Крупнейшее английское издание «Financial Times» сообщает: на территориях Сирии и Ирака, захваченных «Исламским государством», особо интенсивно развивается торговля чипсами, энергетическими напитками, безалкогольным пивом и другими продуктами с Запада. Боевики попросту вынудили владельцев магазинов торговать именно этими товарами, которые ранее не пользовались популярностью. Кроме того, у джихадистов настоящая техномания, которой мог бы позавидовать даже типичный житель Запада – как только выйдет новая марка смартфона, они тут же избавляются от старого. Торговцы рассказывают, что боевики денег не считают и сдачу не проверяют. Поток всей этой продукции идет из Турции (вот и еще один канал наживы этой страны на сирийской войне!). При этом вся остальная экономика, замечает издание, - на нуле. Позакрывались почти все кафе, так как террористы постоянно проводят рейды – следят, чтобы не продавался алкоголь и мужчины не встречались с женщинами. Работают только те рестораны, куда ходят сами боевики.
Конечно, это личное дело каждого – что ему есть и пить. Но получается, что у бандитов одна мораль для себя и совершенно другая – для жителей. Ведь доходило до курьезов – джихадисты пытались объявить себя настолько «врагами Запада», что запрещали даже круассаны – мол, еда «неверных». Но это не мешало им брать оружие и продуктовые пайки у тех же самых «неверных», а теперь – активно поглощать чипсы «неверных».
Стоит ли удивляться двойной морали террористов, если они – точно такие же, как и их истинные покровители?
Сколько скорбных слов раздается на Западе по поводу каждого иностранного заложника, убитого «Исламским государством» в Сирии или в Ираке! Но совсем иное отношение – к тем, кому посчастливилось выжить и освободиться. И тут не обходится без абсурдных ситуаций, весьма, однако, характерных.
Американский фотограф Мэтью Шрир в декабре 2012 года попал в плен к террористам в Сирии, связанным с «Аль-Каидой». Летом 2013 года ему удалось чудом бежать и добраться до турецкой границы. Недавно он дал интервью изданию «McClatchy DC», в котором рассказал, что американские власти организовали ему перелет до родины, но затем потребовали оплатить счет в размере 1,6 тысяч долларов. Хотя там отлично знали, что террористы украли банковские карты у заложника и опустошили его счет. Месяц Шрир прожил в отеле, предоставленном ему ФБР, но затем ему было предложено переселяться … в приют для бездомных.
Тем временем, террористами в Сирии похищена 31-летняя гражданка Канады Джил Розенберг, которая приехала на помощь курдам в городе Кобане. Это – еще один плод преступной политики Запада, который вместо борьбы с терроризмом предпочитает делить боевиков на хороших и плохих и давать оружие неким «хорошим».
Как заявил министр иностранных дел Сирии Валид Аль-Муаллем, авиаудары США являются малоэффективными – они не нанесли «Исламскому государству» заметного урона. Аль-Муаллем резко осудил решение Турции и США подготавливать боевиков «умеренной оппозиции» - это означает лишь попытку обострения кризиса.
Дипломат отметил, что не выполняется резолюция СБ ООН, по которой Турция обязана установить контроль над своей границей. Как очевидно, вместо закрытия турецко-сирийской границы через нее движутся не только террористы, но и даже чипсы для них.
Ситуация в Сирии – одна из важных тем, которую планируют обсудить президенты РФ и Турции В.В.Путин и Р.Т.Эрдоган. Планируется, в частности, затронуть тему о тренировочных лагерях на турецкой территории, где подготавливают террористов. Однако Эрдоган, на словах заявляющий о готовности всестороннего сотрудничества с Россией, в сирийском вопросе делает все абсолютно наоборот, выступая против союзника РФ даже еще более яростно, чем Вашингтон. Оно и неудивительно. Эрдоган продолжает грезить возрождением Османской империи, частью которой некогда была сирийская земля.
Сирия же со скорбью вспоминает печальную дату 29 ноября – 75-ю годовщину отторжения от нее южных территорий. Французские колонизаторы при тесном сговоре с англичанами передали Турции территорию площадью 4800 кв.км., где проживали преимущественно сирийцы. Турция называет эту территорию Хатай, но это – древняя Антиохия. Сейчас, пользуясь происходящими в Сирии трагическими событиями, режим Эрдогана мечтает о создании «буферной зоны» на земле страны-соседа. А заодно – и наживается на чужом горе.
Елена ГРОМОВА,
Дамаск