"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 29 (12946), суббота, 3 марта 2007 г.

 

МНОГОЕ МОЖЕТ РАБОЧАЯ СИЛА

Мощный классовый конфликт в Евросоюзе

В благополучнейшей (казалось бы!) Европе заполыхал новый социальный конфликт, причём охватывающий сразу несколько стран Евросоюза. Его причиной стало намерение руководства компании «Аэробус» уволить 10 тыс. работников в течение четырёх лет. Во Франции на улицу отправят 4,3 тыс. рабочих, в Германии — 3,7 тыс., в Великобритании — 1,6 тыс., в Испании — 400. Все это называется модным словом «реструктуризация», коим крупный капитал ныне маскирует каждое наступление на права трудящихся. Это очень крупное сокращение, ибо общая численность работников на заводах «Аэробуса» — около 60 тыс. человек.

Руководство компании объясняет готовящиеся увольнения необходимостью снизить расходы и повысить доходы. В 2006 году переносы сроков поставки самолета A380 привели к большим убыткам. «Аэробус» намерен снизить издержки на
5 млрд евро к 2010 году. И в дальнейшем — на 2 млрд евро в год. Все эти планы упакованы в разорительный для тысяч рабочих план под названием «Power 8». С «избыточным» штатом, считают в компании, сложно соперничать с «Боингом».
Надо сказать, что европейские политические лидеры взволновались перспективами роста безработицы в их странах. (В отличие от российских «вождей» с их философией «суверенной демократии», в которой социальные проблемы населения расположены где-то далеко на заднем плане.) Главы государств, где располагаются заводы «Аэробуса», попытались было предотвратить массовые увольнения. Однако интересы крупного бизнеса, классовыми представителями которого являются правительства ЕС, взяли верх. В конце февраля канцлер Германии А.Меркель и президент Франции Ж.Ширак решили поддержать руководство «Аэробуса». Заявлено, что приоритетом для них является конкурентоспособность «Аэробуса» на мировых рынках, то есть сохранение доходов владельцев компании. Об этом же заявил глава Еврокомиссии (правительства ЕС) Мануэль Баррозу, подчеркнувший, что для любой компании главное — прибыль.
Однако европейские рабочие не считают себя пешками в играх крупного бизнеса. Рабочие завода «Аэробус» во Франции начали забастовку и вышли на улицы, протестуя против увольнений. К ним присоединились рабочие трёх заводов в Германии. «У нас большое преимущество. Им нужны те части самолетов, которые мы производим, а нам такое управление — нет», — заявил один из выступающих на митинге.
Рабочих авиазаводов поддержали крупные общенациональные и европейские профсоюзы. Одно из главных профобъединений Франции «Форс Увриер» («Рабочая сила»), близкая к Компартии Франции, отмечая боевой настрой рабочих, назначила предупредительную забастовку на 2 марта. Европейская федерация металлистов намерена начать акции протеста после 6 марта. Вот так европейские трудящиеся добиваются сохранения своего благосостояния. Не унылыми жалобами в курилках, а в забастовочной борьбе.
В Европе пытаются ослабить накал грядущих классовых боев. «Аэробус» уже заявил о готовности выплатить уволенным рабочим только в первом квартале 2007 года почти 900 млн долларов. Но люди хотят иметь не разовые подачки, а постоянный заработок. Поэтому компенсации вряд ли остановят забастовки. А они сулят немалые потери для «Аэробуса». То есть у рабочих есть немалые козыри в классовой борьбе.
Об этом, кстати, свидетельствует и успех рабочих завода «Форд» в Ленинградской области. Угрозой забастовки им удалось заставить администрацию завода заключить коллективный договор на приемлемых для рабочих условиях. Напомним, что в начале февраля администрация отказалась подписать колдоговор на условиях профсоюза. Рабочих не устраивали условия труда, в частности порядок предоставления отпусков и выходных, переобучения, выплаты компенсаций за работу на вредном производстве, нормирование труда и использование временных рабочих. 14 февраля рабочие остановили конвейер. Забастовка была приостановлена через сутки — начались переговоры.
Сначала руководство согласилось повысить оклад рабочим на 14-20%, добавить один день к отпуску, выдавать единовременное пособие за стаж более пяти лет в размере 10 тыс. руб., повысить пособия по рождению ребенка до 7,5 тыс. руб., выдавать беспроцентные денежные ссуды на обучение детей, медобслуживание рабочих и семей. Эти уступки профсоюзы не удовлетворили. Администрации пришлось согласиться доплачивать работникам, занятым на вредных участках (окрасочный и сварочный цеха), 7% от оклада, а также прибавить им к отпуску от 6 до 12 дней. Профсоюз настоял на том, что труд временных рабочих может быть использован только в пределах 6% от общего числа рабочих (в особых обстоятельствах — до 20%).
Рабочие добились гарантий и тем, кто не может выполнять какую-то работу по состоянию здоровья. Их либо будут переводить на другое место, либо переучивать с последующим трудоустройством. При отсутствии вакансий рабочий, меняющий место труда, три месяца будет получать среднюю зарплату. А те, кто утратит трудоспособность в результате несчастного случая по вине работодателя, получит годовой оклад.
Это уже не первая победа профсоюза «Форд». В сентябре 2005 года рабочие потребовали увеличения зарплат на 30%. За восемь месяцев переговоров они провели две забастовки, предупредительную часовую и недельную «итальянскую» («работа по правилам») и добились повышения зарплат на 14—17%. Однако рабочие «Форда» не считают, что все их требования выполнены. Нет согласия по самому важному вопросу — о нормировании труда. Не исключено, что конфликт между рабочими и компанией может вновь вспыхнуть.
Примеру фордовского профсоюза могут последовать и другие автомобилестроители. Лидер независимой профсоюзной организации «Единство» на «АвтоВАЗе» Пётр Золотарёв заявил, что они тоже намерены добиваться улучшения условий труда. Хотя тольяттинцам будет труднее, ибо на «АвтоВАЗе существует карманный официальный профсоюз, который смотрит в рот администрации.
Но вернёмся к начинающейся классовой борьбе европейских авиастроителей. Источник конфликта — сильнейшая конкуренция производителей тяжелых пассажирских самолетов. До сих пор такие самолеты могли производить только в трех местах — в США, Евросоюзе и России. Западные правительства отчаянно борются за сохранение своей авиационной промышленности. Особенно американцы, которые намерены придушить всех своих конкурентов. Так, США вынудили китайцев пообещать закупить за несколько лет около двух тысяч «Боингов» (напомним, что в КНР до недавнего времени полностью доминировали пассажирские самолёты советского производства).
И Европа упорно борется за сохранение своего авиапрома (хотя и стремится повысить свою конкурентоспособность за счёт снижения доходов собственного населения). Российская же авиационная промышленность стараниями правительственных «реформаторов» подвергается откровенному истреблению. Как, собственно говоря, и все высокотехнологические отрасли. Авиазаводы в Ульяновске, Воронеже и других городах дышат на ладан, перебиваясь отдельными заказами, в основном иностранными. Сотни тысяч высококвалифицированных рабочих, чтобы спастись от голода, ушли в челноки и мелкие рыночные торговцы.
Но нам под видом подъёма отечественного авиастроения навязывают некий «российский» самолет с иностранным названием RRJ, или «Суперджет-100». На деле эта машина, которая в немалой степени будет сделана из американских и французских комплектующих. И этот самолет-полуиммигрант (его ещё нет в природе) должен вытеснить прекрасный отечественный Ту-334, который уже прошёл все необходимые испытания. Появляются и ещё более экзотические проекты. Греф недавно сообщил о планах закупить для самарского «Авиакора» завод по сборке канадского самолета «Бомбардье Q300», вместо отличного самолета Ан-148.
Напомним, что Внешторгбанк недавно купил 5% акций компании EADS, крупнейшего акционера «Аэробуса». ВТБ не вложил средства в российскую авиационную промышленность — он вложил деньги в европейских конкурентов нашего авиапрома. И «Аэрофлот» для модернизации своего самолётного парка тяготеет к закупкам «аэробусов» и «боингов». Это к вопросу о «патриотизме», который с недавних пор овладел умами (вернее, речами) верхушки РФ. Особенно накануне местных выборов 11 марта.

 





Вячеслав ТЕТЁКИН.


В оглавление номера