Самое старое кладбище города Харькова, на улице Пушкинской. Если от входа по главной аллее дойти до памятников знаменитому профессору Гиршману и великому Квитке-Основьяненко и там свернуть на боковую аллею, можно увидеть новый памятник на старой могиле (см. фото). Этот памятник осенью 2013 года установил кто-то (не родственники) вместо старой скромной мраморной доски, которая с годами потрескалась и вся обрушилась. И не появись этот новый памятник – могилка такой героической женщины навсегда затерялась бы.
Про Варвару Васильевну Нищету, кроме написанного на памятнике, известно немного. После Гражданской войны она всю жизнь работала в Харьковском обкоме ВКП(б). Только во время оккупации Харькова в 1941–1943 годах в эвакуации она работала в Челябинском обкоме партии. Но с сентября 1943-го – она уже снова работает в Харьковском обкоме. После 1919 года всю оставшуюся жизнь была одинокой и при этом очень скромной, доброй, чуткой, душевной женщиной, хорошим товарищем, очень любила детей (чужих, своих у нее больше не было), любила дарить детям подарки.
«Она все отдала за свободную Украину», – написано на памятнике. Сейчас много визга про «свободную Украину». Но именно тогда, с 1920-1930-х годов, Украина стала по-настоящему свободной – от царей, помещиков, капиталистов, от кулачья, бандитов, националистов и прочих врагов народа, от частной собственности с ее эксплуатацией, от безработицы, безграмотности, от массовых болезней, от повальной нищеты (не зря ведь фамилии Нищета и Голота появлялись). А теперь какая такая «свобода»? Насмешка одна, свобода от работы, от зарплаты, от пенсии, стипендии, от воспитания, образования, от медицинской помощи, от своей, народной, советской власти у каждого, от независимости Украины (каждая новая верховная капиталистическая власть норовит передать Украину в подчинение Евросоюзу, НАТО, США), от владения каждым всею социалистической собственностью и всей Украиной (вместо них, в утешение, гражданам оформили в собственность по квартирке, по 6 соток и по автомобильчику, которые и раньше, при советской власти у них были, и ведь многие утешились!).
И последнее. Пока стоят на Украине (да и на Руси) такие памятники, памятники Сталину и сталинцам – еще не все потеряно. Именно у таких памятников надо принимать в пионеры, в комсомол и в Компартию. Чтобы с принимаемых слетала последняя шелуха оппортунизма. Чтобы они чувствовали, что ни в прошлом, ни в будущем невозможно завоевать и удержать советскую власть и социалистическую собственность без революции, без жертв, без крови, без репрессий против врагов народа (разношерстных сторонников капитализма, норовящих лишить народ власти и собственности).
Этот памятник (как и ему подобные) передовая общественность Харькова должна взять на свой учет и под свою защиту. Ведь это застывшая в камне история Харьковщины, Украины. Это дороже денег!
Сергей ЧУВУРИН