Нужны ли вам лично длинные праздники? – спросили мы читателей. О да, конечно, очень нужны! – ответил каждый пятый. Нет! – категорически возразили трое из пяти. А каждый восьмой заявил: мне без разницы. Тут следует заметить, что среди участников опроса не было людей контрастного социального калибра – ни олигархов, ни правительственных чиновников, ни звезд шоу-бизнеса, отвечали простые сограждане, завсегдатаи нашего форума. И такой разброс мнений! Требуется прояснить. Воспользуемся сопроводительными комментариями и личным общением.
Мажоры утверждают: «Длинные праздники – хоть какая-то возможность реализовать право на отдых» (16). «В эти праздники зимой только и можно отдохнуть… Вижу очень много людей, гуляющих в лесу – на лыжах и т.п.» (6). «От работы отдохнуть, с делами повозиться, с родней пообщаться, книги почитать, в интернете полазить, либерастов и прочую нечисть поплющить» (15). Интеллектуал ценит, что может «поработать дома – например над очередной статьей, учебником, методической разработкой, не отвлекаясь на посещение университета» (14). Впрочем, массив времени требуется и «для выполнения всяческих крупных домашних дел, вроде ремонта» (1). Всё это, что называется, уважительные мотивы. Но есть и непробиваемые аргументы: это мне положено – благо от режима, ставшее неотъемлемой привычкой.
В минорных интонациях скептиков, хотя это две трети голосов, чаще звучит сокрушенное отчаяние. «Длинные праздники нужны только бездельникам» (4). «В нашей стране и праздновать, в общем-то, нечего. Напридумывали… Еще бы день рождения Бабы-яги стали отмечать… Такие «праздники» понятны и приятны только бездельникам и власти, которая сделала из России страну бездельников» (8). «По справедливости: кто хочет бездельничать, пусть не просит покушать» (3).
Ну, насчет «пусть не просит покушать» – звучит давним прекраснодушием. Как раз ради безмерной халявы, ради сладкой жизни для избранных и совершался переворот четверть века назад. Вспомним, откуда пришли длинные праздники. От укороченной недели, от сдвоенных-строенных выходных. Не такой уж глупый замысел осуществлялся в ельцинское время. Надо было парализовать советскую общественность на предприятиях, чтобы сплошь ликвидировать их – от ивановских фабрик до столичных ЗИЛов. Соблазн для труженика большой свободой от труда при номинальной занятости надо рассматривать так же, как ваучер при «дележе» народной собственности, как доступность импортного тряпья, как раздражитель инстинктов поп-культурой ниже пояса… Пусть труженик-обыватель свободой упивается (во всех смыслах), а что будет с его государством, с его производством и зарплатой, решат олигархические власти и «эффективные собственники»… А выгодно ли это собственникам? Участники опроса задумываются.
Каким образом сказываются длинные выходные на экономике страны? Сначала слово самым категоричным: никак не сказывается – горько констатирует каждый восьмой. «Судя по всему, экономика и без того в разрухе, и дальше ей падать, наверное, некуда» (1). «Экономики как таковой в стране не существует» (24). Звучит вызывающе до нелепости, но есть и своя соль. По умолчанию властей мы не имеем информации об измерении, скажем, производства в штуках, метрах, тоннах. Монетизированный учет дает лишь виртуальные представления – хождение одних и тех же денег в разных направлениях создает немало иллюзий. Штуки и тонны властям, видимо, показывать стрёмно.
«Доходы олигархов к экономи-
ке страны отношения не имеют» (22). И то правда, не случайно же и президент, и премьер уговаривают кое-кого «вернуть» выведенное за рубеж, амнистию предлагают. Еще довод максималистов: «Страна сидит на нефтяной и газовой трубе, народ тоже, сельского хозяйствах в прежних объемах нет, промышленности – тоже, работает одна торговля, так что влияние на экономику эти длинные выходные оказывают опосредованно – в виде понижения производительности труда, его качества, увеличения аварийных ситуаций» (7).
Кстати сказать, не эти только злополучные «выходные», вся многолетняя упертая антипромышленная политика реформаторов (ответственность: Ельцина, Гайдара, Чубайса; Путина, Грефа, Медведева), расчищавших страну в качестве всепоглощающего рынка сбыта для «развитых стран», привела к тому, что в России произошли массовая депрофессионализация, резкое падение производительности труда, бессмысленная растрата творческих ресурсов. Произошла управляемая катастрофа: промышленное разоружение, куда более опасное, чем распил ракет, переплавка танков, обнажение тысячекилометровых границ. Потому и нынешнее суесловие об импортозамещении в народе считают циничной болтовней.
Большинство (три четверти) размышлявших над вопросом, как праздность сказывается на экономике, однозначно отмечают: негативно. Аргументы в основном те же, но подмечается кое-что еще. Например, вопрос: чем теперь заняты бывший инженер, ас-станочник, младший научный сотрудник, офицер запаса? Правильно! Встроены в сервис, в охрану. Значит: «Простой народ работает по скользящему графику, сутками. Какие ему каникулы?» (27). «Есть еще торгаши, обслуга развлекательных клубов, а им праздники – лафа, выручка больше» (26). Не страдает ли мелкий-средний предприниматель? Нерасторопный – страдает, банкротится, а ловкий – приспосабливается, находит «импортозамещение», вернее «мигрантозамещение», – и дешево, и о социалке голова не болит.
Но это всё как бы экономгарнир. По серьезному счету, экономика страдает. И страдание ее измеряется увесистыми цифрами. «Все хотят хорошо жить и много отдыхать. Забывают, что в мире жесткая конкуренция между странами. Надо ли развивать технически смежные, наукоемкие производства (как Запад), или работать, как негры (как Китай или Индия). И пока мы пьем по 10 дней, китайцы работают без отпусков и с редкими выходными. Но Китай развивается – по производству электроэнергии он обогнал Америку. А мы топчемся на месте. Застой на 25 лет! Подвиньтесь, товарищ Брежнев, на второе место – вас опередили. По электроэнергии нас обогнала Индия. Мы слабеем, а слабых бьют и грабят» (23).
Между прочим, в последние декабрьские дни в китайской прессе появилось обозрение российско-китайских отношений. В целом они оценены позитивно, но как бы ненароком возник вопрос: должен ли Китай помогать России выйти из нынешней кризисной ситуации? Да, мол, склоняется автор, но Россия должна себе помогать упорным трудом… А то ведь ущерб от длительных каникул исчисляется в 600–700 миллиардов рублей – это 1,5% от ВВП.
Ну, скажем, это всё глобалистика, а мы смотрим на январский отдых с личной кочки… И это выясняла наша анкета.
Полезны ли долгие выходные для граждан? В ответах «да» и «нет» в той же пропорции – 1:3 с отрицательным акцентом. «Аргументы» мажоров мы уже выслушали и признали уважительность мотивов. Здесь же острая социальная тема приобретает нравственно-психологическую окраску. Слышим, например, признание: «Не знаю, кому как, а у меня этот праздничный марафон создает впечатление какой-то
неосознанной неопределенности» (29). Других определенно огорчает, что «период вхождения в производственный цикл после таких каникул слишком затягивается» (25). Это про одурманивающую праздность наши предки грубовато говорили: дурак праздник знает, да будни не помнит. А те же индусы, упомянутые выше, утверждают: лучше подневольный труд, чем безделье.
Самый веский довод скептиков формулируется так: «Длинные праздники – это разврат во всех смыслах этого слова. Еще древние усвоили: праздность – мать всех пороков» (9). Самым пагубным из них называется пьянство. «Долгие выходные дают вольности выпивохам (30). Как бы легализуют порок». Высказывается убеждение, что «это умысел по спаиванию людей» (23). «Где-то имеется статистика о пьянстве и преступности в длинные праздники» (2). «Кто-нибудь задумывался о повышении смертности в стране в период длинных новогодних каникул для всей страны? Это происходит не только от беспробудного пьянства и безделья, но и из-за отсутствия медицинской помощи, ибо медики тоже отдыхают» (7). Тема так взвинтилась, что вызвала протестную реакцию: «Удивительное дело: на форуме – одни ударники капиталистического труда и члены общества трезвости. Дорогие мои, ну кто же может помешать вам трудиться в праздники? Да и пьянствовать никто никого не заставляет – это личная инициатива «отдыхающих». А лично для меня новогодние праздники всегда в радость и на пользу» (24).
Дискуссию пытаются отрезвить и другим поворотом: успокойтесь, мол, товарищи, зимние каникулы – не для вас. «Эти праздники в основном для чиновников» (27). «Конечно, наши правители изобрели их для себя – видимо, совершенно обалдевают от бессмысленного и вредного «законотворчества», необходим перерыв. Только сочувствовать им почему-то не хочется» (35). Что ж, глядя на происходящее, тут не поспоришь. Но не забудем и класс «эффективных собственников», ради которого чиновники «изнуряются». Не упустим из виду и жирных котов шоу-бизнеса в их звездном кайфе – они вам сбросили на экран круглосуточную «нарезку» из «бу» и млеют на тропических курортах. Так что немалый общественный сегмент считает ленивые дни января своим неотъемлемым завоеванием.
А в основном россияне о длинных январских выходных «вспоминают в феврале при получении зарплаты. Иные трудяги в российском «счастливом» капитализме в силу ограниченной зарплаты годами работают без отпусков» (16). «И если еще несколько лет назад работа в праздничные дни оплачивалась вдвойне, то теперь об этой статье КЗОТа мы и забыли. И это на госпредприятии, а что говорить о частном!» (34).
Тут самое место вновь взглянуть на заголовок нашего обзора «…бесценный ельцинский подарок» – в определенном смысле он не имеет цены, реального обеспечения, вернее, ценность его настолько сомнительна, что заставляет больше думать о горестях, чем о благе. «Долгие праздники – это маленькая зарплата, отсутствие медпомощи в больницах, неработающие госучреждения, в которых нуждаются люди. Надежнее и полезнее нормальный график выходных и рабочих дней. Но кому-то выгоднее нестабильность и непредсказуемость в жизни, чтобы угробить совсем» (38). «Те, кому требуется резерв времени, должны легко получать его за свой счет» (31). Если непременно хотят облагодетельствовать тружеников полезным отдыхом, пусть разделят отпуск на летний и зимний, «но это отчасти похоже на социализм» (12). Словом, общий вывод абсолютного большинства участников опроса: разумно поступают в Татарстане, корректируя праздничные излишества в рабочем календаре.
В обзоре процитированы:
1 – Пушкинец, 2 – дикий, 3 – volsky, 4 – Вадим, 6 – agranovsky, 7 – Rosa, 8 – капельзон, 9 – забанин, 12 – Белов, 14 – ODS, 15 – народник, 16 – Аллюр, 22 – ringal72, 23 – itiloriole, 24 – REZONANS, 25 – Oponent, 26 – тим, 27 – brallax, 29 – Yokostrov, 30 – wulkan, 31 – akbar, 34 – mariinec, 35 – урусов, 38 – gala2010.