Современное российское телевидение парадоксально устроено: во время незыблемой власти президента Путина со страшной силой вспыхнул интерес к историческим потрясениям, таинственным заговорам, авантюрной возне у трона. Династическим рекордсменом стал XVIII век: за это время на российском троне сменилось с потрясениями и кровью несколько государей – Петр I, Екатерина I, Петр II, Анна I, Иоанн VI, Елизавета I, Петр III, Екатерина II. Многие из них вступали на престол в результате дворцовых переворотов при поддержке гвардейских полков. Эпоха переворотов завершилась после указа Павла I о наследовании престола только по мужской линии, и вплоть до революции 1917 года Россией правили его прямые потомки. Павла убили заговорщики с помощью его собственного сына Александра, которому на днях был открыт помпезный памятник в саду его имени.
Премьера сериала «Екатерина» на канале «Россия» совпала с завершением работы бесплатной (значит, есть, есть госполитика в сфере культуры?) выставки-форума «Православная Русь – ко Дню народного единства. Моя история. Романовы», посвященной 400-летию Дома Романовых и с решением сделать ее постоянной. Между тем экспозицию, по версии создателей телефильма «Екатерина», надо подправить, а может, и название поменять «117 лет Дома Романовых»: ведь автор сценария Ариф Алиев твердо отстаивает убеждение, что в Павле нет ни капли романовской крови! Да, мужская ветвь Романовых прервалась в 1730 году со смертью болезного императора Петра II Алексеевича, а вот Дом Романовых было решено сохранить восхождением на московский престол представителей Гольштейн-Готторпов, младшей ветви Ольденбургской династии, при условии: через женщин, мол, передана хоть часть романовской крови. Известно, что хитрой Екатерине (ее играет сериальная Марина Александрова, нисколько на немку не похожая) за рождение сына императрица Елизавета пожаловала 100 тыс. рублей (гигантская тогда сумма!). Торжества продолжались около года, хотя к ликованию примешивались слухи, что Петр Федорович не мог иметь детей в силу хронического алкоголизма и Елизавета Петровна, заинтересованная в рождении наследника, закрывала глаза на близость своей невестки вначале с Чоглоковым, а затем и с камергером великокняжеского двора Салтыковым. Эта точка зрения воцарилась в годы гласности и развенчаний (смотри, например, «Вопросы истории» №11, 1989). Как раз в эту пору автор сценария Алиев работал звукооператором, а потом стал журналистом бульварной «Экспресс-газеты». Он, понятно, считает отцовство С.В. Салтыкова (Satyq по-татарски означает «проданный») фактом несомненным. Так что в Павле, по фильму, течет немецкая, татарская и любая другая кровь, но только не романовская! Позднее утверждали даже, что Павел не является и сыном Екатерины. В «Материалах для биографии императора Павла I» (Лейпциг, 1874) сообщается, что якобы от Салтыкова родилось мертвое дитя и его подменили чухонским мальчиком, то есть Павел Петрович не только не сын своих родителей, но даже не русский. При этом подразумевалось, что обладать таким характером, проводить такую политику и теми методами, какими действовал будущий император, русский решительно не может, следовательно династия Романовых прервалась…
* * *
Мы уже привыкли к отчаянной конкуренции двух главных федеральных каналов, когда в прайм-тайм идут развлекательные программы одного плана: фигурные «Ледниковый период» и «Танцы на льду», пародийные «Один к одному» и «Точь-в-точь» и т.д. Теперь мы дожили до соревнования гламурных исторических сериалов. Тут канал «Россия» обогнал Первый и показал «Екатерину» раньше, чем Первый, приготовивший свою… «Екатерину Великую». Уверен, посмотрев ленту-выскочку, что принципиальной разницы не будет. Это всё «Караван истории» на экране – козни, заговоры, измены, пытки и казни. Как восприняли зрители сериал, в котором выступил художественным руководителем и актером опытный Владимир Меньшов? – трудно судить. На сайте оставлено только два (?!) восторженных отклика: «Замечательный сериал! Жду продолжения...» и похожий: «Огромное спасибо режиссерам за столь прекрасное произведение искусства, по-другому не назовешь! Я думаю, что этот фильм может стать прекрасным инструментом в изучении истории нашими школьниками. Если бы во времена моей учебы были такие фильмы, я бы знала историю назубок!!!» Последнее – совершенно не так, хотя фильм достаточно зрелищный, есть актерские удачи, а образ императрицы Елизаветы – огромный шаг вперед сериальной исполнительницы Юлии Ауг. Было бы интересно прочитать, что не приняли телезрители, но на сайте провисел краткое время крик: «Критические отзывы вычищают!», вскоре и он исчез, поставив канал «Россия» в дурацкое положение: неужели дорогостоящий, помпезный сериал с таким количеством исполнителей, костюмов, интерьеров выстрелил в пустоту? – 2 отклика к выходным. Да на эту заметку их больше придет от читателей! А может, и впрямь от подобных прочтений зритель устал…
Надеюсь, что «Екатерина Великая» на Первом, где главную роль играет сериальная Юлия Снегирь, тоже не похожая на немку, версию Павла-чухонца не станет выпячивать.
Еще смешно то, что роль прусофила Петра и там и там играют украинцы – Деревянко и Яценко, как по заказу! Текстовой анонс написан на странном наречии: «Много интересных событий действительно позволят зрителям окунуться в увлекательнейший мир прошлого. В Российский мир прежней жизни, зрителям предстоит осуществить путешествие в эпоху Екатерины Великой, которая прославилась на весь мир…» и т.п. Надеюсь, что сам сценарий изваяли не таким корявым языком, но все-таки, заметим, тоже берется не 34-летняя эпоха имперского правления, когда Россия росла и крепла, присоединяла Крым и Новороссию (а ведь выигрышная тема!), когда «без нас ни одна пушка в Европе не стреляла», а снова обсасывается прихотливый путь Екатерины к трону под ее девизом: «Я буду царствовать или погибну…» Но и в этом периоде нет ни первого взятия Берлина и Кёнигсберга, ни создания университета (Ломоносов непонятной тень промелькнул), ни имперского укрощения казацкой вольницы. А есть торопливое и гламурное освоение историко-бытового, любовно-похотливого материала, которое чревато поверхностью, мельтешением вокруг второстепенных «жареных» фактов, но никакого глубинного постижения родной истории – не предполагает. В этом тоже губительный принцип современного ТВ: привлечь как можно больше государственных и рекламных средств (реклама и наглые анонсы других фильмов длились, по моему ощущению, дольше действия фильма!), а что там выйдет в итоге – наплевать. Картинка красивая, актрисы смазливые, актеры в крутизне соревнуются. Тоже идет возня без правил вокруг незримого трона. Имя ему – ветхозаветный золотой телец.
Александр БОБРОВ