Россия вступила в Год культуры. Что это должно означать? Прежде всего не пышные мероприятия и показные акции, а изменения – ну пусть подвижки! – в государственной культурной и информационной политике. Пока этого не чувствуется совсем. Да и вряд ли что-то стронется, потому что культура и творчество сегодня – это духовные ипостаси левой идеи с ее подлинной демократией – каждому по дару его, со свободой – без фетишизма денег, с братством – по таланту, а не потребительству. Но левую идею у нас боятся пуще огня, забалтывают или подсовывают обманные муляжи.
Поддержим толстосумов!
Год культуры отмечен скудостью – тем, что денег на нее, особенно в регионах, катастрофически не хватает. Объективное нарастание кризиса не оставляет поводов для оптимизма, излучаемого главой правительства и хоккейной команды в Давосе. Более половины российских регионов находится на грани банкротства, урезание социальных расходов приобретает катастрофический характер, подрывая работу жизненно необходимых служб и тех же культурных учреждений. Рубль существенно слабеет, 24 января его курс к бивалютной корзине упал до минимума почти за пять лет, до уровня кризисного марта 2009 года. Форум в Давосе, где собрались политики и богачи свихнувшегося мира (1% семейств владеет 43% мировых богатств) проходил под девизом «Переустройство мира». Какую программу и смету мог предложить прораб – глава огромной российской делегации (76 виновников российских бед!) Аркадий Дворкович – трудно вообразить. Но здравый смысл подсказывает: в этом «переустраивающемся мире» с глобализацией и масскультом, с финансированием майданов и зарубежных наемников в той же Сирии и в Киеве – России надо выжить как единое, многонациональное государство. Исторический опыт во всех испытаниях вопиет лишь об одном: должен быть стержневой народ, должна сберегаться скрепляющая русская культура. По переписи 2010 года в Российской Федерации русскими назвали себя 81%. Русским языком владеют 99,4% человек. Гражданство РФ имеют 138 млн человек, или 99,4%. Таким образом, по всем международным меркам почти 87% зарегистрированного населения РФ составили русские.
Мы живем де-факто в русском национальном государстве. Но что имеется в виду под понятием «национальное государство»? Этнический состав подданных? Но такого никогда и нигде не было, даже Германия во времена Гитлера чисто немецкой не была. Да и сам Гитлер «чистым» немцем, как известно, далеко не был, русские цари по немецкой крови были чище. То есть когда речь идет о национальном государстве, имеется в виду прежде всего не этнический состав населения и правительства (Сталин был русским грузином и славянофилом), сколько доминирующая в государстве политическая, духовная, художественная, бытовая культура стержневой нации. Если она не поддерживается, а тем более попирается, – государство не удержится. Это было ясно со времен «Русской правды» Владимира Мономаха, опубликованной еще в 1123 году, за 24 года до упоминания Москвы. Ныне сплошь и рядом, особенно в либеральных СМИ, самобытность русского народа и его право на свой образ жизни отрицаются, высмеиваются, общенародные деньги тратятся на культуру, противоречащую всем национальным традициям и заветам. Западничество и авангард никого в России не пугают, веселят даже, когда они не доминируют, а существуют в лоне русской культуры, как испокон века было в нашей литературе.
Сохранить дали!
Год культуры начался ошеломительно. Я не про новогодние безумства с попсой и жалкими прикалываниями и кривляниями, «как у них», говорю, хотя и этого касался. По интернету на каникулах посыпались письма и петиции из Рязани – родины отца – с просьбой поставить подпись: «27 декабря 2013 г. (накануне гибели Есенина в гостинице «Англетер» – цинизм «культуры») губернатор Рязанской области единоросс О.И. Ковалев подписал постановление о фактическом уничтожении Государственного музея-заповедника С.А. Есенина. Подло (так у авторов. – А.Б.), под Новый год, незаметно для общественности пытались провести коррупционный проект по уничтожению есенинских далей. Не было его публичного обсуждения. Изменение охранных зон ничем не обосновано, кроме жажды наживы высокопоставленных лиц. Если новый проект будет принят, музей С.А. Есенина в стенах одного дома останется, а вот музей-заповедник, то есть все то пространство, что вдохновляло Есенина и привлекает ежегодно до 250 тысяч туристов, будет уничтожено. Речь идет не просто о судьбе музея, но музея-заповедника, в котором предметом охраны являются не только музейные ценности, но и природный ландшафт по берегам реки Оки, а также вдоль туристических трасс и вблизи прибрежных сел Федякино, Кузьминское, Аксёново, Иванчино, путь в Богословской монастырь в Пощупово, в Старолетово. Все это является единым культурным, историческим и природным пространством, тесно связанным с жизнью и творчеством С.А. Есенина».
Не поверил сразу в такое кощунство – обратился к СМИ. Да, и «Новая газета», и другие СМИ в Рязани сообщили, что Постановлением правительства Рязанской области №89 от 11 апреля 2013 года были утверждены границы охранных зон объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба, в которой в 1895 г. родился и жил поэт Сергей Александрович Есенин». Однако этот проект кого-то не устроил и за счет бюджета был заказан новый. Тут денег не жалеют! Новоиспеченный документ был выложен на сайте правительства Рязанской области. Этот проект в семь раз урезает территорию охранных зон есенинских мест, то есть лишает Константиново главного – приокских откосов, есенинских далей. Если застроить их коттеджными поселками, то самому домику-музею, храму и улице, ведущей к сцене, где порой происходит неведомо что, – до очарования далеко. А ведь в 2006 году Постановлением №62 губернатор Рязанской области генерал Г. Шпак утвердил границы охранных зон музея-заповедника. В охранные зоны широкой полосой были включены все земли по обоим берегам реки Оки от с. Вакино до с. Пощупово. Губернатора и толстосумов он сегодня не устраивает – объясните! – надо застроить «комодами» есенинские берега?
Потом рязанские СМИ запестрели заголовками типа «губернатор Ковалев передумал застраивать Константиново» и «Пощуповский монастырь и усадьба Никитинских взяты под охрану». Да, губернатор Олег Ковалев лицемерно успокаивал возмутившуюся общественность, пообещав, что есенинские места в обиду не даст, а проект отзовет. И спустя три дня… подписал постановление, как бы напрямую не имеющее отношения к музею-заповеднику Есенина, но фактически отменяющее его действующие зоны охраны. Тем самым музей-заповедник уже не в теории, а на практике поставлен на грань уничтожения. По социальным сетям кочуют фотографии незаконной застройки заповедных территорий, сделанные туристами в ходе посещения заповедника и всхлипы, что самое красивое, конечно, не музейчик, где не протолкнуться, а эти просторы с холмами как застывшие волны земли. Какая судьба их ожидает? Пока общественность борется – подает в суд, – четких объяснений от властей на всю Россию, любящую Есенина, не слышно.
Чапаев и Польша
Нынешний год не только культурный, но и памятно-военный: мы будем отмечать 100-летие Первой мировой войны. Кстати, 4 января 1894 года, 120 лет назад, окончательно оформился русско-французский союз. Новый союз был назван Антантой, что означает «сердечное согласие». Позже, когда к союзу присоединилась Англия, Антанта превратилась в антигерманскую коалицию. Сложнейшим испытанием для «сердечного согласия» стала Первая мировая война. Как повелось еще тогда, Россия порой начинала наступательные операции раньше намеченного, чтобы оттянуть с Западного фронта войска и спасти союзников. Собственно говоря, так был начат и легендарный Брусиловский прорыв. Недавно побывал в Луцке и Цумани, где в пуще сберегается кладбище брусиловских орлов, а черноствольный лес – весь в волнах оплывших траншей.
Газета «Комсомольская правда» на Украине начала сейчас кампанию за переименование оставшихся «советских названий», смешав в кучу комиссаров и отважных солдат, государственных деятелей и героических тружеников. Вот примеры. «Андрей СТАХАНОВ. Из-за его дутого шахтерского рекорда (?! – А.Б.) в СССР поднимали и поднимали нормы выработки на производстве. Нужны ли такие символы независимой Украине? Оставят ли на карте город Стаханов (Луганская область) и село Стахановка (Крым)? Василий ЧАПАЕВ. А что ждет героя Гражданской войны, который и на Украине-то ни разу не бывал? Вернее, какую судьбу уготовили власти четырем селам и городку Чапаево (Полтавская, Харьковская, Одесская области и Крым). Поднимется ли у кого рука на народного любимца – персонажа многочисленных анекдотов?».
Анекдот в том, что именно на Волыни «в Першу світову унтерофіцер Чапаєв служив у 326-му піхотному Бєлгорайському полку». В боях между пунктами Цумань и Карпиневка 27 сентября 1915 года Василий Иванович Чапаев был ранен и отправлен в госпиталь. Перебитое сухожилие руки долго не заживало. Из госпиталя он вернулся в полк лишь 29 ноября того же года. В то время пока он находился на излечении, вышел приказ о производстве его в старшие унтер-офицеры. Вообще со времени прибытия на фронт Чапаев только за полгода был трижды награжден солдатским Георгием (!) и стал
После революции в России войска Антанты без всякого «сердечного согласия» вторглись на территорию основателя союза и развязали Гражданскую войну. Ее последствия – пребывание Галиции под Польшей – и сегодня отзываются в Киеве. Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский в своем первом же интервью в новом году заявил, что Евромайдан – «это зеркало для всех членов европейской семьи, в котором они увидят, насколько важным является проект евроинтеграции. И благодаря украинцам вернут веру в проект, который для Европы и Польши является чрезвычайно важным».
Правда, в зеркале отражается кровь и пламя, но чего не сделаешь ради пошатнувшейся веры! Иезуиты всегда выражались красиво. А вот батька Лукашенко рубанул по-простому: «Влияние на ситуацию в Украине оказывают внешние силы. Поляки были сильно подвязаны и чуть ли не примеряли программу, что они Украину привели в Европу». А еще добавил справедливые вещи: «То, что происходит сейчас в Украине, – это кошмар и катастрофа. Прекрасная страна с прекрасным народом, и вот этот бардак с так называемым рынком, где кланы поделили страну, – вот к чему это приводит… Как только дети президента начинают заниматься бизнесом – жди беды, как только у жен и любовниц появляются короны на голове – жди беды». Нечего тут добавить, кроме одного: майдан и даже создание народных рад – не революция, как ее называют усиленно американские советники. Революция предполагает смену общественно-экономической формации или хотя бы решительную смену элит, закулисных кукловодов, перераспределение оставшихся богатств в пользу восставших и трудящихся масс. Где эти требования и планы? Неужели боксер, бизнесмен и гражданин Германии изменит жизнь украинцев к лучшему? Смешно и горько.
Колокол умолкает?
Морозным днем 21 января 1654 года боярин Артамон Матвеев отправился к царю с весомым отчетом о состоявшейся Переяславской раде, на которой народ принял сторону Богдана Хмельницкого и выкликал: «Волим идти под царя московского!» Потом за успешную политическую миссию талантливый дипломат, писатель, историограф был поставлен во главе Малороссийского приказа. Он построил особняк в Армянском переулке Москвы, рядом с Маросейкой, где селились выходцы из Малороссии. Вот какую важность представляли и 360 лет назад эти отношения. Сегодня же на государственном уровне Россия сводит их к небоскребам Газпрома и каким-то неосвещаемым в СМИ встречам. Даже о заседании Совета безопасности, где одним из вопросов был поставлен трагический январь на Украине, журналистам скупо сообщил не родовитый боярин, а… пресс-секретарь Дмитрий Песков, который монотонно рассказывает что о рядовых отставках, что о трагедии братского народа, привычно выражаясь. Посла на Украине М. Зурабова мы вообще не видим и не слышим. Об этой прорехе во взаимоотношениях двух стран говорили в январские дни все, у кого болит сердце за единый русский народ.
На фоне украинских событий президент Румынии Траян Бэсеску во время своего выступления на местном телевидении заявил, что эта страна в 2014 году собирается открыто признать соседнюю Молдову румынской землей. По словам главы румынского государства, Молдова имеет историю, культуру и язык, которые неразрывно связаны с Румынией, и потому Бэсеску призвал всех румын, проживающих как в самой Румынии, так и в Молдове, проникнуться пониманием этой объединительной идеи. Но ведь и у России есть родные земли и сограждане на Украине. Уж про неразрывность истории и языка упоминать нечего! Почему же одному президенту делать категорические, мягко говоря, заявления можно, а другой вообще молчит? С Украиной поразительно в Европе не церемонятся, а она, по-моему, только такой язык и понимает.
За всеми дипломатическими экивоками сегодня даже публицисты не говорят правды, а ТВ ограничивается примитивными репортажами: стоят молодые лбы и рассказывают картинку сзади них – что горит и кто пострашнее экипировался. Только Вера Кузьмина сделала телефильм «Убить русского в себе» и программу о Евромайдане, вскрыв суть, о которой сказала в интервью: «150 лет «украинствования» никак не вмещаются в 52 минуты (стандартный хронометраж такого фильма). Но главное, впервые за 90 лет мы сказали (на ТВ! – А.Б.) вслух и громко: Украина – это искусственный проект по расчленению русского народа и России. Однако очень многими интереснейшими фактами, деталями пришлось пожертвовать. О том, например, как подтасовывались решения императорской Академии наук о признании мовы языком, а не диалектом. О том, что в 17-м году в Киеве пришлось устраивать специальную пропагандистскую кампанию по объяснению, кто такие украинцы». Да, это смело и точно! Даже самому Кобзарю приписали заголовок «Заповит» к известному стихотворению, хотя такого слова выходец из киевской глубинки, скорее всего, и не слышал. У него, его же рукой общерусское – «Завищание».
Об Украине как западном «проекте» с авторством Бисмарка, конечно, и писатели говорят, но кто их покажет народу? В дни Переясловской рады состоялись две встречи. Одна – в самом Переяславе, где выступал Константин Затулин – автор программы на ТВЦ «Русский вопрос», и потому мы хоть какие-то кадры увидели. Но картины впечатляющей не сложилось – жидковатая встреча. Другая духовно-культурная встреча прошла в Белгороде. Ну, об этом, кроме меня, и сказать некому. Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн назвал ее тихой встречей, но напомнил, что именно на территории Белгородской области был воздвигнут Колокол единения трех братских народов – Белоруссии, России и Украины. Да, он был открыт и освящен в юбилей 55-го Дня Победы в Великой Отечественной войне в поселке Прохоровка, где произошло одно из главных танковых сражений. На открытии присутствовали патриарх Алексий II; тогда исполняющий обязанности Президента Российской Федерации В.В. Путин, чье отношение к славянству остается для меня загадкой; президент Украины Л.Д. Кучма, который потом своей книгой «Украина – не Россия» обозначил другой вектор развития; президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, продолжающий бороться за подлинное братство славян. По периметру колокола идет выполненная на церковнославянском языке надпись – слова Сергия Радонежского – «Любовью и единением спасемся». Почти 15 лет прошло, время готовиться к 70-летию Победы, а ни единения подлинного, ни любви особой нет, несмотря на все усилия разумной общественности.
Вел духовно-культурную встречу заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора Валерий Ганичев, который подчеркнул, что место проведения данного мероприятия выбрано не случайно: «Белгородская область уже создала с соседями – харьковчанами, сумчанами, полтавчанами, луганцами – подлинную территорию дружбы, сотрудничества и братства, укрепляя экономические, социальные, культурные и духовные связи, являя пример для других, менее подвижных коллег».
Яркое подтверждение этому мы услышали, например, в выступлении Александра Романовского – проректора Харьковского политехнического института, председателя Харьковского отделения Союза писателей России. Один факт: в их институте учится 154 российских студента, среди них 81 белгородец, в том числе и на бюджетной основе, а во всей матушке России только 45 украинских студентов и 55 студентов из Крыма. Разница? Доктор исторических наук Вера Малая представляла кафедру международных отношений и украиноведения (!). Есть ли россиеведение, а не антироссийство в вузах за искусственным кордоном? Руководитель Белгородского отделения Союза писателей Владимир Молчанов вспоминал, как студентом пробегал мимо памятника Богдану Хмельницкому. На что начальник областного управления культуры Сергей Курганский сразу заверил: «Памятник восстановим! Дело решенное». Участники «тихой встречи» признали, что сегодня восточнославянская цивилизация переживает не лучшие времена. Подняли головы, бандеровские знамена и фашистские факелы те силы, которые стремятся разорвать исторические связи, вывести Украину из общерусского и православного пространства. Колокол умолкает, но еще звонит!
Город Ленина
В январе мы отмечаем день памяти Ленина – самого великого политика, теоретика и практика ХХ века. Позором канала «Россия» 21 января стал дамский фильм «Кто заплатил Ленину?», снятый аж в 2004 году! С тех пор столько грозных событий произошло, работы Ленина снова стали актуальны, личность политика, сумевшего как никто в ХХ веке вывести страну из революции в кратчайшие сроки и приступить к государственному строительству, вызывает прилив интереса во всем мире. И только на главном федеральном хотят внушить, что один еврей-авантюрист Израиль Гельфанд (Парвус) обманул всех, привлек Ленина, купил других революционеров и в 1915 году, когда Россия и так терпела поражение на всех фронтах без всяких гельфандов-бронштейнов, представил германскому правительству меморандум, как через революцию в России выиграть войну. Еще энергичная тогда Наталья Нарочницкая нагнетала: «Это был всеобъемлющий, гениальный план! Именно Парвус, а не Ленин играл первую скрипку, Ильич прибыл к шапочному разбору». Читаешь и диву даешься! Самое смешное, что создательница фильма Елена Чавчавадзе, как и ее супруг, называют себя дворянами-монархистами. Как же так?! Один еврей-сибарит с одним доказанным миллионом полученных марок (а дошли они до революционеров-то?) разрушил, выходит, целую империю с богоизбранным царем даже без гениального Ленина! Это же беспощадный приговор монархии…
26 января 1924 года по многочисленным просьбам трудящихся Петроград был переименован в Ленинград. В годы реставрации капитализма по инициативе мэра Собчака было против исторической логики возвращено самое старое название – Санкт-Петербург, хотя дважды волею правителей и народа он еще до имени Ленина дважды менял название.
Через 20 лет, именно 27 января 1944 года была окончательно снята блокада Ленинграда. Этот день стал одним из величайших в истории Великой Отечественной войны. Войска Ленинградского, Волховского, и 2-го Прибалтийского фронтов в ходе Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции окончательно разорвали кольцо блокады Ленинграда. Свыше 350 тысяч солдат, матросов, офицеров, генералов и адмиралов были награждены орденами и медалями, 226 воинов стали Героями Советского Союза. Среди них мой старший брат-летчик, герой книги «Они защитили тебя, Ленинград!» Указом президиума Верховного Совета от 8 мая 1965 года и самому городу присвоено почетное звание «Город-герой».
Два века назад, 14 января 1814 года, в Петербурге состоялось огромное культурное событие: открытие Публичной библиотеки, которая была основана в 1795 году, с 1811 года стала получать обязательные экземпляры вышедших книг, а в году взятия Парижа стала общедоступной. Она обладает несметными книжными сокровищами, печатными и рукописными, ведет огромную работу как научный центр книговедения. В 70-ю годовщину полного освобождения города от фашистской осады вспоминается поразительный факт: 200 бомб было сброшено на Публичку – и ни одного пожара, наподобие того, что вспыхнул в годы либеральных реформ. Библиотеку защищали работницы, подростки… А Гостиный Двор по соседству выгорел дотла. То ли гасили торговые работники не так рьяно, то ли провидение указало, что важнее для города. История переполнена подобными символами!
Мой брат воевал севернее Ленинграда, его самолет был подбит над Лемболовскими высотами финскими зенитными батареями, сметенными огненным тараном. Следует еще раз подчеркнуть спасительные итоги «незнаменитой войны», которые позволили отодвинуть границу, выиграть время. А заодно опровергнуть распространенную легенду о том, что финны не переходили границу и только «возвращали свое». Это не так, они, без всякого сомнения, перешли границу 1939 года между Ладожским и Онежским озером. И только успех Красной армии под Тихвином предотвратил их соединение с немцами и перерезание спасительной «Дороги жизни».
В годы охаивания всех советских побед появилось много нелепых домыслов, один из них: а может, надо было сдать город и не идти на страшные жертвы? Военный историк Алексей Исаев говорит: «Длительное изучение мной ситуации под Ленинградом привело меня к выводу, что энергичные действия советского командования, в первую очередь на Лужском рубеже начиная с середины июля 1941 г., позволили избежать самого худшего – захвата города немцами. Кормить население города немцы не собирались, это прямым текстом указывается в оперативных документах вермахта (Группы армий «Север» и подчиненных ей соединений и объединений). В отличие от других городов Ленинград не окружен сельскохозяйственными районами и катастрофа имела бы беспрецедентный характер».
В Нюрнберге во время процесса называлась цифра жертв блокады в 642 тысячи человек. Однако это была цифра, подсчитанная по горячим следам событий, с неизбежными неточностями. Современные исследования, в частности В.М. Ковальчука, использовавшего широкий круг документов, дают величину в 750 тысяч человек. Такова была страшная цена стойкости Ленинграда.
Слава спасителям города на Неве и всем защитникам России, ее великой культуры, ее истории без обмана!
Александр БОБРОВ