В четверг вечером президент Владимир Путин объявил о крупнейших за последние полтора года перестановках в правительстве. Событие это оказалось весьма неожиданным, несмотря на то, что о возможности подобных изменений говорилось уже неоднократно. Более того, в последние недели премьер-министр Михаил Фрадков обратился к президенту с предложениями о реформе структуры правительства. На прошлой неделе глава государства заявил, что предложения эти обязательно будут рассмотрены, однако, мол, торопиться с изменениями не следует.
Непонятно, что заставило Путина столь кардинальным образом пересмотреть это своё мнение и вдруг произвести серьёзные кадровые изменения. Причём даже не дождавшись возвращения из Туркмении Михаила Фрадкова.
Суть правительственных изменений такова. Вице-премьер Сергей Иванов становится, как и Дмитрий Медведев, первым вице-премьером. Одновременно Иванов освобождается от поста министра обороны. Новым главой военного ведомства становится Анатолий Сердюков, до этого момента возглавлявший Федеральную налоговую службу. В правительстве также появился ещё один вице-премьер — Сергей Нарышкин, бывший до нового назначения руководителем аппарата правительства. По словам президента, его новые функции будут связаны с «внешнеэкономической деятельностью, прежде всего на направлении СНГ».
На первый взгляд, причины данных перестановок очевидны. Несмотря на то, что Путин постоянно отрицает свою приверженность к политике так называемого преемничества, понятно, что проблема смены власти в 2008 году в Кремле стоит очень остро. А потому операция «преемник» на деле осуществляется, и весьма энергично. Главными претендентами на эту роль, очевидно, считаются Дмитрий Медведев и Сергей Иванов. До сего момента они находились не совсем в равном положении. И дело не только в должностях (Медведев — первый, а Иванов — «обыкновенный» заместитель главы правительства), но и в исполняемых полномочиях.
Медведеву, курирующему все национальные проекты, доставались пропагандистские «сливки», так как в рамках нацпроектов он то и дело ездил по регионам и сообщал, кому и сколько выделят дополнительных средств. То, что средства эти весьма невелики, а сами проекты — виртуальны, станет совершенно ясно всем уже через короткое время. Зато пиар-эффект от такой деятельности вполне ощутим.
Иванову же, как министру обороны, по должности доставались «шишки» совершенно реальных армейских проблем: от недостаточного финансирования армии до вопиющих случаев «дедовщины», становившихся достоянием общественности. Освободившись от поста министра обороны, Сергей Иванов освободился и от ответственности и явных неудобств, с этой ответственностью связанных.
Теперь претенденты на роль преемника «уравнены». Интрига, кому из них в итоге отдаст предпочтение Владимир Путин, закручена ещё туже, а значит, влияние самого президента на ход кремлёвских игр по-прежнему велико.
Однако на ту же ситуацию можно посмотреть и под иным углом. Сам Путин объяснил необходимость перемен следующим образом: «Мы с председателем правительства согласовали, мною подписан Указ о расширении сферы ответственности Сергея Борисовича Иванова. На него возложены обязанности координировать, кроме ВПК, и часть гражданского сектора экономики. Рассчитываю, что то положительное, что было сделано в военно-промышленном комплексе, будет расширено и за счёт гражданского сектора. Положительные тенденции в ВПК есть, об этом говорят и цифры роста экспорта наших вооружений и специальной техники. В прошлом году мы достигли очередной рекордной отметки — более шести миллиардов долларов. Полагаю, что с теми задачами, которые стояли перед Сергеем Борисовичем Ивановым в Министерстве обороны, он справился, и справился достойно. И, конечно, это значит, что исполнять обязанности министра обороны в этой ситуации он уже не сможет. На двух стульях в данном случае сидеть нельзя».
Ну о рекордах и успехах, обозначенных президентом, много можно не рассуждать. Кремль давно «кормит» население не реальными достижениями, а лукавыми цифрами, свидетельствующими о некоем колоссальном росте. Да и «рекорды» выглядят таковыми только на фоне полного развала российской экономики, в том числе и ВПК, в 90-е годы. Но и в путинскую эпоху, скажем, во время исполнения обязанностей министра обороны и вице-премьера Сергеем Ивановым, никаких существенных успехов не достигнуто.
Построенные ещё при советской власти предприятия выпускают разработанную и сконструированную (по большей части тогда же) продукцию военного назначения — при чём тут Сергей Иванов? Возможно, он несколько более эффективно торговал этой продукцией. Но, судя по сказанному президентом, теперь он от этого выгодного дела отодвинут. По крайней мере имеющиеся уже планы развития вооружения и перевооружения до 2012—2015 годов Путин поручил осуществлять новому министру обороны Анатолию Сердюкову, особенно подчеркнув, что это человек «с опытом работы в сфере экономики и финансов», а именно такой в Министерстве обороны вроде бы сейчас и нужен.
Какие обязанности в гражданском секторе экономики возлагаются на первого вице-премьера Сергея Иванова, президент и вовсе не уточнил. Так что равновероятна такая возможность, что, получив формальное повышение, Иванов остался без реальных полномочий.
Одно не вызывает сомнений: происходящее является ярким проявлением кремлёвских комбинаций и интриг. К улучшению состояния дел в стране эти интриги отношения не имеют. Зато показывают исключительно пиаровский и пропагандистский характер заявлений высоких чиновников. Скажем, после знакового выступления Путина в Мюнхене реформы в Министерстве обороны, связанные с укреплением армии, кажутся весьма логичными. Но при чём здесь министр обороны Сердюков, который как по характеру своей прежней работы, так и по характеру президентского поручения будет заниматься в военном ведомстве очень привычной для современной России и, как показывает опыт, не приводящей ни к каким хорошим результатам деятельностью — делёжкой финансов?
Собственно, все правительственные реформы власти объясняли интересами страны и её граждан. Так было и в 2004-м, когда провели административную реформу и число вице-премьеров уменьшили с шести до одного. Для того-де, чтобы сократить бюрократический аппарат и повысить ответственность министров.
Ныне же и о бюрократическом аппарате, и об ответственности не вспоминают. Есть задачи поважнее: обеспечить интересы весьма узкого властного клана в ходе грядущих выборов. Тот же министр обороны Сердюков принадлежит к «питерской команде». «Питерским» является и вице-премьер Сергей Нарышкин, к которому эксперты, зная о любви Путина к неожиданностям, призывают присмотреться особенно внимательно. Нарышкин давний соратник Владимира Путина. В начале 90-х они вместе работали в администрации Петербурга у тогдашнего мэра города Анатолия Собчака. Так что экономическое сотрудничество с СНГ, организацией, которую сам Путин не раз называл всего лишь «цивилизованной формой развода», явно не является главной составляющей в новом назначении Нарышкина. А потому уже активно обсуждается вопрос, не является ли именно Нарышкин истинным преемником, а Иванов и Медведев — фигурами для отвлечения внимания. Но ответить на этот вопрос, как и на тот, кто же на самом деле заказывает кремлёвскую политику, практически невозможно, поскольку политика эта делается методами закрытыми и недемократическими.