Могло ли устраивать единороссов и чиновничество всех уровней Московской области, что в Щёлковском районе в 2011 году на выборах в Мособлдуму в одномандатном округе победил коммунист, что именно здесь на выборах в Госдуму КПРФ набрала гораздо больше голосов избирателей, чем «Единая Россия»? Конечно не могло! Поэтому спецоперация началась месяца за три до выборов в органы местного самоуправления, когда в район прибыл Алексей Валов, спецпредставитель губернатора. Прибыл он якобы для того, чтобы навести в Щёлкове порядок: в области было известно, что здесь схлестнулись две противоборствующие коммерческие группировки. Одна контролирует Щёлковский район, а другая – город Щёлково. Кроме того, губернатору поступало много жалоб от местного населения на наличие бывших членов ОПГ во властных структурах. Однако, исходя из последующих событий, стало ясно, что все-таки главной мишенью для Валова было местное отделение КПРФ. Надо полагать, что коммунисты для них во много раз страшнее бандитов.
Технология была выбрана простая. Сначала идеологическая обработка населения. Валов то и дело вызывал к себе на ковер нерадивых директоров управляющих компаний, выходил к народу. Мог сам залезть в подвал, чтобы посмотреть, как бабушке трубу отремонтировали. Шествующая за ним следом толпа жителей и чиновников (на последних он демонстративно покрикивал) должна была создавать видимость эпического величия всего происходящего. Всё снималось на видео и тут же запускалось в телеэфир. И так изо дня в день. Населению, привыкшему к равнодушию местных чиновников, это нравилось. Хотя к решению коренных проблем Щёлковского района он так и не приступал.
За идеологической обработкой, то есть легитимизацией Валова, как решительного наместника губернатора последовала подготовка к применению уголовно-силового варианта выборов, который позволяет обеспечить победу партии власти даже при малом ее рейтинге. Для этого нужно было свести к минимуму явку на выборы неконтролируемого населения (опросы показывали, что коммунисты пользуются в районе значительной поддержкой и идут на победу). И параллельно – организация масштабного досрочного голосования подконтрольного электората. В этом особенно преуспели больницы, промпредприятия и т.п.
Досрочное голосование проходило с явными нарушениями закона. Комната площадью 7 квадратных метров, где оно проводилось, исключала возможность присутствия наблюдателей, а также доступа в кабину для тайного голосования, закрытую наглухо входной дверью. То есть досрочное голосование проводилось под неусыпным оком членов Территориальной избирательной комиссии (председатель А.Е. Малинин), которая полностью подконтрольна партии власти. Досрочник брал бюллетень и был вынужден тут же на столе ставить галочку напротив партии «Единая Россия», так как ему уединиться не было никакой возможности. Разве что залезть под стол. Единственное, что нам удалось сделать, чтобы поток досрочников не превратился в нескончаемую реку, так это привести в соответствие с законом время досрочного голосования: не с 8.00 до 20.00 по будням, а с 16.00 до 20.00. Помогла Центральная избирательная комиссия (ЦИК), куда мы направили телеграмму.
Конечно, особое место в «делании» нужных результатов выборов отводилось Участковым избирательным комиссиям (УИК). По замыслу организаторов уголовно-силового варианта выборов, в УИКах должны сидеть надежные люди, которые за приличную мзду готовы написать, переписать и подписать любые протоколы с искаженными в пользу партии власти результатами, то есть совершить прямые уголовные действия.
В большинстве своем щёлковские Участковые избирательные комиссии для такой уголовной спецоперации готовы не были. Это власти не устраивало. Нужный результат они хотели получить любой ценой. На «прорыв» бросили первого замглавы района Арутюна Лобяна, долгие годы курировавшего промышленность. Засев в штабе «Единой России», он обзвонил директоров предприятий и организаций и потребовал, чтобы члены избирательных комиссий – сотрудники этих предприятий – написали заявления о сложении своих полномочий по собственному желанию. Таким образом было заменено почти 300 (!) членов УИКов на иногородних или местных, но безоговорочных и зависимых, и более половины председателей, заместителей и секретарей УИКов.
Работа была проделана масштабная, времени явно не хватало, поэтому многие Участковые избирательные комиссии до дня выборов на заседания не собирались, а многие избирательные участки даже вечером 13 сентября открыты не были! Потому почти нигде не разносились и приглашения на выборы – возможность ознакомиться со списками избирателей исключалась… А если избирательный участок переносили в другое место, то люди вообще ничего об этом не знали. В день голосования они приходили на старый участок и, проклиная в сердцах избиркомовцев, возвращались домой, не проголосовав. Прием для снижения явки весьма надежный.
Для нейтрализации КПРФ была также зарегистрирована с нарушениями закона партия-двойник «Коммунисты России», четверть подписей за которую эксперт-почерковед МВД России признал поддельными! И когда этой партии отказали в регистрации, то Избирательная комиссия Московской области (председатель И.Р. Вильданов) ее зарегистрировала. Нам удалось решением Верховного суда снять эту партию с регистрации на выборах, но решение состоялось только 12 сентября. Вычеркивание этой партии из бюллетеней осуществлялось еле заметной линией. Поэтому в день голосования многие, путая «Коммунистов России» с КПРФ (эмблемы схожие), ставили галочку напротив этой партии, а потом и напротив КПРФ. В нарушение закона такие бюллетени УИКи признавали недействительными. Всего недействительными признано почти 8% бюллетеней. И это тоже украденные у КПРФ голоса!
На ряде предприятий, по свидетельству их сотрудников, были размещены плакаты с кандидатами от «Единой России». Рядом с этими плакатами следовали надписи, что если эти кандидаты пройдут, будут выплачены премии.
В день голосования председатели УИКов пускались на разные уловки: не заклеивали на плакатах информацию о партии «Коммунисты России», вычеркнутую из бюллетеней, информационные стенды о кандидатах по партийным спискам размещали в неудобных для чтения местах.
С самого начала наблюдатели от КПРФ оказывались во враждебном окружении. В ответ на их справедливые замечания соблюдать закон им грубили, их всячески унижали, не давали ознакомиться с документами, отказывались принимать жалобы на нарушения законодательства и т.д. Многих незаконно удалили с участков перед самым подсчетом голосов, а тех, кто остался, под различными предлогами (дышат в спину – председателю УИК плохо) отгоняли от стола для подсчета голосов на такое расстояние, что они вообще ничего не могли видеть. Некоторые натягивали на полу ленту, за которую наблюдатели не имели права переступать (имеются фото и видеоматериалы)! При этом с отведенного наблюдателям места, понятно, разглядеть было ничего невозможно.
Около полутысячи полицейских, задействованных на выборах в Щёлковском районе и прибывших сюда в основном из других городов, выступали на стороне распоясавшихся членов УИК, пытавшихся спровоцировать и удалить наблюдателей. При этом они превышали свои полномочия (есть видеозаписи).
Не буду повторяться с перечислением всех нарушений закона на выборах 14 сентября – эти материалы есть в других публикациях. Вышеперечисленные факты являются лишь дополнением к подготовленному юристами райкома обширному материалу, воплощенному в судебные иски и заявления в следственные органы.
Необходимо подчеркнуть, что все выявленные нарушения носили системный характер и повлияли на установление действительного волеизъявления избирателей, в том числе на распределение мандатов между избирательными объединениями (только итоговых протоколов было переписано 41!). А такое действо, как замена составов избирательных комиссий, проведенная непосредственно перед днем голосования, свидетельствует о заблаговременной подготовке организованной группы лиц к массовым фальсификациям итогов голосования, то есть к уголовному преступлению.
Я очень надеюсь, что мы добьемся беспристрастного расследования и беспристрастных судебных разбирательств (подано около 30 заявлений в суд). И добьемся пересмотра итогов выборов в Щёлковском районе с привлечением виновных в фальсификациях и других преступлениях к уголовной и административной ответственности. А также отстранения от занимаемых должностей руководителей избирательных комиссий всех уровней и администрации Щёлковского муниципального района.
Ведь власть, жульничая на выборах, тем самым закрывает демократический путь для перемен, провоцирует и вынуждает людей искать другие пути борьбы! Вот почему таких фальсификаторов выборов надо судить и сажать как ярых экстремистов. А чиновников, причастных к этому и фактически толкающих людей на такой вид уголовной деятельности, наказывать еще строже.
Наталья ЕРЕМЕЙЦЕВА
P.S. Нужно отметить, что даже при таком тотальном жульничестве и воровстве коммунисты Щёлковского района смогли получить в итоге 20% голосов (один из лучших результатов по России), а «Единая Россия» – 51% (один из худших по России). Сколько было всего украдено у коммунистов голосов, а соответственно, мандатов в пользу «Единой России», может сегодня установить только честное следствие и полный пересчет голосов. Я думаю, что эта цифра всех удивит.
Наталья ЕРЕМЕЙЦЕВА