На Мюнхенской международной конференции по безопасности 10 февраля президент РФ В.Путин сетовал по поводу разделительных линий, которыми западные политики делят страны и народы, создавая напряжённость в мире. Но как же президент не заметил, что и внутри России с его же ведома вычерчиваются подобные разграничения между субъектами Федерации, ставя под угрозу единство нашей страны, её территориальную целостность и безопасность.
Не кем иным, а президентом Путиным был внесён в Госдуму закон «Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», способный раскроить Россию на удельные княжества по схеме преступного развала СССР. Об этом говорили в своих выступлениях депутаты фракции КПРФ, призывая представителя президента А.Косопкина и «Единую Россию» одуматься, снять с повестки дня опасный закон, не совершать исторической ошибки, не губить страну.
Обосновывая свой призыв, коммунисты припомнили Чечню и ельцинское «глотать суверенитеты». Ими поперхнулись тогда многие субъекты РФ. Потребовались годы и сотни тысяч человеческих жизней для наведения конституционного порядка в Чечне, упорядочения взаимоотношений между центральной и региональными властями РФ, для определения полномочий и предметов ведения — совместных и региональных. Да только, судя по всему, порядок кое-кому не по нраву.
Чечня ещё не разгребла послевоенные руины. Эхом недавней войны звучат взрывы в Дагестане, Ингушетии. Напряжённо живёт весь Северо-Кавказкий регион. А Кремль уже порождает новую зону с сепаратными полномочиями. По Договору Татарстан превращается в государство в государстве. На языке Косопкина, это «отличное от установленного федеральными законами разграничение предметов ведения и полномочий между органами госвласти РФ и Татарстана».
Отличий, если взглянуть в текст Договора, слишком много. В нём говорится, что предметы ведения и полномочия между органами госвласти РФ и Татарстана разграничиваются Договором, а не существующим федеральным законом. Это с обеспокоенностью отмечается и в заключении Правового управления Госдумы. Республика Татарстан, согласно статье 2 договора, становится одновременно и субъектом РФ, и государством, наделяясь соответствующей полнотой власти. Республике предоставляется право участвовать в деятельности органов международных организаций, осуществлять международные и внешнеэкономические связи с субъектами и административно-территориальными образованиями иностранных государств, заключать с ними соглашения. Будет ли это делаться совместно с МИДом РФ или Шаймиев сформирует свой МИД, пока остаётся неясным. Но совершенно точно, при администрации президента РФ появится представительство Татарстана, а его жители получат паспорта с вкладышем на татарском языке и с изображением герба Татарстана. Кандидатам на высшие посты в республике предписывается владеть татарским языком.
Неровён час, возникнет и визовый режим для въезда в суверенный Татарстан гражданам РФ из обычных, безстатусных, субъектов, зароптали депутаты. Однако в думском комитете по делам Федерации и региональной политике во главе с «единороссом» В.Гришиным раздумьями не утруждались: раз президент Путин подписал Договор, — пусть Татарстан «глотнёт» суверенитета. «Каждый субъект выбирает свои алгоритмы», — резюмировал Гришин. У других депутатов кремлёвско-татарский сговор вызвал бурю негодования. Они обрушились с вопросами на Косопкина. С какой целью высшая российская власть возвращает страну к межрегиональной неразберихе? На каких основаниях Татарстану даются необъятные полномочия? Конституция РФ провозгласила равенство субъектов РФ, а Татарстан «равнее» других? Почему одни субъекты живут по конституции, а Татарстан — за её пределами? А что если все субъекты РФ захотят получить статус отдельных государств?
— Цель корректировки по предметам ведения, — так определил Договор Косопкин, — учесть экономические экологические, культурные и иные особенности Республики». В чём особенности, — Договор, между тем, умалчивает. Их попытался было назвать представитель президента. Тогда-то и прозвучало ключевое слово НЕФТЬ! Но чтобы ничего такого не подумали, Косопкин заострил внимание не на том, что Татарстан богат нефтью, за которой охотится вся мировая олигархия, а на страдающей природе, которая немилосердно загрязняется из-за добычи и переработки минерального сырья. Исключительно ради спасения экологии Татарстана, сказал Косопкин, чуть ли не вынужденно, принимается Договор. Косопкин говорил ещё про некую специфичность Татарии, что не только раззадорило думцев на новые вопросы. Во-первых, отмечали коммунисты Борис Кибирев, Анатолий Локоть и другие депутаты, каждый российский регион специфичен, во-вторых, — в каждом накопились экологические и другие проблемы. Почему Кремль их специфики не замечает?
— Так это надо доказывать и договариваться, — пояснил Косопкин. Прозвучало неоднозначно. На что намекал президентский представитель? Если на то, о чём невольно думается в стране коррумпированных чиновников, тогда понятно, что субъекту, обладающему нефтью, договариваться легче, чем тем, у которых нефти нет. Элдэпээровец Митрофанов высказал свою версию: Договор — это подарок президента РФ Путина бессменному президенту Татарстана Шаймиеву в честь его 70-летия. Но как же, завозражали депутаты, царский подарок уже сделан, Татарбаши получил породистого скакуна… А тут — Договор, которым интересы всей России ставятся под удар. Татарстан и так у центральных властей пользовался особыми симпатиями. Ему не раз предоставлялись налоговые льготы, особые субвенции, чтобы республика развивалась. Теперь бы в самый раз подтянуть до его уровня вымирающие русские области РФ. Но Косопкин этих советов не слушал и даже не стеснялся грешить против истины. Защищая президентский Договор, он утверждал, что документ совершенно прост и безобиден и даже по объёму «в 10 раз меньше старого», срок которого истёк в 2005 году. Дотошные думцы, однако, обнаружили, что новый Договор всего на пару статей короче прежнего, а по содержанию вообще неприемлем. Косопкин испытывал явный дефицит аргументов. Без ответов остались почти все заданные ему вопросы.
Депутаты от КПРФ увязали появление Договора с завершением работы над законом «О недрах». Спор ведётся о принципе «двух ключей» — совместном использовании минеральных ресурсов федеральным центром и регионами. Но какими бы жаркими ни были споры, всё решаемо принятыми законами, считают коммунисты. Договора тут не нужны, если, конечно, власть готова обеспечить прозрачность всех совместных и разграниченных предметов ведения.
Но не таков, видно, «предмет ведения» — нефть, чтобы делить её прозрачно, на всех. Как говаривал Познер, на всех всё равно не хватит. Поэтому делить нужно по-капиталистически: одним много — остальным ничего. Нефть превратилась в средство быстрого и баснословного обогащения. Она стала разрушителем союзного объединения России с Белоруссией. За неё идёт война в Ираке, да и в Чечне нефтяной поток подогревал сепаратистские тенденции. Сколько б ни рассказывал Косопкин, что кремлёвско-татарский договор хорош собой и никакого передела РФ не произойдёт, — ему мало кто верил. Устных обещаний в стенах Госдумы произносилось сотни. Да где они теперь?
К тому же Договор, который ещё только вступает в действие, уже успел провести разделительную линию в партийно-фракционной общности «Единая Россия». В нарушение партийной дисциплины ряд «единороссов» проголосовал против Договора. Он, конечно, всё равно утверждён, за него высказалось 306 думцев (против — 110, в том числе вся фракция КПРФ). Но даже под страхом партийного взыскания не пошли против воли своего субъекта «единороссы» от Башкортостана, который давно соперничает с соседним Татарстаном. Так что первая разделительная линия от Договора обозначилась ещё в Думе.
Не обошлось без курьёзов. Чтобы сжать время для нелицеприятных для власти дебатов, «Единая Россия» установила специальный поминутно расписанный порядок обсуждения Договора. Не более трёх минут — на вопрос, чуть больше — на изложение позиции фракции. Депутаты возмущались, но меньшинству перекричать большинство в 300 голосов невозможно. Пришлось смириться, что привело к своего рода «жертвам». От суровой регламентации пострадала «Родина-2», как в обиходе называют в Думе фракцию, отпочковавшуюся от бывшей рогозинской «Родины». Сама «Родина-2» придумала себе очень длинное имя (наверное, для солидности) — Народно-патриотический союз «Родина» (Партия национального возрождения «Народная воля» — Социалистическая единая партия России — «Патриоты России»). Пока ведущий заседания сбиваясь зачитывал данное словосочетание, приглашая к трибуне представителя от этой фракции, ушла целая минута, отведённая на выступление депутата. Оратор в итоге не успел всеобъемлюще воспользоваться положенным временем, чтобы высказать всё своё негодование Договором.
В пылу таких вот перипетий «Единая Россия» ратифицировала, по сути, как международный документ кремлёвско-татарский Договор. Башкортостан уже заявил, что не собирается отставать. Там уже написан проект подобного договора, и скоро башкирские полпреды прибудут в Кремль «договариваться и доказывать свою специфику». В Чечне пишут свой проект, предвкушая получение особого статуса.
Парад суверенитетов—2, как и предсказывали коммунисты, набирает обороты. Над картой России алчно сгрудились идеологи разделительных линий.