– Люди в растерянности, взволнованы. Особенно молодые семьи. Как быть без работы? Уезжать на поиски? Где жить? Везде квартиры очень дорогие, – говорит Михаил Петрович Есин, бывший заместитель директора Орско-Халиловского металлургического комбината.
Ветеран побывал в сортопрокатном цехе комбината, ныне акционерного общества «Уральская сталь». Здесь объявлено, что с 1 апреля производство закроют, и около 2500 работников станут свободными. В пору празднования юбилея конституции, где записано, что труд свободен. Вместо гарантированного советским Основным законом права на труд.
«Освобождение» металлургов от работы тянется с самого начала насаждения капитализма в нашей стране, а в последние годы еще и в связи с углублением его мирового кризиса. При строительстве социализма комбинат неуклонно наращивал мощности, здесь было занято до 25 тысяч жителей Новотроицка. Из-за резкого сокращения производства тысячи из них получили приглашения на улицу.
В минувшем году ликвидирован мартеновский цех как «устаревший», который давал сталь особых качеств. Но вот теперь стал не нужен и последним построенный в советское время и отвечавший высшему мировому уровню крупнейший сортопрокатный цех. Вместе с тем идет речь о дальнейшей «реорганизации», «оздоровлении», вследствие чего вскоре, по разговорам, которые до сих пор оправдывались, попросят вон в целом 4 тысячи членов коллектива. Сколько останутся из его первоначального состава – не меньше трети? И насколько – покажет углубление кризиса мирового капитализма.
По объяснению руководства «Уральской стали», меры по массовому высвобождению рабочих неизбежны для вывода на рентабельность предприятия, которое вот уже около трех лет работает в убыток. А если посчитать ущерб для народа еще за двадцать лет всего времени приватизации? При Советской власти комбинат выпускал в год 3300 тысяч тонн чугуна, а в результате приватизации – около двух миллионов. Стали – около 4400 тысяч тонн и 2300 тысяч. Проката – около 3300 тысяч тонн тогда и 2 миллиона тонн теперь.
Какой громадный убыток понесла страна в результате этого срыва только от достигнутого прежде уровня! А потеря двух десятилетий дальнейшего роста и научно-технического развития – и этот гигантский убыток тяжким грузом лежит на весах истории. Всё это давно определило вывод о необходимости реорганизации навязанного стране убыточного социального строя и положения сырьевого придатка мировых монополий. Это самый острый вопрос повестки дня.
За минувший год в Оренбургской области завершена «оптимизация» по фундамент бывшего комбината «Южуралникель» и Южно-Уральского криолитового завода – на этих предприятиях цветной металлургии до антинародного переворота создавали свой весомый вклад в расцвет Родины 15 тысяч рабочих и инженеров. Несмотря на их протесты, все они «высвобождены» за ворота из стратегического производства.
Их участь разделили и работники Орского механического завода. Здесь при содействии областной администрации была попытка создания новых предприятий с привлечением иностранцев. В том числе оснащены оборудованием завод по выпуску 1 миллиона компрессоров для бытовых холодильников и собственно завод холодильников и бытовой техники. Бывший главный конструктор завода компрессоров Евгений Павлович Шендер рассказывает:
– Полная штатная численность у нас должна была составить порядка 800 работников. Но производство так и не развернули, а кадры уволили. Связанные с этим пособия нам вот уже как полтора года так и не выплатили. Мы в прокуратуру писали, наши бумаги крутятся где-то у судебных приставов. Выплаты один раз были – тысячи две перечислили в мае или июне прошлого года. Мне лично 100 тысяч должны. Несколько наших рабочих на завод холодильников перешли. Они говорят, что из производственного корпуса устроили склад холодильников. Ставят их в промежутках между станками. Мал спрос. Недавно, в ноябре, «Орская хроника» сообщала: приезжали китайцы, смотрели наш завод, хотят его купить и запустить. Получится ли – не знаю.
Завод полностью забит холодильниками, и в декабре остановлен до февраля. Начало очередного «оздоровления»?
Его до конца уже прошли почти все предприятия еще недавно передового промышленного узла, включавшего несколько городов восточной части Оренбургской области. Видимо, с явно устаревшим названием вползает в новый год Орский завод тракторных прицепов, обеспечивавший ими не только Советский Союз, но и многих покупателей за рубежом. Теперь гадают: не приспособить ли его опустевшие гигантские корпуса хотя бы для ремонта импортной техники за отсутствием своей?
Изначально подчеркивалось, что индустриализация охватит промышленность. Но именно в основных ее отраслях продолжается убыль. За 2012 год в обрабатывающей промышленности исчезло 111 тысяч рабочих мест. А по сравнению с 2000 годом ее покинули свыше 2 миллионов специалистов. Как сменить такую «оптимизацию» на индустриализацию?
Об этом шла речь на митингах и демонстрациях коммунистов и их сторонников, «Советская Россия» не раз посвящала выступлениям трудящихся репортажи. И сегодня один из замечательных организаторов социалистической индустриализации, ветеран коммунистической партии М.П. Есин рассказывает о блестящих успехах международного сотрудничества в научно-техническом развитии и заключает:
– Единственный выход – в программе КПРФ: национализация базовых отраслей промышленности. А не четвертование таких китов, как наш комбинат. И возврат планирования производства. Вывод выстрадан большинством. Только не опоздать – в этом наша судьба.
Фёдор ПОДОЛЬСКИХ
Оренбургская область