Вступает в силу новый Жилищный кодекс. О многочисленных опасностях, которые он в себе таит, писали многие оппозиционные газеты. Проводились митинги протеста, выпускались листовки, и везде делался упор на то, что цель нового жилищного кодекса — переложить все тяготы по содержанию жилья с государства на население. Особенно пострадают те, кого загонят в ТСЖ. Это понятно, но в этом не вся суть. А если нас не станут загонять в ТСЖ, назначат управляющей компанией государственный жилкомсервис, оставят государственные дотации, значит, закон хороший? Мне кажется, противники реформы не до конца понимают смысл нового закона, так же как не все поняли и смысл монетизации льгот. Некоторые левые активисты (особенно среди молодёжи) ходили на митинги протеста пенсионеров только потому, что они поддерживают любой протест против режима. А вообще считают закон правильным, только компенсацию дали маленькую, а вот если бы дали не 430, а, скажем, 4300 рублей, то, по их мнению, всё было бы хорошо. Так и с реформой ЖКХ.
Что же ещё произойдёт при вступлении нового кодекса в силу? Недавно мне пришлось присутствовать на собрании жильцов дома, созванного администрацией района для выбора способа управления. Не буду описывать всё это, мягко говоря, незаконное действо. Самое главное, что представители администрации откровенно и чётко рассказали суть закона. Было заявлено, что основная цель реформы — поломать советский принцип жизнеустройства, оставшийся до сих пор в системе ЖКХ, а именно уравнительное распределение средств. Сейчас квартплата идёт в общий котёл (в нашем случае — бюджет города Ленинграда), оттуда деньги поступают на обслуживание системы ЖКХ в наиболее необходимые места, а не туда, где больше платят. То есть каждый житель дома в хорошем состоянии отдаёт часть своей квартплаты на поддержание ветхих домов, ликвидацию крупных аварий и т.п. Жители неаварийных домов получают услуг на сумму большую, чем они платят. Плюс пока существующие государственные дотации.
Да, в этом и состояла советская система, и она, даже с учётом нынешнего воровства, взяточничества и других подобных явлений, позволяла хоть как-то выживать всем. Теперь деньги, собранные в виде квартплаты, будут идти в бюджет ТСЖ или управляющей компании. При этом управляющая компания по закону не имеет права перераспределять средства между домами. Для жителей новых домов на начальном этапе квартплата может даже снизиться или остаться примерно как сейчас, но для тех, кто живёт в аварийных и ветхих домах, наступит настоящий кошмар, т.к. любая авария в их домах будет оплачиваться только из квартплаты, что приведёт к её многократному увеличению. Такая рядовая авария, как прорыв общей трубы, способна «съесть» квартплату всего дома за пару месяцев. И если для Ленинграда администрация города обещает оставить часть дотаций (теперь не по закону, а по «доброй» воле — всё-таки вторая столица), то жителям регионов это точно не грозит.
Объяснив эту схему, представитель администрации начала давить на эгоизм жителей: у вас дом хороший, вам повышение не грозит, а те, кто живёт в пригородной части района (там много ветхих домов), пусть крутятся как хотят, зато лично вы только выиграете.
Таким образом, новым законом внедряется принцип рыночной «справедливости», когда удовлетворяется только платёжеспособный спрос, услуги получает тот, кто платит. Кто не имеет средств, тот не имеет прав и только может просить в отношении себя благотворительности. Для таких придуманы адресные субсидии, которые человек (если он не собственник) может получить, только собрав многочисленные справки и доказав свою несостоятельность.
Советская справедливость заключалась в том, что каждый гражданин имел право на жилище как одно из главных выражений права на жизнь. Это право было гражданским, т.е. не зависело от покупательной способности. Сейчас это право уничтожают, а народ сопротивляется слабо. Некоторые приняли принцип рынка, но они не понимают, что, выкинув за борт слабых, не спасутся, т.к. все мы попали по западной классификации в «общность, не имеющую смысла эксплуатировать».