Ушедший в историю 2013 год отмечен «мрачным юбилеем» – 20-летием так называемых октябрьских событий, или государственного переворота в нашей стране. В СМИ, в том числе и в «Советской России», появилось немало публикаций, содержащих новые сведения об осени 1993 года. Среди них свое, я бы сказал, особое место заняло исследование «На разломе» известного тверского писателя, лауреата премии «Слово к народу» Валерия Кириллова.
Собственными ушами я слышал «откровения» некоторых участников той «революции». Они всерьез уверяли, будто никакого расстрела Белого дома в Москве не было, а низложение Верховного Совета отсутствовало. Но были… так, кое-какие «стычки» между депутатами, придерживающимися разных точек зрения. А один из «героев», выступавший в эфире известной московской радиостанции, договорился до того, что «никто никого не убивал» в октябре 1993 года, поэтому он призвал «доводить до молодежи всю правду о тех событиях».
Даже нет охоты тратить слова на возражения таким «свидетелям» и выплескивать свое личное возмущение. Но отмечу, что все это не «случайно выходит», а делается в русле «всеобщего переписывания» русской истории, ее искажения и фальсификации. Похоже, на практике осуществляется «некая программа», с ее помощью нынешний правящий режим пытается вырастить в России «манкуртов» – молодых людей, не помнящих собственной родословной, не знающих истории России, как близкой, так и далекой. А зачем? За то «бабки не платят».
Думаю, книга Валерия Кириллова упреждает подобные попытки, противостоит им, доносит людям горькую, но истинную правду. Бывший народный депутат РСФСР от Тверской (Калининской) области (1990–1993 гг.), используя разные впечатления, нарисовал яркую картину социальных и экономических потрясений в Советском Союзе, а затем и в Российской Федерации, которые происходили двадцать лет назад. «Прошедшее возвращается ко мне!» – главный мотив, звучащий на протяжении повествования.
Наверное, иначе и не могло быть. «Большое видится на расстояньи» – сказал поэт Сергей Есенин, и это, на самом деле, так. Хотя 20 лет – невеликий отрезок всеобщей Истории, но и он уже позволит осмыслить причины и корни «катастройки», ее разрушительные последствия, ощущаемые в обществе до сих пор. В отличие от ряда авторов, уже издавших книги на эту тему, Валерий Кириллов не замкнулся на собственной точке зрения, на изложении главных событий, участником которых был и непосредственно он. Как опытный журналист и писатель Кириллов привлек обширный документальный материал, мнения самых разных государственных и общественных деятелей, в том числе и зарубежных. Такой подход, вне сомнения, создает объемную панораму жизни страны конца 90-х годов.
Назвать и обрисовать событие – еще полдела. Автор пытается найти и понять мотивы поступков руководителей страны и тех, кто стоял тогда рядом с ними. «Гордыня Горбачёва оказалась важнее для него государственных интересов, – отмечает он в связи с тем, как Генеральный секретарь ЦК КПСС вел переговоры с госсекретарем США Шульцем в апреле 1987 года о сокращении ядерного оружия. – Так бездумно, во вред стране проводил он свое “ускорение”». Завершилось оно августовскими событиями 1991 года и, спустя несколько месяцев, обращением Горбачёва к народу:
– Дорогие соотечественники! Сограждане! В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества Независимых Государств я прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям…
Слова о том, что нечто важное из той правды, которую дано знать ему, Горбачёву, мы, простые смертные, никогда не узнаем, не просто же так слетели они с его уст в дни августовских событий. Значит, ведомо бывшему генсеку, что «путч» не был спонтанным? Значит, действовала какая-то потаенная сила, благодаря которой «процесс пошел»?
Далее автор привел такую деталь.
Уже после ликвидации социалистического общественного строя, выступая в парламенте Израиля, Горбачёв признался: «Все, что я сделал с Советским Союзом, я сделал во имя нашего бога Моисея».
Такие вот зигзаги психологии «первого лица» государства!
Их можно определить термином «двойные стандарты», которые столь популярные и столь любимые на Западе.
О том же свидетельствует и приведенный автором диалог между тогдашним министром обороны Грачёвым и Ельциным, произошедший накануне расстрела Белого дома в Москве. Главнокомандующий требовал доложить о поддержке армией его преступных действий против страны и народа. И хотя законами было запрещено использовать армию в качестве «аргумента» в политических спорах, всё-таки Грачёв «поддержал». За поддержку Ельцин щедро заплатил из казны.
Одна из особенностей книги в том, что автор рассказал о событиях двадцатилетней давности, также показав и экономическую, и социальную жизнь на его родине – в Тверской области. На Верхней Волге Валерия Кириллова хорошо знают: он родился и вырос в городе Андреаполе, редактировал городскую газету в Нелидове, был главным редактором областной молодежной газеты «Смена», а затем – областной «Калининской правды» и «Тверской жизни». Первую его книгу напутствовал Иван Афанасьевич Васильев, фронтовик, известный публицист. Теперь в багаже Валерия Яковлевича – десятки книг прозы и публицистики.
Не только из записей в личном дневнике, но и также из признаний руководителей промышленных предприятий и строек, колхозов и совхозов складывается безотрадная картина разрушения экономического потенциала коренной русской области, выживания людей из мест, где после крушения Киевской Руси более века существовала Святая Русь, где закладывались основы русской государственности. Испокон веков тверские пределы держались на труде крестьянском, о чем писали такие известные авторы, как Александр Пушкин, Лев Толстой и другие. Теперь ведущая отрасль – льноводство – в упадке, обширные поля на востоке области заросли чернолесьем.
Вне сомнения, такое состояние деревни – следствие антинародных «демократических реформ».
Приведя поэтическую строку ленинградской поэтессы Ольги Берггольц «Никто не забыт, и ничто не забыто», автор поместил списки погибших в Москве в «революцию» 1993 года – гражданских лиц, военнослужащих и сотрудников милиции, пропавших без вести. В дополнение к мартирологу привел стихи русских поэтов, отозвавшихся на те события, – Станислава Золотцева, Геннадия Иванова, Александра Боброва, Евгения Нефёдова, Владимира Бушина и целого ряда других, может, не столь известных.
Наверное, для обывателя, чтущего «комфорт» целью существования, книга «На разломе» будет не совсем удобной, а точнее, совсем неудобной. Нас это не должно смущать! Обратим взгляд на молодых. Им всё это помнить надо!
Геннадий САЗОНОВ,
член Союза писателей России