Явный провал с семенами – так оценил состояние основы растениеводства в стране Путин при разговоре с «командным составом» Общероссийского народного фронта на Выставке достижений народного хозяйства в Москве. Это давным-давно ни для кого не новость, а заговорили об этом только теперь, в связи с крайней нуждой в «импортозамещении». Для высоких чинов очередной провал, как и полагается устроителям капитализма в этой стране, всего лишь свежий повод показать свою о ней словесную заботу.
От которой, естественно, так никому и не становится лучше. Создававшаяся на протяжении почти века научно-исследовательская система совершенствования продуктивных качеств сельскохозяйственных растений и материально-техническая база семеноводства большей частью уничтожены, а остатки бьются за выживание. Не случайно одновременно созданы условия для импорта гибридных семян некоторых культур.
Однако большинству земледельцев не по карману ни местные районированные, ни заморские сорта. «Реформаторы» давно не оставили возможности вести растениеводство на современном агротехническом уровне и отучили крестьян от древней мудрости: «От худого семени не жди доброго племени». Потому что даже на высшие посты власти вместо специалистов усаживают невежд из своего круга, лишь бы брат да сват. От таких случалось слышать с трибуны похвальбу, будто в Оренбургской области 80% полей засевают элитными семенами, вроде как золотом.
А в действительности зачастую сельскохозяйственные предприятия и фермеры вынуждены использовать для посева материалы из своего многолетнего внутрихозяйственного оборота, которые не обеспечивают никакой прибавки урожая. Поэтому практически нет спроса на районированные высококачественные семена. Наш семеноводческий колхоз имени Ю.А. Гагарина по-прежнему производит семена зерновых культур, но нередко приходится продавать их как рядовую продукцию.
Вот и из нынешнего урожая пришлось 2000 тонн семян озимой пшеницы Саратовская-90 первой репродукции продать как товарное зерно птицефабрикам на комбикорм. В 2013 г. продали на семена лишь 100 тонн элитной ржи. А в текущем году и того не удалось – 1000 тонн элитных семян ржи Саратовская-6 продали хлебозаводу для выпечки ржаного хлеба. Таким образом, лишенные этих семян десятки тысяч гектаров полей в будущем году уже не дадут гарантированной высококлассными семенами прибавки урожая зерна. Наши многолетние дополнительные денежные вложения в семеноводство пошли прахом. Озимую пшеницу у нас купили по 7000 руб., а рожь – по 3000 руб. за тонну, мы едва свели концы с концами, не обеспечили перспективу для развития семеноводства. Это в советское время государство устанавливало цену на элиту на 80–90% выше, чем на рядовое зерно, а на семена первой репродукции с прибавкой 50%. Все хозяйства засевали поля только сортовыми районированными семенами высших репродукций.
Высококлассные семена теперь не востребованы не потому, что крестьяне бестолковые или нерадивые, а потому что у людей возможности нет и денег их приобретать. Сегодня в кооперативе лежит 600 тонн прекрасного сорта озимой пшеницы Саратовская-90 первой репродукции и 300 тонн элитных семян ржи Саратовская-6. Мы стоим перед выбором. Год сложился тяжелый с озимыми, многие хозяйства из-за нехватки влаги в почве их не сеяли. А кто посеял – в тревоге. На полях ни грамма снега, но уже крепкие морозы, и всходы могут погибнуть. Может случиться так, что к началу озимого сева в августе будущего года семян не хватит. А у нас, скорее всего, не хватит средств на горючее, зарплату, чтобы выжить, опять вынуждены будем последний остаток семян для хозяйств продать как товарное зерно.
В советское время в области работала мощная отрасль семеноводства различных культур. Ведущую роль в этом выполняли Оренбургский научно-исследовательский институт сельского хозяйства и научно-производственное объединение «Южный Урал». В их составе пять государственных опытно-производственных хозяйств вели на высоком научном уровне работу по обеспечению колхозов и совхозов семенами сельскохозяйственных культур применительно к природно-климатическим зонам области.
Эта научно-производственная база семеноводства области разгромлена, здания и сооружения буквально стерты с лица земли, технологическое оборудование и сельскохозяйственные машины сданы в металлолом, а научные работники и трудовые коллективы, создатели лучших сортов растений оказались «лишними людьми».
Все последние годы продолжал даже под ударами «реформ» выполнять свою высокую задачу только совхоз «Советская Россия» – государственное предприятие Адамовского района. Здесь ученые научно-исследовательского института в крайне тяжких нынешних условиях по-прежнему ведут селекционную работу, специалисты хозяйства поддерживают высокую чистоту производства семян.
Еще один последний бастион науки всё еще держится в поселке Чебеньки Оренбургского района. От крупного опытно-производственного хозяйства «Урожайное» «реформаторы» не оставили камня на камне. Но по соседству вопреки всему ученые не покидают опытную станцию. Здесь были созданы сорта зерновых культур, обеспечивающие высокие и устойчивые урожаи в условиях степного климата с большими перепадами температур и недостатком влаги.
Преданные своему жизненному призванию ученые-селекционеры на протяжении двух десятилетий безденежья все-таки обеспечивали первичное семеноводство новых сортов. А опытно-производственное хозяйство «Советская Россия» на протяжении более десятка лет остается полигоном науки и единственным в Оренбургской области крупным поставщиком суперэлитных семян для их размножения в семеноводческих хозяйствах и на семенных участках товарных хозяйств.
Однако в конце концов в несовместимых с жизнью экономических условиях и самые крупные сельскохозяйственные предприятия «эффективных собственников» уничтожаются специально для ликвидации производства придуманной уловкой банкротства. Островком в этом море разрухи держалось последнее в области государственное предприятие первичного семеноводства «Советская Россия». Сегодня и это опытно-производственное хозяйство нуждается в защите и спасении.
В былые времена в каждом районе одно-два лучших хозяйства занимались размножением высококлассных семян для всех остальных хозяйств. За годы «реформ» две трети районов лишены семеноводческих репродуктивных хозяйств. Теперь во многих селах крестьяне критически говорят о себе, что они засевают поля мусором. В этом преувеличении – горечь по утраченному развитию нашего отечественного земледелия.
Труженики села считали первой заповедью уборочной страды – прежде всего из лучшей продукции полей заготовить семена для будущего года. И потому еще в начале жатвы спешили в семеноводческие колхозы и совхозы, становились в очередь за покупкой семян. Теперь – наоборот, до последнего дня перед выездом на весеннее поле зачастую крестьянин остается с пустым лукошком, а семеновод – с полными закромами нераспроданных семян.
Вернемся ли к разумному, если и глава власти признал, что в стране с семенами – явный провал?