В ночь на пятницу были и вера, и надежда. Вера в то, что, сделав быстрый гол, наши футболисты обретут уверенность в собственных силах, и тот темп, который они взяли с первых секунд матча, будет не затухать, а, наоборот, с каждой минутой только усиливаться, что в конечном итоге и позволит команде добиться нужного результата. Была надежда на то, что вообще впервые в истории российского футбола сборная сможет выйти в плей-офф… Но получилось всё, как в старом анекдоте про лошадь, которая «нешмагла».
И дело не в тренере-иностранце, не в каком-то отдельном футболисте, а в ситуации в целом. Сегодняшний уровень российской сборной – это три игры на групповой стадии чемпионата мира. Это как потолок высоты у вертолета, который никогда не поднимется выше стратегического бомбардировщика, какой бы ас-летчик им ни управлял.
Сказалась неопытность игроков в играх такого высокого ранга. И как бы здорово ты ни играл в национальном чемпионате, показатель клубного уровня определяется в матчах Лиги чемпионов, а уровень сборной – на чемпионате мира. Именно мира, а не Европы. Это, как в хоккее, – есть только олимпийский турнир, после которого любой чемпионат мира воспринимается как второсортный.
Двенадцать лет отсутствия на мундиале, кажется, ничему нас не научили. Уровень сборной (если сравнивать по набору очков) даже стал ниже – в Японии мы хотя бы обыграли Тунис. На этот раз остались вообще без победы.
А через четыре года Россия будет сама хозяйкой футбольного форума. Хочется спросить тех, кто кричал от восторга по этому поводу: какими футболистами наша страна будет представлена миру в 2018 году?
Основной костяк нынешней сборной отпел свою лебединую песню в матче с Алжиром. Следовательно, обновление команды будет процентов на шестьдесят. А это опять молодежь, не обстрелянная в экстремальных условиях, не прошедшая горнила отборочного этапа. Ближайший чемпионат Европы расценивать как основную подготовку к домашнему мундиалю не стоит. После него пройдут долгих два года. Два года товарищеских матчей – матчей, пусть даже и с топ-командами, такими, как Германия, Бразилия и иже с ними, в которых соперник не будет выкладываться на все сто, по определению. Перед ним тогда будут стоять совсем другие задачи. И гонять «товарники» по-взрослому гранды не будут, как их ни упрашивай! А отсюда следует, что бойцовский опыт у игроков опять будет в дефиците.
Именно фактор неподготовленности наших футболистов к играм мирового уровня будет приводить к оплошностям типа ляпа Акинфеева или неоправданной настырности Козлова, приведшей к этому злосчастному штрафному.
Так неужели функционеры не понимали всего этого? Или желание еще больше обогатиться за счет строительства и переделки стадионов в них настолько велико, что, как там выступит национальная команда, их будет интересовать в последнюю очередь? Как, по моему мнению, в последнюю очередь интересует государство уровень (вернее сказать, отсутствие) детского футбола. Откуда брать одаренных футболистов, если их воспитание на одной планке с развитием сельского хозяйства или образования? Если футбольные команды финансируются из частного кармана, если их хозяевам важнее потратить сотни тысяч евро на легионеров, чем вкладывать эти деньги в детские футбольные клубы?
Но в отличие от олимпийской сборной в национальную не пригласишь Месси и Робина, как это было сделано для сочинской победы с Аном и Уайлдом. А поэтому есть опасения, что через четыре года наша команда опять дальше группы не пройдет. За оставшееся время очень сложно построить боевую команду, которой по силам решать высокие задачи. Потолок будет мешать.
Хотя в произошедшем есть и плюс – теперь хоть высплюсь.
Игорь ХОВАНСКИЙ
г. Красногорск,
Московская обл.
Игорь ХОВАНСКИЙ