Основной версией авиакатастрофы
Ту-134, разбившегося при заходе на посадку в аэропорту Самары в минувшую субботу, по версии прокуратуры является ошибка пилотов. Напомним, что 17 марта в условиях плохой видимости направлявшийся из Сургута в Белгород с остановкой в Самаре самолёт совершил жёсткую посадку, не долетев около 400 метров до посадочной полосы. Машина задела крылом землю, перевернулась и начала разваливаться на части.
На борту Ту-134 находилось 50 пассажиров и семь членов экипажа. В результате аварии шесть пассажиров погибли, 27 получили травмы различной степени тяжести. Из них на утро понедельника трое оставались в реанимации.
Как и во всех подобного рода трагических инцидентах, ещё до того, как созданная специальная комиссия изучила содержимое «чёрных ящиков»), на основании чего можно было бы делать выводы о случившемся, каждая из заинтересованных сторон настаивает на своей версии катастрофы. Разбившийся самолёт принадлежал авиакомпании UТair, представители которой заявляют, что самолёт был в прекрасном техническом состоянии. Хотя Ту-134, уже много лет как снятые с производства, просто по определению не могут быть новыми. Так, разбившаяся машина за последние 10 лет пять раз меняла хозяев.
Между тем бортмеханик Александр Муратов сообщил, что у самолёта были проблемы с курсо-глиссадной системой, дающей экипажу информацию о положении машины при заходе на посадку. Однако UТair тут же распространила заявление, что это не соответствует действительности. «Самолёт до момента столкновения с землёй был технически исправен и соответствовал нормам лётной годности», — говорится в этом заявлении.
Грешить на экипаж, как это делает прокуратура, компании также невыгодно, поскольку она отвечает и за квалификацию лётного состава. И судя по приведённой информации, экипаж действительно был опытный и квалифицированный. Командир воздушного судна Олег Зубков имеет налёт более 11 тыс. часов. В общем, получается, что виновато в трагедии, как и во многих предыдущих, «несчастное стечение обстоятельств». В данном случае — внезапно сгустившийся туман в аэропорту Курумоч.
Только что-то слишком часто в последнее время происходят подобные «случайности» с многочисленными человеческими жертвами. На прошлой неделе Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал ежегодный отчёт о состоянии безопасности гражданской авиации в нашей стране. За 2006 год в России в авиакатастрофах погибло 318 пассажиров — это больше, чем за десять предшествующих лет.
Безусловно, такие факты свидетельствуют о системном кризисе в отечественной гражданской авиации, прежде всего в организации авиаперевозок. Частным авиакомпаниям выгодно экономить на содержании авиапарка, переподготовке лётчиков, горючем, а поэтому они используют в основном морально и физически устаревшую технику: как зарубежную, так и отечественную. Высокие государственные чиновники, после очередной катастрофы обещающие обновить парк самолётов и всерьёз заняться безопасностью, не хотят да и не слишком могут сдержать свои обещания, и потому что авиапервозчики в России частные, а значит, сами себе хозяева, и потому что для массового производства отечественных самолётов нужно затрачивать средства и усилия, чего они делать не собираются. Им проще расчитывать «в случае чего...»
В эти дни чуть ли не с гордостью сообщают поистине чудовищные вещи. Было заявлено, что авиакомпания UTair выплатит семьям погибших по 75 тыс. долларов, а не по 100 тыс. рублей, как могла бы по закону. И это-де вполне соответствует цивилизованным меркам. Только вот погибших людей не вернёшь, а всем, кому приходится пользоваться авиатранспортом, остаётся надеяться, что подобные мерки «цивилизации» не окажутся для них фатальными.