Смелая новизна спектакля в том, что, в отличие от потока сценического «новаторства», в нём ничего не перевёрнуто с ног на голову. Как и сто с лишним лет назад, «Три сестры» А.П.Чехова на сцене Оренбургского государственного драматического театра им. М.Горького воссоздают своё время и также интересны сегодняшнему зрителю правдой жизни, раздумьями о её сущности и смысле.
Герои спектакля интересны и в обыденности каждый своим характером: каждый их исполнитель влез в душу и сердце своего персонажа, придал ему неповторимый облик. И потому зрительный зал дышит одним дыханием со сценой, где, казалось бы, в воздухе растворена вся повседневность быта-бытия.
И очень важно, что это для нас не далёкая история: вековой давности действительность вернулась в сегодняшнюю реальность, опять стала злобой дня. Так и кажется, что из всех речей со сцены особые искровые разряды в зрительном зале вызывают мечтательные высказывания о будущем, возможно, о том, которое для нынешних поколений стало, увы, прошлым.
Младшая из сестёр — двадцатилетняя Ирина в исполнении своей сверстницы Оксаны Климовой покоряет горячностью искреннего порыва: «Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги».
Любящий Ирину барон Тузенбах (артист Дмитрий Гладков) вторит ей пророчеством: «Меня оберегали от труда. Только едва ли удалось оберечь, едва ли! Пришло время, надвигается на всех громада, готовится здоровая, сильная буря, которая идёт, уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку. Я буду работать, а через какие-нибудь 25—30 лет работать будет каждый человек. Каждый!»
Пророчество героя А.П.Чехова сбылось, и первые исполнители его пьесы были тому свидетелями и вдохновенными певцами начала строительства того общества, где каждый человек имеет право на труд, каждый работает и каждому воздаётся по труду. И если ныне это общество разрушили и вновь насаждают «предубеждение к труду», то это лишь временное отступление от мечты, которая продолжает жить не только вместе с героями А.П.Чехова, но и с нашими безработными современниками, кои добиваются и добьются восстановления права на труд, восстановления общества, где трудится каждый и каждый имеет всё для счастья.
Когда? Может быть, всё дело в сроках и барон Тузенбах ошибся, а в свой черёд ошиблась и история с первой попыткой? Может быть, ближе к истине другой герой спектакля — подполковник Вершинин, исполнитель роли которого заслуженный артист России Юрий Труба особенно проникновенно произнёс монолог во славу добываемых трудом знаний с таким предсказанием: «Через двести, триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной. Человеку нужна такая жизнь, и если её нет пока, то он должен предчувствовать её, ждать, мечтать, готовиться к ней, он должен для этого видеть и знать больше, чем видели и знали его дед и отец».
Спектакль озарён этой мечтой, в ней — ключ к оценке нескольких лет сценической жизни сестёр в губернском городе и их стремления в родную им Москву как отрицания пошлой обывательщины в противовес высокому предназначению человека. В этом, думается, убеждают все образы — каждый на особицу, и прямыми высказываниями, и всем своим существованием.
Артистка Ирина Прохорова в роли старшей сестры Ольги являет нам во всём очаровании юности молодую учительницу гимназии, которая в общем-то уже выполняет долг «работать» и с головой поглощена своим делом, но в то же время полна страданий и сомнений. Именно она в заключительном монологе произносит, как заклинание, знаменитое оптимистическое утверждение: «Будем жить!» И всё-таки на свой же вопрос, зачем мы живём, заканчивает спектакль риторически: «Если бы знать, если бы знать!»
Если бы знать, что ей, вполне возможно, довелось стать первой учительницей — героиней одноимённого советского фильма, то у неё был бы ответ, который дала эпоха. А пока вновь в зрительный зал брошен вопрос уже о сегодняшнем времени как призыв думать и знать.
Исполнительнице роли сестры Маши заслуженной артистке России Наталье Беляевой удалось правдиво, во всей сложности показать драму любви и семьи, разочарования и нового глубокого чувства. Большой клубок связанных с этими основами человеческой жизни моральных и бытовых проблем составляет содержание образов, талантливо созданных заслуженными артистами России Сергеем Куниным, Олегом Бажановым, артистами Борисом Кругловым, Владимиром Бухаровым, Ларисой Толпышевой и другими. И роль третьего плана может стать яркой, запоминающейся, как сторож Ферапонт в исполнении заслуженного артиста России Александра Папыкина: приличествующая сану внушительная внешность, достоинство, зычный голос.
Должно быть, перекормленный ужасами телевизионных сериалов зрительный зал душевно отдыхает, чутко сопереживая тонким оттенкам чувств и мыслей, страстям и предчувствиям живущих на сцене обыкновенных людей — героев «самой виртуозной» бытовой чеховской драмы, которую поставил художественный руководитель театра народный артист России, лауреат Государственной премии России Рифкат Исрафилов. Зрители высоко оценивают работу театра. Хорошо сказал столичный гость — народный артист России, доцент Московской государственной консерватории Алексей Мартынов: «Найдена удивительная интонация, какая-то чистая и светлая нота, пронизывающая весь спектакль. Эта постановка — удар по пошлости, окружающей нас сейчас со всех сторон».