Вялотекущая лагерная жизнь Евромайдана взорвалась очередными столкновениями протестующих с милицией у Киево-Святошинского районного суда. На сей раз подавляющее большинство пострадавших – милиционеры. Однако главным героем информационных сообщений стал бывший при президенте Ющенко главой МВД и проведший при президенте Януковиче два года в тюрьме за злоупотребление служебным положением Юрий Луценко.
После беспорядков, в которых Луценко принимал активное участие, он оказался в больнице с черепно-мозговой травмой. По словам супруги Ирины, его зверски избили бойцы «Беркута», он находится в критическом состоянии. Правда, врачи, хотя и поместили Луценко на несколько часов в реанимацию (затем он был переведен в обычную палату), утверждают, что жизни больного ничто не угрожает.
В некотором роде двусмысленным выглядит комментарий по поводу ЧП пресс-секретаря Луценко Ларисы Сарган. «Три подкожные гематомы на голове. Закрытая черепно-мозговая травма. Шов наложен, 3 см. Луценко терял частично сознание. Сейчас в более-менее трезвом состоянии. В реанимации. По словам Ирины Луценко, ударов по голове было около 10», – заявила она.
Судя по неадекватному поведению политика, которое запечатлели видеосъемки, Луценко и впрямь мог быть нетрезв. Характерно, что момент «жестокого избиения» многочисленные камеры почему-то не зафиксировали. Зато они зафиксировали, как «мирные демонстранты» бросают в бездействующих спецназовцев камни и бутылки. И только когда молодчики попытались перевернуть милицейский автобус, беркутовцы дали отпор. Итог: два десятка пострадавших беркутовцев, повреждено три милицейских автобуса и автомобиль.
Есть раненые и среди демонстрантов. Главным образом речь идет о радикальных националистах, которых либеральные оппозиционеры называют «провокаторами». Свободовцы и их соратники возмущены: сперва активисты из «Автомайдана» попросили у них помощи в блокировании ОМОНа, а затем, когда радикалы «огребли» от правоохранителей, их же еще и сдали в милицию! Теперь против них заведены уголовные дела.
Так что чуть ли не единственной «невинной жертвой» столкновений представляется исключительно Юрий Луценко. Надо отметить, что с Юрием Луценко уже происходили разного рода эксцессы в ситуациях, когда он злоупотреблял алкоголем.
О подоплеке событий у Святошинского суда довольно подробно рассказал украинский журналист Анатолий Шарий. 10 января, вечером, суд вынес обвинительный приговор (6 лет заключения) членам националистической организации «Патриот Украины» Игорю Мoсийчуку, Сергею Бевзу, Владимиру Шпаре. Они обвинялись в подготовке теракта на День независимости в Киеве в 2011 году. По словам журналиста Шария, доказательства их вины были весьма хлипкими, дело – скорее всего, сфабрикованным. Однако никого из оппозиционеров (в том числе «свободовцев») судьба задержанных и ход процесса нисколько не интересовали. Но когда приговор уже был вынесен, оппозиционеры решили выразить «гражданский протест» и не дать вывезти осужденных, блокировав здание суда.
Шарий уверен, что выдохшемуся Майдану понадобилась свежая кровь: «В сухом остатке – полная апатия в деле «васильковских террористов» заканчивается бессмысленной акцией, цель которой – никоим образом не помочь осужденным, а создать картинку с кровью и «звериным избиением»… То, что видел я по прямой трансляции, – группа людей откровенно провоцировала стоящих ментов… Стоящий «Беркут» – бесполезный «Беркут», для картинки нужен «Беркут» действующий. Потому «троллинг» продолжился с участием прибывшего на место Луценко, который забыл, что он давно не министр. Стоящих спокойно ментов откровенно довели. Картинка получилась».
Похоже, что «красивая картинка» стала важнее и судеб конкретных людей, и судьбы всей страны. Характерно, что именно с разыгранных, постановочных сцен «кровавого противостояния» начинались отнюдь не постановочные и действительно кровавые события в Ливии, Сирии, Египте.
Между тем возмущены не только рядовые радикалы-националисты, которых использовали как груши для битья спецназом, а потом подставили под уголовные дела. Как стало известно, бойцам «Беркута» пришлось снять маски, чтобы пройти по «коридору» в суд по приказу руководителя ГУ МВД Киева Мизина. В условиях, когда оппозиционеры собирают настоящее досье на сотрудников правоохранительных органов (публикуют их фотографии, домашние адреса и телефоны, призывают к расправам, в том числе над членами семьи), беркутовцы восприняли это как предательство. «Бойцы морально раздавлены, этот приказ иначе как предательским не называют. Милиционеры не верят в свое руководство, понимают, что их попросту сделают крайними», – пишет украинская пресса, ссылаясь на источник в самом «Беркуте».
А ведь и «тихая жизнь Майдана», который существует уже полтора месяца, не такая уж тихая на поверку. Все больше появляется свидетельств, что в подвале Киевской мэрии, захваченной 1 декабря толпой «евроинтеграторов», устроено что-то вроде частной тюрьмы. В самодеятельном «гестапо» члены партии «Свобода», называющие себя охраной Майдана, допрашивают и пытают людей, задержанных фактически по доносам активистов Евромайдана. А вот многие граждане, совершившие преступления, прячутся именно на майдане, ибо туда не допускаются ни следователи, ни милиция.
Так что самый центр Киева превратился в зону без власти и закона, с неконтролируемо распространяющимся насилием, а заодно и антисанитарией. Ныне в больницах Киева находится 43 митингующих, госпитализированных с начала 2014 года. Большинство из них в момент госпитализации были пьяны. «Переохлаждение, травмы, ушибы, переломы – 34 случая; гинекология – 3; психические заболевания – 4; чесотка – 1 случай; бронхит, ангина, пневмония – 12», – сообщают в медицинском ведомстве. В прошлом году было зафиксировано и несколько случаев туберкулеза.
Павел СВИРИДОВ