Когда главбосс видеоящика размышлял над тем, как он озадачит своих подопечных на очередной, 2015 год в свете Послания президента, белым днем по телику шел крутой разгуляй по поводу юбилея известного композитора Игоря Крутого. «Фу ты! Лучшее время отдаем развеселью этих звездочей, зато «Сокровища Эрмитажа» запускаем ночью, – поморщился босс, – да еще в придачу по глазам бьет роскошь их нарядов на этих юбилеях, церемониях и банкетах, замусоленные пошлости из их светской жизни, перебранки, суды и пересуды. И всё это на фоне тяжелых и скорбных украинских событий. Ну да ладно, проплыли! – сам себя уговаривал босс. – К этому зрители уже привыкли».
И он решил сосредоточиться на речи. Предстал перед своей аудиторией и бодро начал:
– Послание президента вы слушали и знаете, что от народа требуется творческий порыв – он теперь становится у нас ведущей силой. И даже звание Героя Труда вернули. Мы этот труд должны показывать и возвеличивать – вести, так сказать, борьбу за импортозамещение. Такие цели поставил президент. А как мы это делаем сегодня, можете сказать?
– А что говорить-то? – бросил ведущий новостного канала. – У нас же рынок, а не совковый коллективизм. Захочет работодатель – будут герои, а не захочет – не будут. Всё завязано на его прямой выгоде.
– Верно, – поддержал его коллега-репортер, – у нас свобода предпринимательства. Это и президент подчеркнул. И каждый работает только на одного хозяина, а не на общество. Ну, и какой тут может быть творческий порыв? Собственник у нас всюду – мы это и показываем. Стремимся, чтобы тот, кто за экраном, на него походил.
– Но собственник бывает эффективный и неэффективный, – перебил босс. – А у нас он исключительно отрицательный персонаж. В сериалах он выгоняет на улицу жену, отбирая у нее детей; заводит дюжину любовниц; нанимает учителей в кухарки, а молодых женщин – в прислугу-наложницу; устраивает кровавые разборки с конкурентами. Словом, в героях у нас опять-таки аферисты и разного рода жулики. И сколько же мы будем их сеять?
– Так, других же нет, и пока не предвидится, – съязвил кто-то. Собственник защищен законом и… крышей.
– Прошу не зарываться и не ерничать, – одернул шеф. – Есть у нас и другие, но мы их просто не видим, а в эфир гоним грабежи, разбои, пожары или демонстрируем длинные очереди покупателей в ГУМе, жаждущих приобрести майки с портретом президента. А когда же у нас народ, как мечтал известный классик в XIX веке, «Белинского и Гоголя с базара понесет»? Или рекорда за станком добьется? Мы такие примеры ищем?
– Ищем – уже нашли! – заметил худощавый репортер. – Пустили же кадр из Свердловской области о конкурсе рабочего мастерства, Это о рабочих-умельцах, о сварщиках, токарях. И даже пообещали, что лучшие из них поедут на футбольный матч.
– И это всё о народе? – вскинул брови босс. – А кто эти люди, где они трудятся, рассказали о них подробно?
– Нет… По роду их профессии и так можно догадаться.
– Вот-вот! Как в песне: «Догадайся, мол, сама». У нас что? Знакомство с рабочим классом на этом конкурсе и закончилось? – бросил шеф.
– Ну, а дальше всё по программе – криминальная хроника, – встрял репортер. – В Люберцах разбилась гоночная машина, погибли 4 человека; в Москве злоумышленники продавали путевки в места, где над детьми совершались насилия; в Кирове ледяная глыба упала на коляску с младенцем…
– Хватит, остановитесь! У нас что, народ только жертва, свидетель криминала? А как он трудится, как мы растим молодые кадры, о которых говорит президент, это что, нам уже не интересно?
– Почему? Интересно, и у нас уже был такой материал, – оправдывался ведущий молодежной программы. – Показали молодого сантехника. Он чинит краны и хорошо зарабатывает на этом, передает свои навыки младшему поколению, школьникам.
– Ага, навыки… Как побольше бы бабок схватить, – поддел кто-то из зала.
– Бабки нужны, но и бескорыстности учить надо, – отозвался босс. – А то у нас сплошные хватательные рефлексы. Взять, к примеру, шоу «Клетка», в котором игроки в считаные минуты должны нахапать как можно больше красивых вещей. Кто больше загреб – тот и победил! Что, на большее фантазии не хватает?
– Почему это? Хватает! – обиженно парировал высокий очкастый режиссер-постановщик. – Идут у нас и «Голос», и «Один в один», и «Точь-в-точь», да и другие передачи с высоким рейтингом.
– Да, «точь-в-точей» у нас хватает, это верно, – усмехнулся шеф. – По всем каналам гуляет один и тот же звездный конвейер с постоянно прописанными кумирами, глянцевыми витринами: «Давай поженимся!», а теперь вот и «Давай разведемся!». Светскую публику сначала сватаем, потом консультируем, как развестись. Монопольное право на участие в диспутах, суждение имеют у нас одни и те же чиновники, эксперты, статисты, политтехнологи… А народ-то где, рядовые граждане где?
– Могу ответить! – опять съехидничал ведущий диктор. – У нас этот народ бегает по шопам и сити-маркетам, посещает салоны красоты, колется и поет, тянется к экстриму и татуировкам.
Вот недавно был кадр: бывший учитель, ныне безработный, «сработал» себя под мертвеца – выглядит так, как выглядел бы через сто лет после своего захоронения. Это о чем говорит? Люди ощущают себя подчас живыми мертвецами.
– Подумаешь, новость! – откликнулся известный ведущий. – У нас 30 процентов людей живут в бедности, нищете и безнадеге или балансируют на грани того. И как им себя чувствовать, если массово закрываются больницы, школы, а малые города остаются без роддомов и скорой?! Даже власть уже не скрывает, что в ближайший год прибавится еще 300 тысяч безработных, а стало быть – столько же должников по квартплате.
– Ну, не надо о грустном в Новый год! – бросил кто-то. – Его и так перебор.
– Нет, надо! – решительно сказал ведущий. – Новый год от проблем не спасет. Мы вот недавно показали дом, построенный более 100 лет назад в Павловском Посаде. Настоящая трущоба: холод и сырость, обвалены стены и потолки – и в него переселяются должники по квартплате, погорельцы, бомжи. Это, надо думать, бывшие совки, которые на заводах и фабриках трудились, строили и созидали, а теперь их вот так кинули – развели.
– Чем же хвастаемся? – спросил оратор. – Мозги у нас есть. Надо только больше позитива давать. Давно об этом говорим, да всё не впрок!
– Ну как? Позитив у нас тоже есть, и немалый. Кулинарных рецептов самых изысканных блюд, например, хоть завались, – посмеялся кто-то.
– Да, согласен, – поддержал босс, – мы больны «кулинарной эпидемией». Надо бы тут поубавить. А то обещали даже кулинарный фестиваль запустить. И тут же выпустили кадр: деревня Костино, что в 12 км от Москвы, давно лишена своего продуктового магазина. Опять зависаем?
– Но есть же и хорошее, – парирует главный сценарист. – Даем исторические фильмы, и не только убойные. К примеру, фильм с высоким рейтингом «Екатерина Вторая» – на Втором канале.
– И еще ждите вторую «Екатерину Великую», на Первом, – добавил шеф. Ну хоть это радует. Правда, немного стыдно было смотреть наш первый фильм из-за того, что то и дело выпрыгивали рекламные балаган-хохотушки из «Это смешно!». Бежим без остановки за хохотушками – Новый год заранее уже с ними начали встречать?
Немного помолчав, главбосс печально спросил: уходящий год ведь был Годом культуры, и чем он запомнился, кроме этих немногих фильмов?
– Как же так! – встрепенулся ведущий канала «Культура». – Много чего интересного было: концерты, выставки, исторические хроники, проект «Большая опера», чтение отрывков из русской классики…
– Безусловно, это хорошо, – похвалил шеф. – Только вот где у нас развивающие программы: литературные и поэтические вечера, театральные спектакли – всё то, что было важно в советское время?
– Ну, вам-то уж лучше знать, почему их нет, – дерзнул кто-то. – И вообще, давая культурную хронику, мы будто дразним людей.
– Это почему же еще? – удивился хроникер канала.
– А вы вот скажите еще, сколько стоит билет в театр, на концерт, выставку. Тогда и поймете.
– Так это не новость. У кого есть деньги, тот и окультуривается, – хохотнули в зале.
– Ну, хватит диалогов! – прервал шеф. – О культуре президент в Послании ничего не говорил – значит, мы на верном пути. Я оптимист и верю, что всё обещанное им сбудется!
– Непременно сбудется, только не для всех! – опять съязвили из зала.
– Как это не для всех? – решил смягчить атмосферу главреж. – Вон какой грандиозный каток на ВДНХ отгрохали! Катайся, кто хочет. И это только начало! Еще многое чего будет сделано.
– Ага! Отгрохали! Хохмарики и комарики! – прыснули в зале.
– Ну всё! Шутить под елкой будем, – заверил босс. – Послание президента должно нас всех воодушевить, подвигнув на новые творческие дела.
С Новогодьем! Всем веселья без излишнего похмелья, – пошутил оратор, довольный, что определил цель.
А. ЗАСИМОВА
г. Пушкино,
Московская обл.
А. ЗАСИМОВА