– К этому отчету за 2013 год мы будем апеллировать в будущем, как в свое время возвращались к 1913 году, поскольку 2013 год – это первый год, который можно характеризовать как стагфляционный застой, возникший до наступления внешнеполитических неблагоприятных факторов. Причем это стагфляция не одного года. Она имеет все шансы быть долговременной.
Цена на нефть сохранялась в 2013 году на достаточно высоком уровне, она была существенно выше той, что запланирована в бюджете. Но экономического роста не было. Что было бы, если бы цена на нефть была такой, как спрогнозировало правительство? Падение? У нас по-прежнему нет никаких источников экономического роста, кроме нефтегазовых доходов.
На данный момент причины отсутствия экономического роста уже не макроэкономические, это не бюджетная или налоговая политика, не политика Центрального банка. Это проблемы на микроуровне: институциональные и кадровые ограничения для экономического роста. В стране проводились институциональные реформы. Но каждая структурная реформа в каждой области приводила к деградации отрасли и вымыванию квалифицированных кадров. Реформа в сфере электроэнергетики, например, привела к тому, что мы лишились во многом и объектов в электроэнергетике, и кадров в этой отрасли. Реформа науки привела к тому, что мы лишаемся учреждений науки и научных кадров. Реформа здравоохранения привела к тому, что мы лишаемся части бюджетной сети и вымываем оттуда высококвалифицированные кадры… И так в каждой отрасли. Теперь, когда нужно решать задачи импортозамещения, искать новые технологические ниши, выводить на рынок новые продукты, мы оказались перед фактом, что производственные мощности утеряны, работать над импортозамещением некому.
За примерами далеко ходить не надо. Сколько абсурдных решений, глупых, коррупционных, было принято в зале заседаний Госдумы, когда было совершенно очевидно тем, кто их принимал, я обращаюсь в первую очередь к «Единой России», что это решения неэффективные, коррупционные и их результаты будут отрицательными! Почему же вы думаете, что будут приняты эффективные решения, допустим, по созданию элементной базы для комплектующих ВПК, когда не то что нет людей, которые могут эти решения выработать, а нет даже людей, которые знают, кого нужно позвать в отрасль, чтобы выработать эффективное решение?! То же самое касается любой технической отрасли, где мы собираемся осуществлять импортозамещение.
Сегодня представители «Единой России» согласились с нашими негативными оценками. Но хорошо было бы, если бы вы соглашались с нами в тот момент, когда принимались решения, которые привели к спаду экономического роста, к истощению квалификационного и технического потенциала.
Далее. 713 млрд руб. в 2013 году пошло на пополнение Резервного фонда. А чистые заимствования составили при этом 512 млрд рублей. То есть одновременно пополнялся Резервный фонд – вложение денег в чужую экономику, и производились внешние заимствования. Наконец, через 10 лет после проведения этой порочной практики, министр финансов Антон Силуанов согласился с тем, чтобы в следующем году отменить одновременные пополнения Резервного фонда и заимствования. Но ведь за прошедшие 10 лет как раз и улетучились те источники роста, которые могли быть уже созданы. Да и какие могут быть эффективные технические решения, если мы, 450 депутатов, блуждаем в трех соснах? Заявляем, что Резервный фонд пополнять не надо, а бюджетное правило, по которому доходы от нефти и газа направляются в Резервный фонд, нужно сохранить…
Посмотрим на структуру доходов бюджета-2013. Сокращалась доля импортных ввозных пошлин. Сокращалась доля экспортных вывозных пошлин. Увеличивалась доля НДФИ. Это всё следствия вступления России в ВТО. То есть мы увеличили налоговую нагрузку на наш бизнес, мы ухудшили его конкурентные возможности, а налоговый маневр пошел на подавление экономического роста, если еще какие-то рычаги и оставались.
Что в 2013 году происходило с бюджетами регионов? Планировалось, что рост доходов будет 12%. Получили – 1,2%. Один триллион по прогнозу был недополучен регионами. А в Федеральном бюджете на 2013 год сокращались расходы на образование и здравоохранение, ссылаясь на то, что регионы всё покроют из своих больших доходов. Кого мы обманываем? О каком исполнении указов президента и социальных обязательств можно говорить? Чудес не бывает. Если этого триллиона нет, если фактически доходы сокращаются, то стоит задуматься, было ли выполнение указов президента. Если было, то за счет чего или кого? Потому что без денег выплатить зарплату просто невозможно.
Примечания корреспондента
Полуторатысячной команде минфина понадобился целый год, чтобы подытожить, как расходовался прошлый бюджет. Может, оттягивали момент позора?
Бюджетирование в 2013-м действительно было провальным. Поэтому все высказанные депутатами оценки начинались со слов «не исполнено», «недополучено», «не учтено», «не достигнуто»... Из 112 расходных статей 94 не были стопроцентно профинансированы. Даже минобороны было выдано чуть более половины от положенного. Роскосмосу бюджет задолжал 52,1 млрд рублей. Только половина из 897 строек была завершена, остальные – заморожены из-за отсутствия средств…
Нефтедоллары вроде бы аккуратно поступали в РФ. Цена на нефть, по признанию министра финансов А. Силуанова, была «крайне высокая» – 107,9 доллара за баррель при заложенном в бюджете уровне 97 долларов. Доходы получились выше запланированных. Но это никак не помогло российской экономике. Ее рост в 2013 году замедлился более чем в 2 раза. Вместо обещанных минфином 3,7% рост составил всего 1,3% – самое низкое значение с 1999 года.
Вместо инвестиций – отток 54 млрд долларов, вместо развития – увеличение внешнего долга за счет заимствований крупными корпорациями. Его сумма на 1 января 2014-го – 728,9 млрд долларов. До сих пор минфин не объяснил, как и за чей счет будут его погашать.
Из субъектов РФ вытянуты все соки. В 2012-м было 67 дотационных регионов, в 2013-м их уже 77. Минфиновское бюджетирование превратило российские провинции в безнадежных должников, совокупный долг которых перед центром – 1 трлн 700 млрд рублей. А в зарубежную кубышку – Резервный фонд и Фонд народного благосостояния (ФНБ), согласно «бюджетному правилу», придуманному Кудриным, отправлены сотни миллиардов рублей. Объем фондов в 2,2 раза превысил валютные запасы страны.
Единороссы неожиданно заявили, что «трудно не согласиться с представителями Коммунистической партии», и стали повторять, что деньги нельзя замораживать в резервах, что в стране неправильные налоги, что усилилась зависимость российской экономики от нефти и газа, от импорта продуктов, товаров, начиная от гвоздя и заканчивая десантными кораблями… Что курс не совсем тот… В финансовых перекосах и в провале бюджетной политики единороссы обвинили минфин, который, по их словам, «дезорганизовал работу Госдумы».
Обвинения зацепили Силуанова. При чем тут минфин? Разве не думское большинство «Единая Россия» все 10 лет дружно и безальтернативно утверждала бюджеты, все либеральные законы в финансовой политике, грудью защищала олигархов от прогрессивных налогов? Разве не «Единая Россия» упорно блокировала законы об увеличении финансовой поддержки промышленности, сельского хозяйства и с покорностью вассала, невзирая на протест оппозиции, принимала «бюджетное правило» о превращении живых государственных денег в мертвый резерв?..
Единороссы ни разу не посмели возразить правительству. Все законы, которые тормозят нашу экономику, порождают инфляцию, рост тарифов, квартплаты, обдирают наше население и опускают Россию на уровень государства третьего мира, одобрены «Единой Россией». Причем совершенно сознательно… Так что нечего валить с больной головы на здоровую, спасая собственную «медвежью» шкуру.