"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 25 (12943), четверг, 22 февраля 2007 г.

 

ХИТРОУМНЫЕ УСЛУГИ

Пара житейских вопросов

С февраля этого года москвичи станут оплачивать пользование своим домашним телефоном по новым правилам. Если раньше они могли говорить по телефону сколько им вздумается, то теперь им придётся платить за каждую минуту телефонных разговоров сверх установленного лимита. Кому же по-прежнему не хочется ограничивать себя временем телефонных разговоров, придётся почти вдвое больше платить за то же удовольствие: раньше 200 рублей, теперь 380. Телефонный монополист продиктовал, и никуда не денешься — плати. У нас же рынок...
Но мои заметки — не о неведомо как устанавливаемых ценах на телефонные разговоры. Хотя это серьёзный вопрос: с чего вдруг те же самые услуги в одночасье дорожают почти на 100 процентов?
Мой вопрос о другом: как будет осуществляться контроль за длительностью моих телефонных переговоров? Если я, к примеру, буду говорить не минуту, а 27 или 37 секунд? Я буду платить за приплюсованные секунды или всё будет округляться до полных минут?
Зная аппетиты и обычаи нынешних российских капиталистов, могу предположить, что никто из них не будет мелочиться с какими-то секундами. Это только у Юлиана Семёнова и его героя Штирлица мгновения играли важную роль. Наши же «бизнесмены» мелочиться не любят. При этом округляют, как неукоснительное правило, всегда в свою пользу. В ныне получаемых квитанциях оплаты наших разговоров при звонках на мобильники, я что-то не замечал никаких секунд.
Ладно, если бы только это смущало меня в новой системе оплаты телефонной связи. Но для меня остаётся загадкой и то, как мы, говорящие по телефону потребители услуг телефонной связи, сможем проконтролировать правильность указанной в квитанциях об оплате длительности наших разговоров. Нам те, кто получает с нас деньги, могут указать любые цифры длительности телефонных разговоров. Поди проверь их правильность.
Странная складывается картина. На дворе царствует его величество Рынок (и могли ли мы ещё недавно подумать, что будем жить ради рынка?). А при рынке обе стороны какой-либо сделки должны иметь равные права. А то, что нам навязывают принудительно, не спрашивая нас, больше смахивает на какой-то феодализм с неограниченным барским правом обдираловки крепостных.
Интересно, где-нибудь на Западе, где люди привыкли жить при капитализме, они так же безропотно воспринимают все выкрутасы над собой своих буржуинов и их буржуинской власти?
И ещё один, схожий с первым вопрос.
На городском транспорте очередные изменения. Не подумайте, что городской транспорт стал ходить чаще, что толчея и давка в нём исчезли. Нет, это всё осталось в неприкосновенности. В очередной раз повысились цены за проезд. За тот самый, который в советские времена собирались сделать бесплатным. Но нам же не захотелось и не хочется жить при такой власти, которая нас не обирает на каждом шагу.
Кроме повышения цен за проезд, в метро ввели новые магнитные проездные билеты. Говорят, они настолько хороши, что и в наземном транспорте, оснащённом турникетами (интересно, сколько в их установку денег вбухали и кто те деньги поимел?), собираются перейти на них.
Но у меня и по этим билетам вопрос возник. В старых билетах метро каждая поездка отмечалась при прохождении контрольного турникета. И я, пользуясь билетом на 20 поездок, всегда мог знать, сколько раз я уже использовал свой билет и сколько ещё осталось неиспользованных поездок. Теперь же после прохождения того контрольного турникета мой билет остаётся девственно чист. А если мой билет на всё те же 20 поездок откажет уже после десятой, то куда, к кому я с ним смогу обратиться? Могу смело утверждать, что ни к кому.
Начальники из метро скажут, что такого не может быть по определению, их билеты — безотказные. Не поверю.
Во-первых, никакая, даже самая лучшая техника, не бывает безотказной.
А кроме того, мне несколько раз доводилось менять в кассах метро прежние проездные билеты с магнитной полосой, которые по неведомым мне причинам досрочно выходили из строя.
Но самое забавное заключается в том, что при таких билетах невозможно предъявить никаких претензий к их качеству, к их возможному досрочному отказу. Действует тот же принцип, что и в первом случае: поди докажи, что ты использовал свой билет лишь наполовину, а не полностью. На нём нет никаких отметок о твоих поездках. Выходит, мои права потребителя и здесь могут быть ущемлены.
Мало этого. Поначалу в метро продавали эти билеты без кассовых чеков, как ныне. И вообще нельзя было установить, на какое количество поездок рассчитан купленный билет. Позже стали выдавать к билету ещё и чек. Бумаг и траты времени всё больше.
И так во всём, в большом и в малом. Одним словом, капитализм. Капиталистический беспредел.
...Первый свой билет на метро без указания поездок на нём я решил эксперимента ради проверить. Скрупулёзно, не ленясь, фиксировал в конце дня, сколько раз использовал его за день. Количество поездок отмечал карандашом на самом билете. После восемнадцати поездок билет выдохся полностью. Контора начальника метро Гаева поимела только на одном билете, проданном мне, 34 рубля. Когда рассказал об этом жене, то она сообщила мне, что тоже смогла ездить по своему билету лишь девять рабочих дней. Правда, она никакого письменного учёта его использования не вела. Да и что толку от того учёта? Всё равно ничего никому не докажешь.
И сколько таких «облегчённых» многоразовых билетов продаёт московский метрополитен? Десятки, сотни тысяч? Может быть, миллионы? Хороший доход может получиться от «облегчения» каждого многоразового билета на пару-тройку поездок. Не поэтому ли городские власти хотят распространить подобные билеты и на наземный транспорт?


Борис ЛЕБЕДЕВ.


В оглавление номера