На территории Всероссийского выставочного центра 14—19 марта прошла традиционная юбилейная выставка-ярмарка «Книги России». Девиз форума «Найди книгу!» по-весеннему призывен: от того, какие новинки найдут здесь книгораспространители, о каких планах заявят издатели, во многом зависит ситуация на отечественном книжном рынке.
Выставка-ярмарка отпраздновала своё десятилетие, и символично, что круглая дата отмечается в год русского языка и год чтения, когда вопросам языка, книги и чтения уделяется показное и повышенное общественное внимание.
Вся палитра литературного, научного, учебного, детского книгоиздания страны была представлена на стендах выставки — свыше 100 тыс. наименований книг на различных языках народов Российской Федерации и других стран мира была обрушена на посетителей. Всего этого богатства не охватить и не проанализировать. Скажу о главном.
Юбилейная выставка была богата торжественными событиями: нынешний март выдался «урожайным» на круглые даты. Золотой юбилей космической эры отметили в рамках выставки издательство «РТСофт» и Федерация космонавтики РФ. В революционном 1917 году была создана Российская книжная палата, которая отметила свою 90-ю годовщину со дня основания. Наконец, ярко сверкнула чисто писательская дата: прошёл круглый стол «Валентин Распутин: спор со временем», который ознаменовал 70-летие выдающегося русского прозаика.
Главное, что я хотел выделить, — это конкурс региональной и краеведческой литературы «Малая Родина», который проводится в третий раз и набирает силу. После торжественной церемонии я был потрясён тем, что не был отмечен и даже представлен на парадном стенде двухтомник «Московия». Этот коллективный труд издательства «Московский писатель» в 1780 страниц я лично привёз в Федеральное агентство по печати, гордясь, что ничего подобного по содержанию и оформлению в никакой другой области издано не было. Всё-таки я не только писатель, но и издатель, который ездит, изучает, ревностно наблюдает другие издания. Устроительница конкурса принялась оправдываться, что не хватило какого-то голоса для победы. Но я-то знаю, что виной всему публицист Александр Бобров, который говорит правду о двух федеральных агентствах, терзающих национальную культуру. Хотел развернуться и уйти, вообще ничего не писать о выставке, но потом смирил гордыню: надо же сказать доброе слово о других.
Очень рад, что награду получил поэт и издатель Сергей Дмитриев. Сколько мы проехали с ним вместе по России, и везде: и в есенинском Константинове, и в Спасском-Лутовинове — Сергей не расставался с фотоаппаратом. Многолетняя работа с камерой и с поэтическим словом вылилась в красочный альбом «По русским далям и просторам». Поэт Дмитриев родился в Великом Новгороде. Окончил исторический факультет МГПИ имени Ленина. С 1989 по 1994 годы работал в издательстве «Молодая гвардия», пройдя путь от младшего редактора до главного редактора издательства. Впоследствии и по настоящее время — главный редактор издательства «Вече». Лауреат премий имени Александра Фадеева (2003) и Валентина Пикуля (2004). За поэтическое творчество удостоен звания лауреата премии «Хрустальная роза Виктора Розова» (2005). Пять лет назад увлекся фототворчеством.
Родной земли чарующие блики,
Вскрывая таинства покров,
Находят отражение на стыке
И фотографий, и стихов.
Живой России образы и лики
Душе дано навек запечатлеть,
Лишь сделав впредь равновеликой
Стихов и снимков красочную сеть.
Эта красочная сеть получила заслуженное признание. На конкурсе «Малая родина» была отмечена книга Нины Калининой «Летопись родного края». Это большеформатное, прекрасно иллюстрированное издание в двести с лишним страниц посвящено только одному Ильинскому сельскому округу юго-западной, москворецкой части Красногорского района. Написала и издала с помощью администрации эту книгу краевед и поэт, член Союза писателей России в 2004 году. Я представлял Нину Григорьевну на радио «Подмосковье» два года назад. По идее, она не имела права участвовать в конкурсе новинок, но агентство делает что хочет. В этом случае я с ним согласен. Еще в 1989 году Калинина начала заниматься возвращением Никольской церкви в селе Никольское-Урюпино православным верующим. После двухлетних мытарств и возрождения храма прихожане избрали Нину Григорьевну старостой храма и она, почувствовав обострённую ответственность за души и память прихожан, стала собирать материалы об истории церкви и своего села, а потом и окрестных сел. Откликнулись местные жители, понесли воспоминания и фотографии, предметы быта. Так родилась идея создания подробной летописи и историко-краеведческого музея. Книга написана бесхитростным слогом и подробнейшим образом повествует о жизни земляков на протяжении двух последних веков. Если бы каждый район в Подмосковье издал подобную книгу (пусть не так шикарно изданную — на мелованной бумаге, с цветными фотографиями,— а хотя бы скромно), то наша древняя, многострадальная, прекрасная и противоречивая Московия была бы запечатлена в веках. И ведь это сегодня вполне реально! Мы знаем, что возрождаются храмы — центры духовной жизни, что даже сельские округа получают немалые средства от аренды, продажи земли, размещения производств, но не у всех есть понимание, как важно потратить их с умом, сохранить историю родных мест, которые стремительно и порой губительно меняются. Вот как заканчивает свою вступительную статью Нина Калинина: «Последнее десятилетие идёт массовая застройка окрестностей наших сёл и деревень частными землевладельцами, что приводит к образованию новых поселений. Большинство магазинов и палаток стали частными. С усадьбой князей Голицыных вопрос до конца не решён, и на сегодняшний день нет ответственного лица за этот уникальный памятник. Недавно сгорел удивительный Белый домик со своими сказочными фресками, а ведь это памятник архитектуры XVIII века». Ну, есть ли у нас ответственные за национальное достояние?
По заслугам получил награду и историко-краеведческий альманах «Подмосковный летописец». Это молодое иллюстрированное издание успело заслужить авторитет и стало неоценимым помощником учителям, музейщикам, всем, кому дорого Подмосковье. Поздравляю коллег!
Как всегда, на стендах выставки проходили встречи с авторами. Невозможно перечислить хотя бы часть из них. Расстроенный наплевательским отношением агентства, пришёл в конференц-зал и вдруг услышал страстное слово художника-реставратора Саввы Ямщикова. Молодец Савва Васильевич, гвоздит без оглядки всех разрушителей русской культуры. Он подарил мне книгу, вышедшую в издательстве «Алгоритм» — «Возврату не подлежит», в которой показана борьба с теми, кто готов раздарить все трофеи Второй мировой за благосклонность и подачки Запада. Есть в ней и страницы, посвящённые многолетнему «рулевому» современной культуры России: «Министры культуры Российской Федерации менялись, как меняются театральные костюмы во время буффонады, пока, наконец, наступило время выйти на авансцену главному исполнителю министерской роли сначала при Ельцине, а потом и при Путине. Заурядный театральный критик, много лет проработавший в журнале «Театр» и снискавший среди профессионалов совсем нехорошую славу (ходила тогда импровизированная поговорка: «Есть просто ложь, бывает страшная ложь, но самая страшная ложь — ложь Швыдкого»), как говорится, пришёлся к псевдодемократическому двору. Можно много рассказывать о вреде, нанесённом сим «голым королём» не одной отечественной культуре, но и России в целом. Достаточно почитать десятки писем, направленных в адрес нынешнего президента и российского правительства, подписанных сотнями лучших умов Отечества, умоляющих убрать Швыдкого, чтобы представить омерзительную сущность бездарного фигляра, в грош не ставящего такие понятия, как честь, совесть и элементарная порядочность».
Сам факт того, что он остаётся на своем посту, перечёркивают любые заседания Госсовета, посвященные нематериальной культуре, или объявление года русского языка. На днях по ТВ пошёл анонс новой программы, ведущий — тот же Швыдкой. Это, если я не сбился со счёта, четвёртая телепрограмма, которую ведёт сей шоумен. Меня во время последней командировки в Вышний Волочёк спрашивали музейщицы: изменится ли к лучшему положение дел в культуре? Как же может что-то измениться, если главный руководитель и распорядитель средств не вылезает из останкинских студий? Вспоминаю, как одну программу в месяц готовил и один прямой эфир в неделю вёл — вся жизнь была посвящена этой телекаторге. Конечно, Швыдкой известный сибарит и халтурщик, за него многое готовят другие люди, но ему просто физически работать на ниве культуры некогда! Как это терпит министр культуры Александр Соколов и президент Владимир Путин, уму непостижимо!
Из политических событий ярмарки следует отметить презентацию национального стенда Республики Беларусь, где поддержке писателей и книгоиздания уделяет большое внимание государство и лично президент Александр Лукашенко. Поражает ситуация, что именно в Союзе писателей Белоруссии у него больше всего врагов, включая тех, кто обласкан государственной заботой. А центральным экспонентом юбилейной выставки-ярмарки «Книги России» стала Республика Дагестан. Дни Дагестана начались 15 марта. Северокавказские коллеги, не ограничиваясь сугубо литературной проблематикой, сформировали программу, которая затрагивает глубокие социокультурные вопросы. К примеру, пресс-конференция руководителей республиканских издательств была посвящена важнейшим проблемам толерантности и культуры межнациональных отношений. Программа поддержана на самом высоком уровне правительством Дагестана, республиканским министерством по национальной политике, информатизации и внешним связям, Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям РФ. Специалисты компании «Дагестан-Книга-Сервис» приготовили презентации наиболее интересных новинок республиканских издательств. И конечно, прошёл зажигательный концерт на главной сцене.
Так что много впечатлений и раздумий принесла весенняя выставка, которая снова доказала, что книга — наша непреходящая ценность.
На снимке: Сергей Дмитриев возле своего альбома «По русским далям и просторам», недооценённого федеральным агентством «Московия».