Декабрь – пора подведения итогов, оглядок на минувший, 2014, год с доброй или печальной усмешкой, с горделивым или горьким чувством. Уходящий год Владимир Путин объявлял Годом культуры. На днях были утверждены «Основы государственной культурной политики», прошло заседание Госсовета, где обсуждались проблемы в этой сфере, перечислялись конкретные меры от юбилейных торжеств до хоров мальчиков в каждой области. Но ведь культура – это не просто культурные объекты, досуг и формы художественного творчества, это – прежде всего – система ценностей и высших смыслов, умение выдвигать и реализовывать возвышающие идеи. На встрече с руководством обеих палат Федерального собрания Владимир Путин проговорился: «Как мне однажды сказал хороший знакомый финансист и предприниматель: «Самое лучшее проявление патриотизма – не воровать»… Да, вот такое «православное» государство построили: элементарное соблюдение закона и христианской морали возводится в ранг высшей заботы о стонущей Родине.
ГЛАВНЫЙ ВРЕД
Читаю своим студентам мировоззренческий курс «Актуальные проблемы современности и журналистика». Волей-неволей требовалось определить: каковы же главные проблемы и вызовы России в ХХI веке? Изучал социологические опросы, обобщал мнения писателей и публицистов. Наконец, попалось серьезное исследование.
Центром научной политической мысли и идеологии был проведен экспертный опрос. Целью исследования являлась выработка коллективного решения относительно наиболее острых проблем, препятствующих развитию России. Так вот, наиболее важными ценностями для современной России эксперты считают: 1. социальную справедливость (62%); 2. Безопасность России, устойчивость и благополучие страны (50%); 3. нравственность (50%). Далее по значимости следуют суверенитет (40%), государственная идеология и культурно-цивилизационная идентичность (39%).
Либеральные ценности – частную собственность, минимизацию участия государства в делах страны, ренту – отмечают как значимые меньшинство респондентов. Например, на ценность труда указывает 31% опрошенных, а паразитической ренты – всего 4%. В этом ряду также общественная нравственность России: люди, несмотря на пропаганду социал-дарвинизма и стремление их расчеловечить, чтут завет великого Александра Блока: «Одно только делает человека человеком – знание о социальном неравенстве»!
По идее, так и должен был президент строить свои декабрьские выступления, именно в такой последовательности отвечать на наболевшие вопросы. Мы же, если отжать политическую воду, шутки и пропагандистские клише, получили такую картину:
– Либерализм (свобода предпринимательства) – национальная идея России.
– Частная собственность – высшая ценность, «как и патриотизм».
– Доллар – инвестиционный ресурс.
Поэтому как прямой результат:
– Количество бедных – увеличивается
– Отток капитала растет, а производство падает.
Все уже понимают: надо менять курс. Построили монопольно-номенклатурный капитализм, где государство позволяет грабить народ в интересах олигархов, чиновников и топ-менеджеров госмонополий, которые органично не приемлют никакого рынка!
Конечно, российской власти повезло, что Западом были введены и громко разрекламированы, прежде всего нашими СМИ, экономические санкции. Можно теперь, оглядываясь на сложный год, легко выстроить причинно-следственный ряд с державной подоплекой: мы отстояли свой суверенитет, мы присоединили бескровно Крым, но за имперские шаги надо платить, граждане!
Как-то так сразу получилось, что больше всего по поводу санкций, экономических проблем и трудностей у нас в стране стали вздыхать и публично страдать те, кого эти неприятности в наименьшей степени касаются. По-житейски говоря, те, у кого возникли сложности с пармезаном, страдают значительно больше тех, кто уже столкнулся с повышением цен на хлеб при рекордном урожае зерна, – чудеса путинской экономики!
Министр финансов России Антон Силуанов еще на форуме «Экономическая политика России в условиях глобальной турбулентности» 24 ноября заявил, что россиянам придется «затянуть пояса». По его словам, произнесенным до декабрьского обвала, пришло время для отказа от «лишних бюджетных трат». Хочу отметить, что он и его чиновники, не сумевшие провести разумную финансовую политику, но получающие высокую зарплату, – настоящие лишние бюджетные траты. Про минэкономразвития вообще говорить смешно: в начале года министр Улюкаев прогнозировал курс доллара 35 рублей, а отток капиталов в 28 млрд долларов. За такие прогнозы надо выгонять, не только премии лишать, но и зарплаты! «У нас уже не будет столько доходов, сколько полгода назад, не будет таких зарплат», – сетует Силуанов. Так что сотрудники государственных предприятий, врачи, учителя, мелкие чиновники должны приготовиться вовсю экономить. Однако все-таки министр применяет не ту фигуру речи, говоря «у нас не будет таких зарплат». У них – будут! По данным Росстата, зарплата чиновников федеральных органов власти выросла за десять месяцев уходящего года на 18,3%, составив в среднем 96,5 тыс. рублей. Но эти усредненные данные объединяют в одну категорию министра и его секретаршу. Если статистику детализировать, то картина будет куда интереснее.
ПОДЕЛИТЕСЬ С ПИСАТЕЛЯМИ
Спикер СФ Валентина Матвиенко, возглавлявшая оргкомитет Года культуры, заверила, что в его рамках «и на федеральном уровне, и в регионах, и в муниципалитетах была оказана всемерная поддержка реализации намеченного». Прошло свыше 1500 мероприятий, бюджет на такие мероприятия вырос на 100 млрд рублей.
Куда ушли деньги, что это за мероприятия, проводились бы они без всякого Года культуры? – неясно. Зато во время суда над Навальным и его компаньонами стало понятно, как чиновники научились пилить эти «культурные бабки». По информации источника LifeNews в правительстве Москвы, компания некоей госпожи Маркво – гражданской жены Владимира Ашуркова – «правой руки» Навального и директора Фонда борьбы с коррупцией, выигрывала многомиллионные тендеры от мэрии Москвы. Например, в 2013 году компания почти 18 млн получила на «организацию и проведение мероприятий, направленных на повышение престижа чтения в городских парках Москвы». В 2014 году компания выиграла два подобных тендера суммой 2 млн рублей. Проверяющие не нашли ни сценариев мероприятий, ни списков «повысивших престиж», ни даже фотографий чтений на воздухе.
А почему бы не поднимать престиж чтения в столице с помощью Московской городской организации «Союза писателей России»? У нее огромный творческий потенциал, есть возможность выступать в СМИ, ревизионная комиссия. Вот эта публичность как раз и не нравится чиновникам.
В 2015 году – Году литературы, из федерального бюджета для РПЦ будет выделено 958 млн рублей на создание духовно-просветительских центров. Об этом осуждающе сообщают либеральные СМИ со ссылкой на письмо заместителя министра культуры Владимира Аристархова. Деньги предназначены для духовно-просветительских некоммерческих организаций (НКО), на работу по федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации». Всё продолжают лепить то, что сами высмеивали много лет, говоря об «эфемерной общности – советский народ». Но там было довольно точное название: общность на основе объединяющих идей. А что такое «российская нация» олигархов и нищих, – ни один ученый не объяснит. Но чиновник, распределяющий деньги, – запросто. Всего на поддержание духовно-просветительских НКО, по информации РБК, пойдет около 2 млрд рублей.
Треть выделенной на 2015 год суммы (358 млн рублей) пойдет на создание духовно-просветительского центра на базе здания зимней гостиницы Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Щедро! Читаешь и думаешь: хоть бы крохи перепали многонациональному Союзу писателей России, который 60 лет вносит свою весомую лепту в духовное объединение народов страны! Год литературы всё-таки наступает…
ПРОИГРАННАЯ БОРЬБА
В декабре 1714 года, 300 лет назад, Петр Великий издал указ о запрещении лицам, состоящим на государевой службе, брать взятки за посулы, вступать в торги и предписал довольствоваться жалованьем. То есть повел решительную борьбу с чиновничьей коррупцией, выражаясь современным языком. Однако жестокая борьба с казнокрадством через три века сменилась повальным взяточничеством и попустительством власти.
Лихоимство, мздоимство и особенно казнокрадство постоянно мучило Петра, вызывало гнев.
Однажды Петр сказал обер-прокурору Ягужинскому: «Если поборы и взятки будут превышать стоимости веревки, всех – вешать!» Ягужинский же ему ответил: «Государь! Вы что же, хотите остаться вообще без подданных? Мы же все берем! Одни больше, другие меньше, но все берем!»
Собственно, ведь и Путин в подобном роде отшучивался. Его спрашивают: где увольнение министра образования, где уголовное преследование Сердюкова с его женским батальоном? – а президент вздыхает: «Так вообще не с кем работать будет». В 2006 году Россия со скрипом ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции. При этом статья 20 Конвенции («Незаконное обогащение») не была ратифицирована. Представители фракции КПРФ попытались выяснить судьбу ранее внесенного ими законопроекта о ратификации 20-й статьи против коррупции, но у нас правительство, по сути, защищает коррупцию и коррупционеров, выступая против желания 80% россиян, которые, как показывают соцопросы, хотят видеть вместе с декларациями о доходах и декларации о расходах чиновников.
«Расходы нельзя контролировать – это могут использовать для сведения счетов», – заявил Медведев. Почему? – совершенно непонятно. Например, в немецкой прессе появилась информация, что президент Федерального банка Эрнст Вельтеке переночевал за счет спонсоров в самом роскошном берлинском отеле – «Адлоне». Сумма-то всего 7 тыс. евро, а федеральное правительство тут же отказалось от услуг топ-менеджера, который «не является независимым от частного бизнеса». Наш правящий тандем, наверное, над такой щепетильностью посмеялся бы…
УКРОПОМРАЧЕНИЕ
Самое гордое событие уходящего года – конечно же, возвращение Крыма, а самое горькое и неразрешимое – трагедия Украины, война на Юго-Востоке. Мы увидели, до какого состояния можно довести народ через политтехнологии, отказ от своего имени, своего родства, своего исторического призвания. Мы стали свидетелями страшных последствий информационной войны, добровольного принесения себя в жертву бесам, упырям, отморозкам через унижение и убийство собственных братьев и сестер, матерей и отцов. Через страдания во имя нацистской идеи и личного обогащения.
В декабре 1764 года указом императрицы Екатерины Великой 250 лет назад была восстановлена Малороссийская коллегия. Ее президентом назначен граф Петр Румянцев. Одновременно в Малороссии упразднялось гетманство и устанавливались общероссийские законы вместо вольницы и воровства старшины. Через много лет совместной имперской жизни, потрясений, достижений и испытаний пришел после Первой мировой первый раскол. В середине декабря 1919 года Красная армия вошла в Киев, испытавший за год неимоверные горести, смены властей и оккупантов. «Суров и страшен был год 1918 от Рождества Христова...» Этими словами начинается роман Булгакова «Белая гвардия», описавший ужасы гражданской войны на Украине и трагедию народа, разобщенного, расколотого, обозленного этой войной. Через 95 лет кошмар повторяется, но зреет ли русский писатель, готовый запечатлеть повторение пройденного?
Самый большой «культурный» позор года – поведение обласканных и награжденных системой либеральных писателей, актеров, деятелей искусств в самой России. Достаточно вспомнить шествие интеллигенции под бандеровскими флагами в центре Москвы.
Заметным нововведением украинских властей стала должность министра информационной политики. Министерство, которое уже прозвали «министерством правды» по аналогии с романом Оруэлла «1984», возглавил Юрий Стець («Блок Порошенко»). Он долгое время входил в наблюдательный совет «5 канала», возглавлял управление информационной безопасности при нацгвардии с июня 2014 года. Поверенный кадр! Премьер-министр Арсений Яценюк ожидает от Юрия Стеця революции в сфере пропаганды: «Он будет защищать украинское слово!» А кто будет защищать русское слово в Год литературы? – неужели молодой министр связи Никифоров, который курирует все писательские и издательские дела?
ЖЕЛАЕМ СЧАСТЬЯ
Петр I 29 декабря 1699 года издал указ о переносе Нового года с 1 сентября на 1 января и указал, как его праздновать. Тем самым 1699 год состоял всего из 4 месяцев – с сентября, с традиционного празднования новолетия, по декабрь. По улицам Москвы начали ходить солдаты и проверять – готовятся ли праздновать люди Новый год по европейскому образцу. Ослушников царского указа наказывали. Теперь мы вообще непонятно по какому образцу справляем – и восточный календарей зверей диктует, и телевидение под Европу косит с оттенком дурной самодеятельности. Тем не менее результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), неожиданно показали, что в преддверии праздника 76% россиян считают себя счастливыми людьми, 17% опрошенных сказали, что скорее несчастны, и лишь 3% граждан страны твердо заявили о своем несчастливом существовании, а 7% респондентов затруднились с ответом. Правда, мы знаем, как проводят такие опросы.
Родился даже анекдот: «Как показал недавний опрос, три четверти россиян чувствуют себя счастливыми. А остальные не пьют».
На Новый год и выпито будет немало, и счастливых людей, наверное, прибавится. Хоть ненадолго…
Александр БОБРОВ