Воскресение 26 октября текущего года стало поистине черным днем для Забайкальского края. В этот день, когда вся страна поворотом часовой стрелки на один час назад вернулась в зимнее время, забайкальцам пришлось передвинуть стрелки на два часа назад. Сделано это было по воле местных реформаторов, которые в своем верноподданническом порыве решили внедрить край в седьмую часовую зону и на один час «приблизиться» к Москве. В этой часовой зоне находится и Иркутская область, отстоящая от Забайкалья к западу на добрую тысячу километров.
Необходимо уточнить, что до «черного» воскресенья Забайкальский край находился в пределах восьмой часовой зоны с разницей во времени с Москвой в 6 часов. В таком «временном пространстве» жили многие поколения громадного региона, по размеру своей территории превосходящего территорию Италии или Японии. И всех это устраивало.
И вот теперь этот громадный край с населением более одного миллиона человек искусственно «прилепили» к седьмой, «иркутской», часовой зоне. И ночь в ноябре стала опускаться на Забайкалье уже в 16.30, в декабре это будет происходить в половине четвертого дня, хотя слово «день» в данном случае уже неуместно. А в восточных районах края, например в Могочинском, Нерчинско-Заводском районах, отстоящих от Читы на шестьсот с лишним километров к востоку, ночь теперь будет наступать и того раньше. Для чего все это было сделано, никаких внятных объяснений нет.
Прозвучали, правда, разъяснения одного ученого мужа, что, мол, перевод стрелок на два часа назад – это есть переход к астрономическому времени. И эти блага жизни по астрономическому времени растолковал на примере коров, бессловесных животных, которые, оказывается, очень страдали, когда их кормили и доили по летнему или зимнему времени. И потому надои молока были низкими и привесы невысокими. А вот теперь надои станут повышаться и, соответственно, привесы возрастут. Ну а если скотинке будет хорошо, то и народишку забайкальскому тоже будет неплохо.
Краевое Законодательное собрание в стремлении непременно угодить краевой исполнительной власти и Москве тихо-мирно приняло решение о вхождении края в «иркутскую» часовую зону. Без широкого всенародного обсуждения вопроса, без выявления мнения населения. А ведь речь-то шла о переходе края в другую часовую зону с переводом времени не на один час, а на два часа назад. Шагай край в ногу со страной в части перевода времени только на один час, то никто бы и не возражал. Но в данной ситуации надо было спросить у людей, согласны ли они пожертвовать личным часом светлого времени суток, который после рабочего дня всегда использовался для активной деятельности.
Не спросили, отняли – и всё. Хотя в других регионах этот вопрос обсуждался с населением, общественными организациями, и учитывая мнение людей принималось решение. И поэтому в Камчатской и Сахалинской областях вообще решили не передвигать стрелки часов и оставили летнее время. Жители Камчатки, например, аргументировали свой отказ от перевода стрелок тем, что в регионе мало солнечных дней и отнимать у людей час дневного света негоже. А на Сахалине в числе главных аргументов было то обстоятельство, что много детей здесь занимается в школах во вторую смену и после уроков им придется возвращаться домой в темноте. И ведь прислушались к мнению населения и руководителей названных регионов. Надо сказать, что перевод стрелок на два часа предполагался и в ряде других краев и областей, но опять же с учетом мнения населения здесь время перевели только на один час.
А вот в Забайкальском крае, на «задворках империи», не удосужились посоветоваться с людьми – так, пару раз для очистки совести разместили в местных СМИ информацию о предстоящем переводе времени без всяких разъяснений. Видимо, руководство края действительно посчитало, что если уж самочувствие крупного рогатого скота при переходе на астрономическое время будет лучше и благодарные животные резко повысят свою продуктивность, то и население края жизни по новому времени будет безмерно радо. Ведь биологические ритмы человека будут теперь совпадать со временем суток. По солнышку встали, сходили на работу, вернулись домой – уже ночь на дворе, перекусили и на боковую. Всё в соответствии с астрономическим временем – вслед за солнышком. А значит, во благо людей.
Но блага своего большинство жителей края не осознали. Еще до перевода времени начался сбор подписей под обращением к президенту страны о пересмотре решения о переводе края в седьмую часовую зону. Уже на следующий день после перевода времени интернет буквально взорвался от нелестных высказываний по этому поводу – люди выражали и продолжают выражать свое несогласие с волюнтаристским решением о переводе времени на два часа назад. Эти возмущения связаны еще и с пренебрежительным, наплевательским отношением краевых властей к населению края как к бессловесному стаду.
А край действительно погрузился во мглу. И теперь после трудового дня у людей не остается светлого времени для решения своих жизненно важных вопросов. Чтобы выполнить, например, неотложные хозяйственные дела – дров наколоть, воды принести, скотину обиходить, а ведь добрая половина населения края живет в частных домах, многие в сельской местности имеют подсобные хозяйства. Не остается времени и на активный отдых. Родители вынуждены теперь гулять с детьми в темноте, если вообще это возможно. Нарушился привычный порядок просмотра людьми телепрограмм. Дачники с наступлением лета не будут иметь возможность выехать после работы на свои участки, чтобы полить и прополоть грядки. Ведь ночь в летний период будет опускаться на край уже в 21 час.
А кругом только и разговоров о импортозамещении, да и цены на продукты уже «кусаются». Дети, обучающиеся во вторую смену, а их немало, возвращаются домой из школы в кромешной тьме. А ведь по уровню преступности край является одним из самых неблагополучных в стране, и теперь для криминального элемента созданы самые подходящие условия. Но для большинства жителей края ранние сумерки – это еще один неблагоприятный фактор внешней среды, который вдобавок к суровым природно-климатическим условиям осложнил и без того нелегкие условия жизни забайкальцев.
Вот так бесцеремонно, походя власть предержащие разрушили сложившийся во многих поколениях забайкальцев жизненный уклад. И вместо того чтобы «посыпать голову пеплом» и признать, что допустили ошибку, региональная власть продолжает усугублять ситуацию путем переноса начала рабочего дня в крае с привычных 9 на 8 часов утра, что внесло еще больший хаос в жизнь людей. Особенно той части работников, которые имеют детей, тех, кто должен добираться до работы общественным транспортом, да еще и из пригорода. Попробуй успеть на работу к 8.00, если ребенка в садике примут только в 7.30, а до работы надо еще добираться 40 минут, а иногда и час, на общественном транспорте.
И возмущенные люди 9 ноября вышли на митинг с требованием вернуть украденный у них час светлого времени суток, с вопросом к власти: почему с людьми не посоветовались когда принимали решение об изменении времени?
Безо всякого административного давления тысяча человек пришла на главную площадь города Читы, чтобы заявить о своем праве жить при дневном свете. На одном из лозунгов слова: «Мы не кроты – кроты не мы», хотя в данной ситуации это соответствовало бы знаменитому: «Мы не рабы, рабы не мы». Ведь недаром звучали на митинге слова о том, что вернуть украденное время можно только совместными действиями, совместной борьбой, что народ – не те парнокопытные животные, которых на веревочке можно повести хоть куда.
И в подтверждение сказанному здесь же, на площади, в ходе митинга был продолжен сбор подписей за возвращение края в свою, «читинскую», часовую зону. Нашлось немало активистов, которые изъявили желание продолжить сбор подписей и в последующие дни. На 13 ноября их было собрано 60 тысяч. Забайкальцы продолжают отстаивать свое право жить при солнечном свете.
В. СМИРНОВ
г. Чита