Российские потребители уже привыкли к товарным маркировкам «Без ГМО», «Без нитратов», «Без консервантов»… В скором времени, возможно, появится ярлык… «Без мигрантов».
В С.-Петербурге обсуждают очередную «антимигрантскую» инициативу: использовать для сертификации товаров и услуг знак «Без использования труда мигрантов».
Заявку на регистрацию нового товарного знака недавно подала в Роспатент компания «Интеллектуально-конструкторское бюро» (ИКБ), созданная петербургским отделением партии «Родина». Автором идеи выступил председатель регионального отделения «Родины» и президент ИКБ Андрей Петров.
Товарный знак представляет собой круглую марку, в которую вписан контур России в виде голубого озера с плавающим на его поверхности большим белым лебедем. По внутреннему кругу знака читается надпись «Без использования труда мигрантов». Инициаторы нововведения хотят предложить использовать данную маркировку в первую очередь в пищевой промышленности, затем в легкой, в производстве товаров для детей и фармакологии, а также внедрить этот маркер в сферу обслуживания. По плану разработчиков сертифицировать и проверять предприятия, претендующие на получение знака, будет постоянно действующая комиссия, состоящая из экспертов-профессионалов, работающих в различных областях производства и торговли. К работе комиссии в качестве консультантов планируется привлекать специалистов из миграционной службы и трудовой инспекции.
Авторы инициативы не скрывают, что заимствовали идею старого советского знака качества. Однако, как они считают, дополнили его новым смыслом. Разработчики убеждены, что сегодня в России сформировался запрос на ответственность производителя товаров и услуг перед отечественной экономикой. Вместе с тем далеко не все российские предприятия соответствуют высоким качественным стандартам, так как нередко используют труд мигрантов, зачастую нелегальных и не имеющих необходимой квалификации. Предполагается, что новый знак будет стимулировать производителей следовать нормам трудового и миграционного законодательства исходя из практических соображений имиджа собственной продукции или репутации предоставляемых услуг. «Представьте ситуацию: вы идете по улице и перед вами два кафе, – говорит Андрей Петров. – На одном нет этого знака, и вы понимаете, что там могут быть мигранты с поддельными медицинскими книжками, и они вам подадут хлеб на стол. А в другом кафе это невозможно, потому что его проверили, и это кафе добровольно, самостоятельно привело в порядок свои кадровые дела и получило этот знак. Наш знак определяет, что владельцы данного бизнеса понимают всю ответственность перед кадровым потенциалом страны».
У разработчиков нового знака качества своя позиция по отношению к мигрантам и их роли в российской экономике. «Как мигрантов мы определяем тех людей, которые прибывают из регионов, где уровень подготовки кадров несопоставим с требованиями нашей экономики, – объясняет Андрей Петров. – Едут те, кто не учился в наших школах, вузах, училищах. А наши подготовленные кадры остаются не у дел. И самое страшное – налоги, деньги, финансовые потоки этих людей направлены за рубеж, а не на поднятие экономики страны».
Принципиально негативный фактор использования труда заполонившей Россию армии низкоквалифицированных мигрантов заключается в замещении ими рабочих мест, где мог бы использоваться отечественный кадровый состав. Замещая российских граждан, мигранты позволяют потоку денег, сформированному на заработную плату, уходить из страны. И самое главное, принимая мигрантов, работодатель тем самым резко снижает стоимость рабочей силы. Соответственно, возникает искусственное занижение стоимости этой силы на рынке, в результате чего российский сотрудник оказывается не в состоянии конкурировать по такой стоимости труда и вынужден покидать низкооплачиваемую отрасль отечественной экономики. В свою очередь конечные потребители – российские покупатели и пользователи услугами – в прямом смысле расплачиваются за весь негатив, который связан с использованием труда мигрантов. По мысли авторов инициативы, новый знак будет информировать потребителей о том, какую социальную нагрузку несет товар или услуга, за которую они платят. «Мы не пытаемся диктовать условия по товаропроизводству, мы пытаемся просто показать нашим гражданам тех бизнесменов, которые берут на себя добровольно эту ответственность», – заключает Андрей Петров. Иными словами, возможное внедрение товарного знака «Без использования труда мигрантов», по сути, является попыткой цивилизованно, в рамках закона, поставить «естественный заслон» для нежелательной трудовой миграции.
Вместе с тем у этой еще не реализованной инициативы уже появились противники и недовольные критики. Либеральные правозащитники считают, что новая маркировка ничего не решит, поскольку, по их мнению, большую часть российских потребителей в принципе не интересует, кто производит товар или предоставляет услуги, а покупательная способность российской продукции определяется лишь ценой и качеством, которые якобы не связаны с проблемой трудовой миграции. К критике либералов присоединились представители диаспор, выходцев из которых чаще всего отождествляют с трудовыми мигрантами. «Этот товарный знак ничего не даст, – убежден глава узбекской диаспоры в С.-Петербурге Алиджан Хайдаров. – Цыпленка табака или консервы люди будут кушать и не обращать внимания на эти знаки. Главное, чтобы продукция была качественной, вкусной. Думаю, 90% продукции будет без знака, потому что 90% продукции выпускают иммигранты – Средняя Азия, Кавказ. А россиянам останется 10% со знаком. Тогда им кушать нечего будет».
Несмотря на разность голосов все протестующие критики сходятся на том, что новый товарный знак лишь создаст дополнительную атмосферу унижения, страха и прямого оскорбления для людей, приезжающих в Россию работать, а также разожжет ксенофобию в российском обществе, которое и без того испытывает сильное напряжение на почве межэтнических отношений. В свою очередь сторонники инициативы заявляют, что «знак, призванный сформировать ответственное отношение к своей экономике и обозначить предпринимателей как людей с патриотическими взглядами, не может быть ксенофобным».
Так или иначе, но новый товарный знак «Без использования труда мигрантов» уже находится на рассмотрении экспертов Роспатента. Авторы инициативы уверены, что их разработка успешно пройдет необходимые патентные процедуры, поскольку знак не содержит ничего незаконного. Если это произойдет, то в скором времени российские производители товаров и услуг при желании получат возможность наглядно продемонстрировать потребителям свои «намерения о социальной ответственности за экономику страны». Повлияет ли это новшество на решение проблем, связанных с миграционными процессами, покажет время.
Денис МИРОНОВ-ТВЕРСКОЙ
Санкт-Петербург