и намерений. Когда я ему сказала, что предполагаю приняться за переводы, чтобы облегчить мужу бремя забот о средствах существования, то он усердно предложил свои услуги и при этом употребил такие выражения: «День, когда я смогу для вас что-нибудь сделать, будет прекрасным для меня».
При этом он мне сообщил, что занимается духовною музыкою, сыграл, кстати, херувимскую песнь и даже пропел кое-что, вспоминая былые времена.
Несмотря на опасение слишком сильно его растревожить, я не выдержала и попросила (как будто чувствовала, что его больше не увижу), чтоб он пропел романс Пушкина «Я помню чудное мгновенье...», он это исполнил с удовольствием и привёл меня в восторг! В конце беседы он говорил, что сочинил какую-то музыку, от которой ждёт себе много хорошего, и если её примут так, как он желает, то останется в России, съездив только на время на воды, чтобы укрепить свое здоровье для дальнейшей работы; если же нет, то уедет навсегда. «Вреден север для него», — подумала я и рассталась с поэтом в грустном раздумье.
При расставании он обещал посвятить мне целый вечер и просил прийти к нему с близкими моими, когда он уведомит, что в состоянии принять. Я не собралась больше к Глинке, т.е. он не собрался меня пригласить, как мы условились, а через два года, и именно 3 февраля (в день именин моих), его не стало! Его отпевали в той же самой церкви, в которой отпевали Пушкина, и я на одном и том же месте плакала и молилась за упокой обоих! День был ясный, солнечный, светлые лучи его падали прямо из алтаря на гроб Глинки, как бы желая взглянуть в последний раз на бренные останки нашего незабвенного композитора».



 


В оглавление номера