ОТСТАВКА ВЕШНЯКОВА —
СОБЫТИЕ ЗНАКОВОЕ
Взгляд изнутри
13 марта 2007 года президент РФ В.В. Путин назначил пятерых своих представителей в ЦИК РФ.
Среди них оказались: член нынешней ЦИК РФ В. Волков, председатель Российского института избирательного права И. Борисов, член Совета Федерации С.Вавилов, зам. начальника правового управления ЦИК РФ М. Гришина и руководитель аппарата Общественной палаты И. Фёдоров.
При этом места в вышеуказанном списке для действующего председателя ЦИК РФ А. Вешнякова не оказалось.
Его отставка, по моему мнению, является глубоко знаковой, так как фактически завершает «реформу» российской избирательной системы, итогом которой является установление тотального контроля за деятельностью избирательных комиссий со стороны «партии власти» и кремлёвской администрации.
Ибо только тотальный контроль, как показали мартовские выборы депутатов законодательных собраний субъектов Российской Федерации, на которых серьёзный успех имела КПРФ, способен обеспечить их «победу» на выборах в Государственную думу РФ и президента РФ.
В этих условиях простой лояльности председателя ЦИК и всяческих компромиссов для «победы» уже недостаточно.
Так как для «победы» «партии власти» на выборах, по моему мнению, требуется сплошная корректировка результатов выборов по типу Дагестана, на что А. Вешняков, как мне кажется, при всей его непоследовательности всё же не пойдет.
Ибо мой десятилетний опыт работы в ЦИКе свидетельствует о том, что А.Вешняков, постоянно идя навстречу «партии власти» при рассмотрении конкретных интересующих её вопросов, в стратегическом плане всё же стремился к созданию в России более демократической системы выборов.
Так, оставаясь на позиции объективности, необходимо отметить, что в 1996—1999 годах, во многом благодаря стараниям ЦИКа, в РФ было принято и начало действовать довольно демократическое избирательное законодательство, во многом отвечающее международным демократическим стандартам. При этом, что особенно важно, при его разработке ЦИК РФ, как правило, поддерживала трезвые и разумные предложения оппозиции.
К сожалению, законодательство на практике очень часто нарушалось, однако вину за это, на мой взгляд, нужно возложить не только на ЦИК РФ, но в первую очередь на исполнительную власть, правоохранительные органы и суды, которые постоянно уклонялись от наведения законного порядка в этой области.
Нужно также отметить и то обстоятельство, что атака, предпринятая «единороссами» и жириновцами в последние два года на избирательное законодательство, неожиданно натолкнулось на довольно активное сопротивление председателя ЦИК РФ, который, со ссылкой на международное законодательство и конституцию РФ, выступил против:
3 отмены выборности мэров региональных центров,
3 отмены голосования «против всех»,
3 отмены пороги явки избирателей,
3 отмены обязательного юридического образования для чле-нов ЦИК РФ. Кроме того, он неоднократно критиковал инициативу «единороссов», направленную на снятие с выборов партии и кандидатов за экстремистские высказывания или недостоверные регистрационные сведения.
По его мнению, эта инициатива власти — борьба с экстремизмом, — «сама порождает экстремизм» и «превращает выборы в фарс».
Выступил председатель ЦИКа и против тактики административных «паровозов», широко используемую «Единой Россией».
Так, на прошедших 11 марта выборах, губернаторы возглавляли партийные списки «единороссов» в 12 из 14 регионов России.
Надо полагать, эта позиция председателя ЦИК РФ вызвала гневную реакцию «медведей», которые начиная с мая прошлого года все громче и громче начали требовать отставки А. Вешнякова.
Последней каплей, переполнившей чашу терпения, на мой взгляд, стали результаты мартовских выборов в Ставропольском каре, в которых «единороссы» потерпели сокрушительное поражение и начали требовать повторного пересчёта голосов, однако со стороны ЦИКа эта инициатива не получила прямой поддержки.
В связи с чем не исключено, что руководители «партии власти», ссылаясь на вышеуказанные примеры, а также на повсеместный рост результатов выборов за КПРФ, смогли убедить президента РФ в недостаточной подконтрольности его администрации системы избирательных комиссий, что, на мой взгляд, в конце концов и послужило основанием для отставки.
Что касается преемника А.Вешнякова, то судя по всему наиболее подходящим с точки зрения Кремля фигурами являются силовик, генерал В.Волков (человек приказа и дисциплины), а также И. Борисов, по слухам являющийся креатурой В. Суркова.
Окончательное решение по данному вопросу будет принято на заседании нового состава Центризбиркома РФ 26 марта, когда тайным голосование будут избраны председатель ЦИК РФ, заместитель председателя и секретарь ЦИК!
В.Г. СОЛОВЬЁВ,
член ЦИК РФ от КПРФ,
руководитель Юридической службы ЦК КПРФ.
Оценка эксперта
«НЕ НАДОБЕН УМНЫЙ, А НАДОБЕН ВЕРНЫЙ»
В ситуации с отставкой Александра Вешнякова с поста главы ЦИК РФ власти «не надобен умный, а надобен верный», считает первый заместитель гендиректора Центра политических технологий Борис Макаренко.
«Несмотря на то что Александр Вешняков был человеком предельно лояльным к Кремлю, как человек с уникальным опытом проведения выборов, он имел свои суждения о том, где находится тот предел «зарежимливания» выборов, за которым оно начинает наносить урон власти», — сказал Макаренко в интервью «Полит.ру».
Эксперт подчеркнул при этом, что не стоит представлять Вешнякова самым главным демократом, поскольку, по сути дела, именно под его руководством было сделано нынешнее избирательное законодательство, а его нелады с «единороссами» были в большей степени вызваны тем, что в последние полтора года они стали «большими роялистами, чем король».
В оглавление номера
|