С каждым годом процесс согласования проекта бюджета оказывается все более конфликтным, а ситуация, связанная с рассмотрением бюджетного проекта как депутатами, так и экспертным сообществом, становится более острой.
На содержание нынешнего бюджетного проекта сильно повлияла обострившаяся внешнеполитическая ситуация, ухудшившееся положение России на мировой арене. Но еще более негативное влияние на него оказал затянувшийся внутрироссийский кризис – экономический и финансовый.
Всем, кто всерьез следит за политической жизнью страны, известно, что коммунисты почти никогда не голосуют в Думе за предлагаемые правительством проекты бюджета. Наша позиция объясняется тем, что каждый год правительство направляет в Думу проект, который оказывается более ущербным в сравнении с ранее принятым бюджетом, и еще меньше отвечает ключевым интересам страны. И в этот раз мы, коммунисты, считаем необходимым не просто высказаться против, а представить гражданам правдивую и максимально полную оценку нынешнего проекта федерального бюджета на предстоящие 2015–2017 гг. Внятно определить, в чем его проблемы, в чем его несостоятельность, которая и является истинной причиной нашего отказа поддерживать такой проект.
Сырьевая игла олигархии
Сегодня даже школьникам известно, что наша страна живет прежде всего за счет продажи нефти и газа. Иными словами, сидит на сырьевой игле. И зависима от нее все сильнее и сильнее, несмотря на многократные обещания власти принципиально изменить эту ситуацию, чрезвычайно негативную и опасную для России. С учетом благоприятной в целом ситуации на нефтяном рынке в текущем году правительство заложило в проект бюджета на три предстоящих года цену на нефть в 100 долларов за баррель. При этом такая цена увязана не только с увеличением доходов бюджета, но и с отчислениями в Резервный фонд и в Фонд национального благосостояния. Из каждых 100 долларов нефтяных доходов России в эти фонды предполагается перечислять 4 доллара. С учетом этого и следует исчислять нефтяные доходы бюджета. Но реальны ли такие доходы? В первые дни октября мировые цены на нефть резко упали. Вполне серьезные и ответственные эксперты прогнозируют их падение в скором будущем до 70 долларов. А Центробанк в своем недавнем прогнозе не исключил и снижение до 60 долларов.
Говоря о зависимости бюджета от нефтяной конъюнктуры, необходимо обратить внимание и на такой важный фактор, как экспорт нефтепродуктов. Предусмотренные в проекте объемы экспорта непереработанного сырья – нефти и газа – растут, а объемы экспорта нефтепродуктов снижаются. И снижение в 2017 г. должно составить 9,2% по сравнению с 2014 г. Эта тенденция противоречит не только обещаниям правительства развивать перерабатывающие отрасли, но и экономическим интересам страны, интересам народа. Несмотря ни на какие санкции и внешние угрозы, негативное влияние которых на российскую экономику усиливается, те, кто завладел богатствами страны, продолжают гнать за рубеж непереработанное сырье. Эти господа попросту ни за что не отвечают перед страной. При этом стараниями партии власти им теперь еще и собираются гарантировать возмещение убытков, понесенных в результате санкций, за счет государственного бюджета. Под предлогом защиты государственных интересов лоббируются интересы олигархии, де-факто узаконивается двойное ограбление страны. Сначала ее грабят, выводя накопленные капиталы за рубеж. И готовы грабить по второму кругу, возмещая – опять же за счет народа – то, что было отсюда вывезено и потеряно за рубежом. При таком потакании интересам олигархата проблемы, стоящие перед Россией, не могут быть решены. Они могут только усугубляться.
Проект, противоречащий закону
Заложенные в представленном проекте бюджета на предстоящие три года показатели динамики ВВП свидетельствуют о реальном кризисе и его дальнейшем усугублении. Уже сейчас имеет место не только снижение темпов роста, которое признает и правительство, но и снижение ВВП в денежном выражении, в абсолютных показателях. Существенное снижение ВВП, а также других показателей, зависящих от него, в представленном проекте бюджета замаскировано так называемыми корректировками прогнозов. Но суть заключается в том, что год назад Дума приняла закон о бюджете на трехлетний период. В представленном же проекте его показатели изменены до неузнаваемости. И это уже не корректировка прогноза, а грубое неисполнение закона.
Год назад в прогнозе на 2015 г. предусматривался ВВП в сумме 79 трлн 660 млрд рублей. В последнем проекте, представленном правительством, сумма ВВП снижена до 77 трлн 498 млрд, то есть на 2 трлн 162 млрд рублей. Что кроется за этой корректировкой? При прогнозируемом уровне доходов бюджета к ВВП в 19,5% от снижения ВВП бюджет теряет 422 млрд рублей в 2015 г. и около 690 млрд – в 2016 г. Вот реальная цена пересмотренных проектов и скорректированных прогнозов по ВВП. Эту цену заплатит народ.
Анализ представленного проекта бюджета показывает, что эффективной борьбы с кризисом вообще нет. Об этом особенно красноречиво свидетельствует масштабная корректировка прошлогодних прогнозов по инвестициям в сторону их снижения. В нынешнем проекте на 2015 г. снижение составляет 2 трлн 135 млрд рублей, то есть 13% от утвержденного в прошлом году показателя. Еще более масштабное снижение объема инвестиций заложено на 2016 г. – на 3 трлн 119 млрд, или на 17%. Сумма, на которую сокращаются инвестиции, почти равна расходам на оборону, запланированным на тот же 2016 г.
Наши доморощенные либералы уже неоднократно подвергали обструкции проект бюджета – именно из-за высоких расходов на национальную оборону. Хотя в нынешней ситуации всем здравомыслящим гражданам ясно, что безопасность страны необходимо укреплять. Но никто из этих крикунов даже не обмолвился, что при той экономической блокаде, в которой оказалась Россия, ни в коем случае нельзя снижать инвестиции в экономику. Почему же либералы упорно избегают этой темы? Да потому, что они связаны пуповиной общих интересов и общей идеологии с тем самым олигархатом, который сегодня управляет богатствами России, используя их исключительно для собственного обогащения и даже не помышляя о развитии России.
При таком снижении инвестиций бессмысленно рассчитывать на улучшение экономической ситуации, на научно-технический рост и технологическое обновление промышленного производства, на рост производительности труда, на реализацию программ импортозамещения.
В расчете на фиктивные доходы
О том, что экономика страны все глубже погружается в кризис, свидетельствуют и показатели экспорта товаров. Если в 2013 г. общая сумма выручки от российского экспорта составляла 527,3 млрд долларов, а ожидаемая в текущем году – 511,2 млрд, то уже в 2015 г. этот показатель упадет до 494,2 млрд. По сравнению с 2013 г., снижение составит 33,1 млрд долларов. Уменьшение выручки от экспорта предполагается в первую очередь из-за снижения прогнозируемых цен на экспортируемый Россией газ. В долларовом исчислении это снижение в 2015 г. приведет к потере нашей страной 10 млрд дохода от экспорта газа.
Следует напомнить, что существенное снижение объема экспорта предусматривается при цене на нефть в 100 долларов за баррель. В случае же падения этого показателя заложенный в проект бюджета прогноз по поступлениям от экспорта окажется абсолютной фикцией. Однако сомнительный прогноз по цене на нефть не является основной причиной, по которой КПРФ считает себя не вправе поддерживать представленный проект бюджета. Принципиально важно то, что даже при такой высокой цене на нефть, какую по-прежнему прогнозирует правительство, в бюджете заложено снижение экспорта в 2015 г. на 1 трлн 250 млрд в рублевом эквиваленте в сравнении с 2013 г. Это 1,6% российского ВВП. Принципиальная задача состоит в том, чтобы наша внутренняя экономика была готова покрыть эти потери. Но сегодняшняя система, ее устройство, ее структура и характерные для нее методы управления исключают решение этой задачи. Любой из разделов бюджетного проекта, представленного в Думу, может свидетельствовать о несостоятельности экономической, социальной, а значит, и политической системы. Сам этот проект представляет собой вопиющий результат ее несостоятельности. Вот поэтому мы его и не поддерживаем.
Одним из макроэкономических показателей, который лишний раз доказывает объективность нашей оценки, является «прибыль прибыльных организаций», как официально именуется этот показатель в правительственном документе. В текущем 2014 г., несмотря на все экономические сложности, эта прибыль увеличилась, по сравнению с 2013 г., на 1 трлн 432 млрд рублей. Ожидается ее увеличение и за период 2015–2017 гг. на 14,5%. Прогнозируемый рост ВВП за эти же три года, согласно бюджетному проекту, составит всего 6,6%. То есть рост прибыли прибыльных организаций значительно опережает рост ВВП. Факт, казалось бы, позитивный. Но что в результате имеет от этого наша экономика? Нам могут ответить: налоги. Однако прибыль должна направляться не только на налоги, но прежде всего на дальнейшее развитие и совершенствование производственно-технической базы. Должна она направляться и на развитие отраслевой науки, что сегодня исключительно важно.
Возникает вполне законный вопрос: почему при столь существенном росте прибыли прогнозируется столь масштабное снижение инвестиций в сравнении с прогнозом на 2014–2015 гг.? Такую экономическую политику никак нельзя назвать государственной.
Никак нельзя смириться и с тем, что, несмотря на прогнозируемую прибыль, в бюджетном проекте заложено сокращение фонда заработной платы. Подобное было абсолютно исключено в условиях советской экономики. Сами законы социализма исключали подобный абсурд, подобную несправедливость.
В представленном проекте бюджета фонд заработной платы в 2015 г. должен сократиться на 442 млрд рублей в сравнении с показателем, заложенным в законе о бюджете. На 2016 г. планируется дальнейшее снижение фонда заработной платы – еще на 702 млрд рублей, или на 3,3%. Такие корректировки, да еще и в условиях высокой инфляции, значительно опережающей ее прогнозируемый уровень, становятся уже не скрытым, а самым непосредственным фактором обнищания народа.
Только в одном случае реальные показатели оказываются выше тех, которые прогнозирует правительство. Это показатели роста курса доллара и евро по отношению к рублю. В принятом год назад бюджете на 2015 г. предусматривался курс 34,3 рубля за доллар. В нынешнем проекте бюджета прогнозируется курс 37,3 рубля за доллар. К концу прогнозируемого периода намечается рост курса до 39,5 рубля за доллар. Но уже к сегодняшнему дню цена доллара на валютном рынке перевалила за 40-рублевую отметку. С одной стороны, завышенный курс доллара позволяет получать фиктивные бюджетные доходы. С другой стороны, он позволяет грабить российских граждан.
Все те показатели, о которых я сказал, прямо или косвенно влияют на основные параметры федерального бюджета. В свою очередь, от параметров бюджета зависит выполнение социальных обязательств государства и качество жизни большей части общества.
Доходы федерального бюджета вырастут за прогнозируемый период 2015–2017 гг. на 1,5 трлн рублей, или на 9,7%. Но даже при условии, что сбудется самый благоприятный прогноз по инфляции, она все равно вырастет за тот же период минимум на 16%. Следовательно, инфляция нивелирует, поглотит рост доходов бюджета.
Мифы о бюджетных расходах
Еще в процессе обсуждения нынешнего проекта в правительстве больше всего критических оценок было высказано по поводу роста расходов на национальную оборону. Как отмечалось выше, это связано с неизменной позицией проамериканских сил, которые не заинтересованы в укреплении обороноспособности страны. Закономерно, что, защищая интересы тех, кто грабит Россию, либералы при этом вовсе не склонны защищать интересы самой России. А болезненная реакция на увеличение оборонных ассигнований, продемонстрированная внутри правительства, лишний раз доказывает, что и кабинет министров по-прежнему ангажирован антироссийской по своей сути идеологией. В первую очередь это касается финансово-экономического и социального блока правительства.
Что касается роста расходов на оборону, то на самом деле он предусмотрен только на 2015 г. – на 33% по отношению к ожидаемым расходам в 2014 г. При этом в течение прогнозируемого периода с 2015 по 2017 г. общие оборонные расходы не растут, а снижаются на 49 млрд рублей. Снижается и их доля в общей сумме бюджетных расходов – с 21,2% в 2015 г. до 20% в 2017 г. Также доля государственных затрат на оборону снижается за этот же период по отношению к ВВП с 4,2% до 3,6%. Оценивая эти показатели на фоне той ситуации, в которой сегодня оказалась наша страна, бессмысленно говорить о чрезмерных оборонных расходах.
Немало позитивных оценок было высказано как правительственными чиновниками, так и экспертами в связи с якобы значительным ростом расходов на национальную экономику. Эти оценки можно с уверенностью назвать беспочвенными. В 2015 г. расходы на национальную экономику увеличиваются на 7,8% по отношению к ожидаемым в текущем году. Этот так называемый рост не превышает уровня годовой инфляции, который даже согласно официальной статистике и прогнозам Центробанка окажется не ниже 7,5–8%. Следовательно, заложенный в проекте бюджета рост расходов на национальную экономику будет обесценен растущей инфляцией. Кроме того, в проекте бюджета на 2016 г. заложено уже снижение расходов на национальную экономику на 92,3 млрд рублей, или на 4% по отношению к 2015 г. В 2017 г. бюджетные расходы на развитие экономики не достигнут даже того объема, который был предусмотрен на 2015 г. законом о бюджете. Отсюда следует вполне очевидный вывод, что реальные расходы на развитие национальной экономики в представленном проекте не увеличиваются, а снижаются.
Грабеж в социальной сфере
Еще более неприемлемыми представляются обозначенные в бюджетном проекте тенденции, касающиеся финансирования такой жизненно важной сферы, как образование. При ожидаемых в 2014 г. расходах по этому направлению в сумме 649,8 млрд рублей на 2015 г. предусматривается сокращение расходов до 618,9 млрд, то есть на 31 млрд, или на 4%. С учетом обесценения предусмотренных расходов в связи с инфляцией реальное их снижение составит минимум 12–15%. Иными словами, государственное обеспечение образовательного процесса существенно снижается. При том что и сейчас его нельзя назвать достаточным. Несложно понять, что такая финансовая политика направлена на деградацию общества, а не на подъем, не на научно-технический прорыв, жизненно необходимый России. Напрашивается вывод, что тем, кто де-факто управляет страной, не нужны образованные граждане, которыми сложнее манипулировать, которых сложнее дурачить.
И совсем уж удручающей предстает в проекте бюджета перспектива финансового обеспечения системы здравоохранения. В 2015 г. расходы на эту сферу сокращаются сразу на 114,6 млрд рублей по сравнению с ожидаемыми расходами в 2014 г. Такого падения государственных затрат на здравоохранение, которое в течение одного года составит 22%, не было ни во время кризиса 2008–2009 г., ни во времена дефолта 1998 г. Сегодня надо говорить не просто о снижении расходов на здравоохранение. Мы должны говорить о том, что правительство выносит этой важнейшей сфере приговор: деградировать и разрушаться еще стремительнее, чем прежде.
Не приходится сомневаться, что при обсуждении проекта бюджета на пленарном заседании в Государственной думе правительство найдет аргументы и в пользу этого проекта в целом, и в пользу вопиющего сокращения расходов на здравоохранение. Разумеется, оно как всегда сошлется на необходимость повышения эффективности расходов. В предыдущем проекте были сокращены расходы на амбулаторное медицинское обслуживание, в нынешнем «оптимизированы» расходы на стационарное. Чем-то надо объяснять, почему расходы на здравоохранение будут неуклонно снижаться и в 2017 г. составят лишь 77% по отношению к 2014 г. А если называть вещи своими именами, то с учетом инфляционного обесценения рубля реальные расходы на здравоохранение за этот период будут сокращены вдвое. Горькая правда заключается в том, что расходы как на образование, так и на здравоохранение всё более явно перекладываются на плечи народа. При этом денег у народа не прибавится, а общая ситуация обнищания, вызванного инфляцией и сокращением фонда заработной платы, лишь усугубится из-за того, что образование и медицина будут обходиться гражданам всё дороже и дороже.
Оценивая заложенное в бюджете снижение расходов, нужно прямо говорить и о том, что одновременно и неизбежно последует заметное повышение цен на лекарства. Ведь минимум 80% препаратов по-прежнему поступает на российский лекарственный рынок из-за рубежа. Тут Россия испытывает попросту катастрофическую зависимость от импорта, которая прямо угрожает нашей национальной безопасности, о чем КПРФ постоянно напоминает.
От представителей власти нередко приходится слышать, что государство вовсе не отказывается от своих социальных обязательств, но лишь переносит все более существенную часть расходов на образование, здравоохранение и другие социальные нужды с федерального бюджета на региональные. С этой тенденцией можно было бы согласиться, если бы регионы имели достаточную бюджетную базу. Однако в абсолютном большинстве российских регионов сегодня наблюдается дефицит местного бюджета, который сопровождается постоянным ростом долгов.
Анализируя проект бюджета, нельзя не сказать о ставшем уже хроническим снижении расходов на жилищно-коммунальное хозяйство. Отмечу, что расходы по этому разделу снижаются на протяжении двух десятилетий – в течение всей истории постсоветской капиталистической России. Это один из красноречивых результатов того, что в начале 1990-х на смену народному государству у нас пришло государство олигархическое, коррупционное, взявшее на вооружение разрушительную систему управления экономикой и социальной сферой. Говоря прямо, расходы на ЖКХ постепенно выводятся из федерального бюджета, и дело идет к тому, что из государственной казны на них в конце концов перестанут выделять хоть какие-нибудь средства. Во фракцию КПРФ и лично на мое имя ежемесячно поступают тысячи писем с криком о помощи: жилье у граждан приходит в негодность, ремонтировать его не на что, а власть помогать отказывается. О помощи просят люди, которые всю жизнь трудились, а сегодня, при нынешней системе, оказались в невыносимых бытовых условиях. Не их вина, что они лишены возможности поддерживать в должном состоянии свои аварийные дома и изношенные квартиры. И этой вопиющей социальной проблемой правительство упорно пренебрегает. Точнее говоря, перекладывает эту неподъемную для большинства граждан проблему на плечи нищающего народа.
Если в текущем году ожидаемые расходы на ЖКХ должны составить 125,5 млрд рублей, то в 2017 г. – только 51,9 млрд. Снижение в 2,4 раза! При этом средства, которые планируется собрать с граждан на ремонт ветхого жилья, в 4–5 раз превышают заложенные в бюджете инвестиции в жилищно-коммунальную сферу. Тут уже впору говорить не просто об идеологии и практике капитализма, но об идеологии и практике капитализма разбойничьего. Воспитанные на этой идеологии чиновники, эксперты и аналитики заявляют, что за состояние домов должны нести ответственность те, кто в них живет. При этом они не желают учитывать, что абсолютное большинство граждан России объективно не в состоянии оплачивать расходы на ремонт жилых помещений – просто потому, что у них нищенские зарплаты и пенсии.
Своим отношением к вопросу финансирования ЖКХ власть напоминает обществу, что в тех, кто не сумел нажиться, награбить, сколотить миллионы и миллиарды, в тех, кто не относится к ничтожному проценту богачей, она видит маргиналов, недостойных цивилизованных, человеческих условий жизни. Из этого бюджета следует, что наш доморощенный капитализм воспроизводится социально-политическими принципами, характерными для самых отсталых и бедных государств планеты, для самых криминальных и антисоциальных политических режимов.
Болезнь системы – возрастающая угроза для общества
В конечном счете, предложенный правительством проект бюджета свидетельствует о пренебрежительном отношении его авторов к любой из сфер жизни общества. И к тем сферам, о которых я уже сказал, и к таким, как культура или массовый спорт.
Расходы на культуру и кинематографию, которые попросту необходимо спасать, если мы не хотим допустить окончательной интеллектуальной и нравственной деградации общества, одичания новых поколений наших граждан, в проекте бюджета с 2014 по 2017 г. снижаются почти на 10%. Но самое вопиющее – не проценты, а то, насколько государственные расходы на них ничтожны в принципе. Правительство выделяет на их финансирование меньше тысячной доли от российского ВВП! Можно ли при этом хотя бы мечтать о возрождении национальной культуры, национального кинематографа, который в советское время играл колоссальную роль в деле гражданского сплочения и духовного развития общества, а заодно, поддерживаемый государством, сам в итоге приносил огромную выгоду и мощь?
С высоких трибун неоднократно звучали призывы более полно финансировать физическую культуру и спорт. Прежде всего массовый спорт, потому что именно от него зависит здоровье нации. Как бы мы ни восторгались мастерством спортсменов-профессионалов, как бы ни гордились своими соотечественниками, когда они добиваются успехов на мировых спортивных аренах, но здоровье граждан зарабатывается не во время просмотра спортивных соревнований по телевизору и не на трибунах стадионов. Их здоровье зависит от того, насколько развита в стране инфраструктура общедоступного массового спорта, насколько спортивные секции и площадки доступны для детей и юношества. Что же мы в этой связи обнаруживаем в проекте бюджета? Если в принятом год назад законе о бюджете предусматривалось, что в 2015 г. раздел «Физическая культура и спорт» будет профинансирован на 100,7 млрд рублей, то в представленном на рассмотрение Думы бюджетном проекте эта сумма урезана на четверть – на 25,3 млрд. А в 2016 г. расходы по тому же разделу окажутся на 23,8 млрд ниже, чем предусматривалось в принятом год назад законе.
Итак, правительство снижает расходы и на образование, и на здравоохранение, и на ЖКХ, и на культуру, и на спорт. То есть буквально на всё, что крайне важно для общества, для большинства граждан. И единственный раздел бюджета, по которому предусматривается устойчивый и гарантированный рост, – это расходы на обслуживание государственного и муниципального долга. На 2015 г. по этому разделу предусмотрено выделить из бюджета 449,3 млрд рублей. И если в 2015 г. расходы на обслуживание государственного и муниципального долга превысят расходы на здравоохранение на 38,1 млрд рублей, то в 2016 г. – уже почти на 94 млрд. Это не просто цифры. Это симптомы тяжелой социально-политической болезни. На ее лечение денег в бюджете не находится. Деньги в офшорах и в зарубежных банках, куда их безостановочно выводят из России.
«Эффективный» бюджет неэффективного правительства
При обсуждении бюджетного проекта в Думе мы, коммунисты, дадим ему жесткую и объективную оценку. Фракция КПРФ внесет в проект свои поправки, направленные на увеличение расходов по важнейшим статьям. Но, разумеется, поддерживать правительственный проект бюджета в его нынешнем виде мы не станем. Однако, учитывая традиционную поддержку любых инициатив правительства провластным депутатским большинством, можно уверенно предположить, что бюджет будет принят со всеми вопиющими изъянами. Суммируя их, можно сформулировать основные проблемы бюджета, который навязывает стране власть. Проблемы, влияние которых на погружающуюся в системный кризис отечественную экономику и социальную сферу может оказаться фатальным.
Проект бюджета разработан на основе формального набора цифр, которые не отражают ни реального состояния российской экономики, ни ее сегодняшних запросов, и никак не связаны с решением тех задач, которые стоят перед страной.
В проекте бюджета не заложены условия и ресурсы для экономического роста, для модернизации и технического перевооружения экономики, для реализации программ импортозамещения.
Доходная часть бюджета свидетельствует о том, что она всецело зависит от сырьевых доходов. Следовательно, сохраняется все та же примитивно-сырьевая модель экономики.
Проект бюджета свидетельствует об очевидном погружении страны в затяжной кризис – экономический и финансовый. А это делает неизбежным и кризис социальный, чреватый политической дестабилизацией.
Говоря обо всем этом, коммунисты руководствуются не стремлением посеять панику или во что бы то ни стало найти повод для очернения власти. Мы стремимся на цифрах и фактах показать, какую цену страна и общество платят за насильственное встраивание России в глобальный капиталистический рынок. За нежелание власти менять социально-экономический курс. Мы доказываем, – и, уверен, доказываем убедительно, – что перед правительством, несущим прямую ответственность за кризисную ситуацию, давно пора поставить вопрос о его собственной эффективности, целесообразности сохранения нынешнего социально-экономического курса и кадрового состава кабинета министров. Наша партия предлагает программу вывода страны из кризиса, модернизации ее экономики и формирования правительства национальных интересов, правительства народного доверия.
Геннадий ЗЮГАНОВ,
Председатель ЦК КПРФ
Геннадий ЗЮГАНОВ
Председатель ЦК КПРФ