Похоже, нынешний День банковского работника, отмечаемый 2 декабря, запомнится банкирам С.-Петербурга надолго. Управление экономической безопасности и противодействия коррупции и Главное следственное управление ГУ МВД по С.-Петербургу и Ленобласти начали масштабные обыски, выемки и аресты счетов десятков компаний в нескольких банках Северной столицы. Спецоперацию инициировал Росфинмониторинг, заметивший «серую» схему незаконного обналичивания денежных средств в особо крупных размерах и сообщивший об этом в экономическую полицию С.-Петербурга.
Ранним утром 2 декабря в центре С.-Петербурга, у дома 19 по улице Захарьевской, где расположено Управление экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по С.-Петербургу и Ленобласти, царило заметное оживление. Прохожие наблюдали скопление белых микроавтобусов с сотрудниками СОБРа. Также возле входа в подразделение были замечены люди в штатском, прибывшие на службу необычно рано.
Вместе с тем некоторые петербуржцы обратили внимание на окна второго этажа закрытого учреждения, где, как известно, располагается парадный актовый зал ГУ МВД. На втором этаже во всех окнах горел свет. Знающие люди утверждают, что, как правило, это происходит с утра в том случае, если оперативников и следователей собирают в актовом зале перед операцией, делят на группы и раздают постановления на обыски. Несколько позже в пресс-службе ГУ МВД особо дотошных горожан урезонили, заявив, что ничего экстраординарного не случилось, а правоохранительные органы работают в обычном режиме.
И всё же наблюдательные петербуржцы не ошиблись. Вскоре после полудня С.-Петербург облетело информационное сообщение, претендующее на сенсацию, что экономическая полиция начала в городе масштабные обыски в ряде банковских учреждений.
Обыски прошли одновременно в одном из филиалов «Новикомбанка» на Конногвардейском бульваре и в «Алданзолотобанке» на Новочеркасском проспекте. Далее полиция провела оперативно-следственные мероприятия в банке «СИАБ» на Черниговской улице, а также в офисе «Петербургского социально коммерческого банка» на Шпалерной, в «Росэнергобанке» на Фонтанке и в Северо-Западном филиале «Сбербанка» на улице Красного Текстильщика. В последних четырех учреждениях оперативники на основании решения Адмиралтейского суда С.-Петербурга арестовали счета десятков компаний, заподозренных в «серых» схемах по незаконному обналичиванию особо крупных денежных средств.
По предварительной информации, масштабные оперативно-следственные мероприятия в С.-Петербурге проходят в рамках ранее возбужденного уголовного дела по статье 172 УК РФ («Незаконная банковская деятельность»). За последние полтора года фигуранты, проходящие по данному уголовному делу, обналичили и вывели за рубеж более 3 млрд руб. Таким образом, действия преступной группы подпадают под еще одну статью Уголовного кодекса, ныне довольно «модную» в деловой сфере – 193.1 УК РФ (перевод денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с предоставлением в российский уполномоченный банк заведомо подложных документов вне зависимости от размера платежа).
Четыре месяца назад специалисты из Межрегионального управления по финансовому мониторингу по СЗФО обратили внимание на подозрительную «цепочку», по звеньям которой проходили крупные суммы денег. В сложную систему были включены несколько банков, а также десятки подставных фирм. Проанализировав действия этой системы, эксперты из ведомства по финансовому надзору пришли к выводу, что деньги, пройдя определенный цикл, обналичиваются или исчезают за рубежом, что на языке оперативников–экономистов называется «выгоном».
По версии сотрудников Главного следственного управления, к которым попал обобщенный аналитический материал Росфинмониторинга, «ставка на обезналичивание у подозреваемых варьировалась с 5 до 7 процентов от суммы, а за «выгон» брали 3,5%». Таким образом, можно предположить, что в течение зафиксированного Росфинмониторингом периода лица, участвующие во вскрытой 2 декабря схеме, заработали более 150 млн руб.
На данный момент в качестве основного подозреваемого задержан главный бухгалтер филиала «Новикомбанка» 41-летний Александр Сапожков, который, по версии следствия, «управлял счетами подконтрольных организаций со своего рабочего места». Примечательно, что «Новикомбанк» специализируется на обслуживании крупных корпораций.
Ближайшей помощницей Сапожкова считается 51-летняя Надежда Селезнёва, сотрудница «Алданзолотобанка». Оба подозреваемых – опытные специалисты в банковской сфере. Сапожков ранее работал в «Собинбанке», а Селезнёва – в «МДМ Банке», «Петро-аэро-банке» и «Рускобанке».
Сейчас Сапожков и Селезнёва задержаны на двое суток. Вместе с ними также задержан и теневой инкассатор, обслуживавший «серые» схемы. Но сотрудником банковских структур он не является. Им уже предъявлены претензии в рамках возбужденного уголовного дела. Следствие будет добиваться санкции на арест подозреваемых. Однако есть предположение, что суд может ограничиться для главных фигурантов домашней изоляцией.
Кроме банков, экономическая полиция посетила еще более десяти петербургских адресов – в основном это коммерческие офисы. Среди них офисное помещение в Невском районе, где, согласно постановлению следователя, «готовились фиктивные финансово-хозяйственные документы и осуществлялись расчетно-кассовое обслуживание и конвертация денежных средств в иностранную валюту».
Также обыски прошли и в частных жилых апартаментах. В их числе «скромный» загородный дом Сапожкова во Всеволожском районе Ленобласти высотою… в четыре этажа. Как иронизировал один из следователей, проводивший в доме обыск, «официально на нашем подозреваемом зарегистрирован только мотоцикл «Ява», но на гараж дом не похож».
Эта масштабная операция в С.-Петербурге, изобличившая теневой конвейер по незаконному обналичиванию и выводу крупных финансов за рубеж, обнаружила лишь часть явления, которым давно поражен банковский сектор современной России. Банковский капитал бежит из страны, утекает туда, где ему вольготней, ничуть не беспокоясь о нуждах государства.
По данным официального сайта Центробанка, чистый вывоз капитала из России частным сектором и банками в январе-сентябре 2014 г. составил 85,2 млрд долл. В том числе, банки вывели 16,1 млрд долл. В сравнении: за январь-сентябрь 2013 г. – 44,1 млрд долл., в том числе банками – 10,9 млрд.
Однако далеко не всегда это бегство за пределы России носит легальный характер, хотя бы формально. Так, судя по всему, это произошло теперь в С.-Петербурге, где ради крупного навара теневой капитал пустился, как говорится, во все тяжкие.
Денис
МИРОНОВ-ТВЕРСКОЙ
Санкт-Петербург