"СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 31 (12948), среда, 7 марта 2007 г.

 

Хочу возразить
Е. Марголиту, С. Ростоцкому. Телеканал «Культура»
ДЕМОКРАТЫ и ПИРАТЫ

16 февраля 2007 года в 11 часов утра по каналу «Культура» в рубрике «Шедевры старого кино» показывали фильм «Остров сокровищ» (1937). Тем, кто настроился посмотреть фильм, предстояло вначале увидеть длинный комментарий: так, некогда в продовольственных наборах вместе с дефицитными продуктами покупателям навязывали бросовые консервы вроде «кильки в томате» или «завтрака туриста». Под выборку из хроники 30-х годов, в основном военных и спортивных парадов, перемежаемую кадрами из самого фильма (зачем, кстати, ведь зритель сейчас его увидит) Е.Марголит и С.Ростоцкий возмущались тем, что «в угоду коммунистической идеологии» был в фильме переработан сюжет романа — популярного, но не самого гениального творения литературы. Вместо юнги Джима в фильме действует девушка Дженни — переодевшись мальчиком, она отправляется вслед за возлюбленным на поиски сокровищ. Почему-то когда современные театры оскверняют, другого слова не подобрать, мировую классику, это священного гнева комментаторов не вызывает.
Самое для них страшное: сюжет приобрел «анекдотический» (по Марголиту) поворот. Герои романа превратились в ирландских борцов против английского господства, которые — о ужас! — ищут сокровища, чтобы добыть оружие для терпящих поражение собратьев. Действительно анекдот: нет бы купить себе «крутую тачку» (пардон, карету) и виллу на Канарах! Не жалея времени (так и представляешь себе свист зрителей во время скучной лекции перед сеансом: «Кино давай!»), комментаторы негодуют, что «советская идеология» учила сочувствовать «всем повстанцам», которые сражались «за народ, против капитализма и колониальной политики». И правда, учила, ощущая духовное родство с теми, кто бился за свободу и справедливость, от Спартака до парижских коммунаров. Интересно, если бы показать этот фильм ирландцам, стали бы они ёрничать или оценили солидарность далёкой России с многовековой борьбой своих предков за независимость? И «анекдотов» подобного рода в мировой классике, особенно в приключенческой литературе, много. Например, у Ж.Верна лорд, владелец старинного замка и великолепной яхты, вместо того чтобы наслаждаться жизнью с молодой женой, бросается очертя голову в кругосветное плавание на поиски каких-то потерпевших крушение моряков и, главное, ничего с этого не имеет, кроме опасностей, ран и лишений. Тоже коммунистическая пропаганда? Г-да Е. Марголит и С. Ростоцкий возмущались тем, что коммунисты «присвоили себе мировую классику». Да не присвоили, а ощущали родство с нею, ибо вся великая литература по духу антибуржуазна и осуждает всё то, что наши нынешние «властители дум» превозносят: алчность, подлость, предательство, индивидуализм, разврат.
Комментаторы оскорбились за ростовщика Трелони, который показан в фильме трусом и предателем, усмотрели в нем аллюзию с нашими буржуями — жертвами революции: «Трелони не жалко, значит, и их не жалко». А г-н Ростоцкий пожалел и пиратов, которые, по его мнению, для оболваненного советской пропагандой народа ассоциировались с «ястребами Пентагона»(?). Да и как не пожалеть: это же зачинатели первоначального накопления, и в «цивилизованной Европе» многие крупные состояния были созданы именно пиратством и работорговлей. Наверное, Р.Л.Стивенсон (1850—1894) изобразил их кровавыми бандитами в угоду советской пропаганде!
Попало и «советской эмансипации», призывавшей женщин наравне с мужчинами защищать родину от внутреннего и внешнего врага. Разве через четыре года это не оказалось востребованным, и юные школьницы, с восторгом следившие за приключениями Дженни, не проводили на подвиг своих любимых и сами не встали в воинский строй? Конечно, г-дам Марголиту и Ростоцкому бездушные гламурные кошечки милее.
Если фильм самими создателями цикла включён в число шедевров старого кино, то зачем был нужен ёрнический комментарий к нему? Модная нынче тенденция обливать грязью наследие прошлого и страх, что публика, поймёт не так, как надо? Протестуя против идеологии, комментарий сам соответствовал худшим образцам промывания мозгов. Ясно, почему большинство телеканалов показывают советские фильмы в такое время, когда дети и молодежь либо ещё спят, либо учатся или работают. Не ровен час, они увидят на экране, что существуют на свете любовь к свободе, бескорыстие, патриотизм, мужество, чистая любовь.

 


 


Е. ВАНИНА.


В оглавление номера