Долгожитель — такое определение дали Всероссийскому фестивалю профессионального народного искусства «Оренбургский пуховый платок», который в двадцатый раз состоялся в Оренбурге. При его открытии руководитель областного ведомства культуры и искусства Виктор Васильевич Ренёв подчеркнул, что юбилейный фестиваль проходит в год русского языка, который в родной стране подвергается разрушительному воздействию как духовная основа самого существования великого народа. Противостоять этой агрессии и призваны такие деяния, как массовые праздники национальной культуры и искусства.
На правах хозяина Оренбургский государственный академический русский народный хор принимал у себя в доме практически все родственные коллективы музыки, песни и танца. Поэтому фестиваль получил заслуженно высокую оценку в деле патриотического воспитания масс и в духовной жизни общества.
На сей раз среди гостей фестиваля в очередной раз блестяще выступил сосед — Государственный ансамбль танца «Урал» из города Челябинска. Самобытный коллектив показал ряд вдохновенных картин художественной жизни могучей части «опорного края державы». В них и душа мастерового Урала, и удаль казачества, и нежность молодости, возвращающейся с победой из сражений Великой Отечественной. Директор ансамбля Владимир Петрович КАРАЧИНЦЕВ рассказывает о становлении коллектива:
— Я танцовщик сорок два года, и знаю, как даётся искусство хореографии, каким высоким требованиям должен отвечать коллектив, какие для него необходимы материальные условия. Знаю прежде всего по собственному опыту. Более тридцати лет назад получила поддержку мысль создать семейный ансамбль Карачинцевых. По моему приглашению со всех концов Союза в Челябинск съехались мои братья, артисты государственных танцевальных коллективов. Шесть братьев Карачинцевых составили государственный ансамбль танца. В течение полугода все прибывшие получили квартиры: при советской власти это было возможно. Десять лет Ансамбль братьев Карачинцевых «катался» по стране — Москва, Ленинград, Киев и все другие столицы союзных республик, многие другие города и зарубежные страны.
— От семейного ансамбля — дорожка к ансамблю «Урал»?
— Самая прямая. В жизни артиста наступает время: танцевать можно — смотреть тошно. Мы не стали дожидаться этого. По моему предложению было решено создать государственный ансамбль танца Челябинской области. Я сам ездил по стране, приглашал артистов. В ансамбле танцевали четверо братьев Карачинцевых. Основу обширной программы закладывал известный всей стране талантливый балетмейстер Виктор Фёдорович Копылов. Потом внесли своё и другие.
Ряд лет художественным руководителем ансамбля был заслуженный артист России Борис Соколкин, который, увы, совсем недавно скончался. Он создавал большой принципиальной новизны балет «Аркаим». В нём занято 60 танцоров, симфонический оркестр, камерный хор. Первая картина уже сделана. В балете участвует коллектив современного танца. По сценарию сталкиваются две художественных цивилизации. Та, что была четыре с половиной тысячи лет назад, и современная.
— Современная очень неоднородна. В каких условиях работает коллектив народного искусства?
— Мы не сидим просто на шее у администрации области. Наш коллектив ждут везде, ансамбль даёт много концертов. Финансовый план больше, чем в прежние времена, но мы его перевыполняем. Коллектив пользуется поддержкой области, получает средства из бюджета. Однако нет больших плановых гастролей по стране, они экономически невозможны из-за дороговизны транспорта и гостиниц. Хронический больной вопрос — низкая зарплата артистов, нет общежития для молодежи, стало нашей проблемой обеспечение людей жильём. До сих пор руководство области проявляло заботу о народном искусстве. Штат балетной труппы увеличен на двенадцать артистов. В Челябинской академии искусства специальное отделение готовит танцоров для ансамбля. Однако нас беспокоит, чем обернётся для государственного коллектива новый закон об автономных учреждениях. Не будем ли мы обречены? Уверены, что в области сделают всё для сохранения профессионального искусства.
— Вы, конечно, не нахлебники и не уповаете на щедрого дядю, заботитесь о пище духовной для народа.
— У нас разработана обширная программа воспитания юного поколения. Систематически по дешёвым билетам даём концерты для детей. Растим будущих любителей и знатоков искусства родного народа. В этом отношении надо бы поучиться у соседней Башкирии. Там как обязательное пособие для школ издана книга о Государственном ансамбле танца Башкирии имени Гаскарова. Она включена в учебный процесс. Дети посещают концерты ансамбля. Это имеет огромное воспитательное значение. Мы тоже стараемся привлекать к общению школьников, участников художественной самодеятельности. Надо, чтобы они знали, что такое настоящее искусство.
— И как они откликаются?
— Дети принимают концерты с восторгом. Я лично занимаюсь организацией концертов для школьников в филармонии, в театре оперы и балета, и они с любопытством спрашивают о том, что мы готовим нового. И мы стараемся это новое включать в программу каждого концерта для школьников. В наших планах — новые программы.
Сразу же после выступления в заключительном концерте фестиваля «Оренбургский пуховый платок» ансамбль танца «Урал» отправился в родной город для участия в открытии третьего республиканского фестиваля «Синегорье», которое состоялось в Челябинске вечером 5 марта.