ПРИСЛУШИВАЯСЬ к установкам «магистрального курса» нынешней власти, я всё чаще задумываюсь: а стоит ли копировать западную индустриальную модель в тот момент, когда промышленная цивилизация агонизирует. «Человек смог войти в индустриальную фазу своей истории, но теперь необходимо найти способ с достоинством из неё выйти» (С.Камшилин). Идея общества потребления («изобилия») порочна, поскольку её осуществление во всемирном масштабе приходит в драматическое противоречие с объёмом природных ресурсов и равновесием экосистем. Смешно заниматься приобретательством новых моделей одежды и бытовой техники, когда человек уже сейчас не имеет самого главного — свежего воздуха и чистой воды.
Превращая землю в товар, власть торпедирует возможность создания альтернативного (деревенского) уклада жизни, который не будет столь губителен для планетарной экологической системы. Переход к традиционному укладу на новом витке спирали развития не означает, что какие-то производства не смогут сохраниться и развиваться. В пределах разумного обеспечения и самодостаточности, но не ради денег и ориентации на продажу всем и всего, индустрия возможна.
Первые удары в колокол, с тревогой об индустриальной цивилизации, сделал в начале прошлого века Л.Н.Толстой, которого В.И.Ленин называл «зеркалом русской революции». Великий писатель преклонялся перед простым народом, видел в нём источник правды, обожествлял физический труд, в котором искал спасения от бессмысленности жизни. Острие толстовской критики было направлено против технократического культурного слоя общества, который породил индустриальную цивилизацию вместе с ее кажущимися благами.
В обществе потребления, по выражению французского философа Ж.Бодрийяра, «непрерывно производятся вещи, но лишь вещи, искусственно лишённые прочности, частично нефункциональные, обречённые на скорую гибель». Капиталистическая система работает на производство вещей, но одновременно и на их разрушение, поэтому является неэффективной в смысле природопользования. Избавляясь от старой, «непрестижной» вещи и обзаводясь новой, вы наносите удар по экологическому состоянию окружающей среды.
Повышение «уровня благосостояния» граждан-потребителей является условием существования общества потребления и потому является «заботой» правительства. Производители товаров и услуг вездесущей рекламой навязывают правила поведения, обеспечивающие сбыт продукции, как правило, ухудшающей здоровье граждан. Самый яркий пример — деградация общественного транспорта и катастрофическое размножение личных автомобилей. Дышать в городах стало в прямом смысле нечем. Тем не менее многие мечтают вместо здоровья приобрести автомобиль. Их ничто не смущает: ни пробки на дорогах, ни автостоянки под окнами жилых домов, ни смог над головой. Жалко как пешеходов, так и самих владельцев автомобилей, которым реклама и потребительское общественное мнение навязали ложные ценности — что может быть полезнее пешей ходьбы?
Структура питания резко изменилась, появилось много вредных соблазнов, нахраписто продвигаемых рекламой. Государственный контроль за производством продуктов питания канул в Лету. Давно уже едим куриные ножки, чтобы топтать западные дорожки. Но Запад сам является жертвой ущербной цивилизации и явно не преуспевает в умножении народонаселения. Да, при Советской власти мы не видели прилавков, ломящихся от изобилия ярких упаковок. Но вся сельскохозяйственная продукция была отечественной, консерванты, «биоактивные добавки» и прочие «достижения» цивилизации практически не использовались. С 90-х годов прошлого века мы потеряли продовольственную независимость, хотя нас упорно заставляют праздновать так называемый «день независимости».
Человек по своей биологической природе есть существо общественное: без самоограничения, отказа от части своей личности в пользу коллектива он как вид выжить не может. Именно дух стаи и взаимопомощь помогают выживать многим видам в Природе и народам в обществе, что применительно к советскому периоду показала Великая Отечественная война. Пренебрежение коллективизмом в результате катастрофических реформ 90-х годов привело к стремительному вымиранию России. Сейчас цинично поминают жертв политических репрессий, но кто поставит памятник миллионам детей, не рожденных за годы «торжества демократии»? На протяжении всей своей истории Россия искала величия не в заботе о себе, не пребывала в собственном постыдном (как выяснилось, и вредном для здоровья народа) благополучии, а в сохранении и приумножении территории государства, заселении её своим народом.
Глядя со стороны на проходящее избирательное шоу, удивляешься, что приманкой электората у большинства конкурирующих партий является обещание «повысить уровень жизни». Что это такое, и не будет ли от этого хуже? В тупике общества потребления, куда завело нас «новое мышление» М.Горбачева и Б.Ельцина, отсутствуют чистый воздух, вода и безвредные продукты питания. Вы стараетесь добыть больше денег, чтобы подхлестнуть свободных от ума производителей, которые не хотят сохранить Природу для детей и внуков? Чтобы отравить свой организм избытком так называемых продуктов питания, прослушать медицинский ликбез по «Радио России», а затем оплатить свое так называемое лечение у полисно-платной медицины... А может быть, вам не терпится преодолеть комплекс неполноценности путём установки пластиковых окон, застекления балкона или лоджии? Подумайте сначала о том, удастся ли после этого распахнуть окно, впустив живительные лучи солнца в мертвое пространство вашей квартиры. Помните, что, пребывая на солнце, вы сокращаете потребность вашего организма в пище.
Что же делать? Нужны нестандартные подходы, один из них — эмиграция в Природу. Людей до сих пор пугают Сталиным — вождь, мол, так и не дал крестьянам паспорта... В свете современной жизни такое решение выглядит весомой льготой. Перегруженность социальными контактами в городах является источником психических отклонений и агрессии. В город уходили и уходят крестьяне за другой жизнью, лёгкими заработками и приобщением к культурным ценностям. Но так ли привлекателен теперь город? Воздух и вода отравлены. Городские жители, живя в каменных мешках (почти как «дети подземелья») становятся заложниками системы ЖКХ — на содержание жилья уходит большая часть заработной платы или пенсии. К слову сказать, в деревнях жители часто бросают кирпичные дома — на них дров не напасешься...
ПРЕВРАЩЕНИЕ России в полицейское государство завершилось введением новых правил доставки почтовых переводов и следования пригородного транспорта. Этими решениями обладатели советских паспортов (по религиозным или идейным соображениям) — новые диссиденты — оказались брошенными в объятия матери-Природы. Оборвать пуповину с государством — значит совершить гражданское самоубийство. Недавно, возвращаясь из родовой деревни в пригородном поезде, разулся после 20-километрового марш-броска с поклажей. По-видимому, мои босые ноги, загорелое тело, большой старый рюкзак привлекли внимание проходящего по вагону милицейского наряда: «Что везешь?» Отвечаю, расстегивая застежки: «Тыква. Попробуйте». Здоровенная тыква была завернута в камуфляжную куртку — подозрительно. Старшой спрашивает: «Документы есть?» Я сделал глупую рожу: «Какие документы? Из деревни еду!»
Обычная картина на наших вокзалах с начала 90-х годов — в привычном танце милиционеры ходят по залу ожидания, подозрительно вглядываясь в лица пассажиров и проверяя документы. Видимо, этот «сервис» входит в некие «услуги» автовокзала, которые отражаются отдельным сбором на купленном билете. Даже к автобусному билету теперь прилагается квитанция добровольно-принудительного страхования. Не все возвращают её в кассу и потому балуют дармоедов, перенявших опыт железнодорожных прилипал...
Да, в «демократической» России мы имеем на вокзалах не только платные туалеты, лохотроны, но и барражирующих блюстителей порядка, немедленно подскакивающих к задремавшим гражданам для выяснения личности. Патрули, заинтересовавшись моей личностью, не один раз меня обыскали и осмотрели мои вещи. Возможно, кому-то нравится предъявлять документы, но меня всегда это унижало. Зачем же нам нужна такая «свобода», когда на каждом шагу необходимо предъявлять документы? Близки мне по духу строки односельчанина-поэта Михаила Кошкина:
... Да, мы вышли из совдетства,
Память в нас — не решето:
Нам прививку раболепства
Уж не сделает никто.
Нас не душат зависть, злоба,
Идеалам мы верны.
Нам дано хранить до гроба
Честь трудящихся страны.
Помню жизнь в СССР как комфортную и беззаботную — нужно было иногда стоять в очередях, но, купив что-то, можно было быть уверенным, что купил по минимальной цене (государственные цены — фиксированные). Вместо теплых магазинов теперь мы отовариваемся на оптовых базах, где продуктами торгуют рядом с моющими средствами. Социализм не нуждался в таком количестве милиционеров. Паспорт требовался при пользовании воздушным транспортом (слетал последний раз в 1991 году) и оформлении в гостиницу. Один раз не помешал бы мне паспорт для вскрытия неправильно закрытой ячейки в камере хранения на одном из вокзалов Москвы, но обошёлся без документа — за меня поручился незнакомый гражданин недолюбливаемой теперь национальности.
Не помню из советской жизни ни одного предъявления своих документов на вокзале или на улице. Как-то в 1986 году я загорал под октябрьским солнцем неподалеку от аэропорта Ташкента. Мимо прошел милиционер-узбек и вежливо предупредил, чтобы я тут не заснул. Другой милиционер в 8.00 разбудил меня на железнодорожном вокзале этого города, чтобы я не проспал поезд. Закрывать на ночь залы ожидания даже мелких железнодорожных станций администрация не могла. Ущемлять право на отдых пассажира-налогоплательщика — «хозяина необъятной Родины своей» — было непозволительно.
Ну и кого может отловить на вокзале милиция? В лучшем случае — мелкую сошку. Профессионалы не проводят часы в залах ожидания. Давно пора понять, что преступники, для которых нет ничего святого, первыми обзаводятся новыми документами. При советской власти сотрудников линейной милиции было немного, они обычно находились в дежурных помещениях, ждали вызова, а не демонстрировали себя, как на подиуме. Милиция, содержащаяся на деньги налогоплательщиков, теперь подрабатывает у коммерсантов. Потребительские амбиции, коррупция, другие виды преступности являются порождением общественной системы, лишённой духовных ценностей. СССР рухнул во многом потому, что в погоне за западной цивилизацией была установка на «неуклонное повышение уровня жизни». Вот и теперь законодатели судорожно пытаются решить проблемы, внутренне присущие обществу потребления.
Ущербность этого общества видна повсюду. В какой стране садоводы прячут или забирают домой уцелевшие изделия, части конструкций из чёрного металла, не говоря уже об инструменте? Разве это нормально — видеть в стенах университета охранников с резиновыми дубинками и вооружённый боевым оружием патруль, гуляющий по периметру? О каком ВВП может идти речь, когда полстраны охранников (значит, остальные — кандальники)? А ведь наверняка корни у многих ребят деревенские, проседает где-то от времени их отчее гнездовье и протекает крыша, дожидаясь неблагодарных потомков!
«Демократическая» тоталитарная система пожирает сама себя, когда изощрённой рекламой создает ажиотаж вокруг обладания эксклюзивной собственностью, как у законопослушных покупателей, так и их грабителей или убийц. Эти два вида, образно говоря, бeлок вертят колесо капиталистической системы. Но наступает предел прочности, когда искусственная потребительская цивилизация входит в противоречие с сущностью человека как части Природы. Россия, как слабое звено, поставлена на грань вырождения. Вместо лишающей психического здоровья и человеческого достоинства рекламы необходима пропаганда духовных вечных ценностей, которые отражены в любой религии и систематизированы в советском «Моральном кодексе строителя коммунизма». Капитализм отличается от коммунизма тем, что эксплуатирует низменные качества человека, не пытаясь поднять планку — сделать его лучше, чем он есть на самом деле. Не потому ли в СССР мы не имели представления о терроризме?
В обществе потребления не может быть свободы, поскольку все обязаны потреблять то, что рекламируется (от информационных продуктов до иноземных туров). Все действия регламентируются и формализуются, как в компьютерной программе по принципу умножения чьей-то прибыли за счет окружающей среды, мы обложены со всех сторон нездоровыми соблазнами. Идёт охота на сознание людей. Из них делают потребителей. У нас один союзник — это Природа. На мой взгляд, лучше быть частью Природы, которая не спрашивает документа, чем уподобляться белковому роботу — винтику тоталитарного общества потребления, упивающемуся мнимыми достижениями цивилизации.
Владимир ФИЛАРЕТОВ,
профессор Ульяновского государственного технического университета, доктор технических наук.