Победа в Греции Коалиции радикальных левых (СИРИЗА) взбудоражила весь мир. СМИ и простые обыватели говорят об ударе, нанесенном Евросоюзу, и якобы неизбежном выходе Афин из еврозоны. Ожидания явно преувеличенные. Никакого бунта СИРИЗА не готовит – хотя бы потому, что является частью европейского политического истеблишмента.
* * *
«Идеи не существуют оторванно от языка». Это достаточно известное высказывание Маркса можно интерпретировать и в том смысле, что мы, люди, отчасти являемся рабами слов. Неверно понятый или неверно переведенный термин может стать отправной точкой для ошибочных умозаключений. Так произошло с Коалицией радикальных левых, чаще называемой СИРИЗА. Привычно (и, кстати, ошибочно) используемый для ее обозначения термин «леворадикалы» ввел нас, русскоговорящих жителей, в заблуждение. Все потому, что леворадикальная часть политического спектра в нашем языке – это силы, находящиеся левее «классических» коммунистических партий. Некие бунтари, требующие революции «здесь и сейчас» и делающие ставку на насильственные методы достижения своих целей.
Западный политический лексикон – иной. Там под термином «левые силы» понимаются не коммунисты, а социал-демократы и социалисты – те самые, на чередовании которых с консерваторами («правыми») основаны политические системы большинства европейских государств. Соответственно, к леворадикалам относят все партии и движения, которые стоят левее (пусть даже немного!) этих вполне себе внутрисистемных сил.
Если говорить о СИРИЗЕ, то ее можно отнести скорее к левому крылу социал-демократов, нежели к коммунистам и уж тем более к силам «левее коммунистов». Так что звучавшие сразу после выборов в российской прессе и блогосфере фразы о «триумфе коммунистов» и даже «мирной социалистической революции» (!) не имеют ничего общего с реальностью.
В этом можно убедиться, обратившись к истории СИРИЗЫ. Она уходит корнями во вторую половину 1980-х гг. Это было время, когда под влиянием перестройки в СССР и общего дрейфа вправо европейских левых сил коммунисты Греции вошли в Коалицию левых и экологических движений (Синаспизмос). Поначалу такой компромисс принес ощутимый успех: на выборах в 1989 г. коалиция вышла на третье место, проведя в парламент 28 депутатов. Вскоре, однако, стало понятно, что руководство КПГ озабочено не укреплением левого движения, а встраиванием в политическую систему на положении младшего партнера. Синаспизмос вступил в союз с правоконсервативной партией «Новая демократия», получив за эту услугу несколько министерских кресел.
Этот шаг многими в КПГ был расценен как предательство. В результате ревизионисты (среди которых – генеральный секретарь КПГ Григориос Фаракос и 45% членов ЦК) были изгнаны из партии и основали собственное политическое движение. Оно получило название Синаспизмос – в память о распавшейся к тому времени коалиции. Позже, уже в 2000-х гг., Синаспизмос объединил вокруг себя множество мелких партий, придерживающихся левых (преимущественно троцкистских и маоистских), экологических и даже феминистских идей. Так возникла знаменитая СИРИЗА. Однако ее стержнем по-прежнему остался Синаспизмос. Лидером последнего в 2008 г. стал Алексис Ципрас. Прежде член молодежного крыла КПГ, он вслед за Фаракосом и другими исключенными членами примкнул к новой партии.
История СИРИЗЫ до 2012 г. – это постоянные скандалы, расколы и взаимные разоблачения. Идейная разнородность входящих в коалицию сил не способствовала ее стабильности. Лишь три года назад, на волне кризиса, СИРИЗА неожиданно для всех вырвалась вперед и стала ведущей оппозиционной силой греческого парламента. И вот – новый успех. На выборах 25 января СИРИЗА заняла первое место, получив 149 мест в 300-местной палате. Но для триумфа – т.е. самостоятельного формирования правительства – ей не хватило двух голосов. Эту проблему СИРИЗА решила, заключив коалиционное соглашение. Выбор партнера обескуражил многих, и особенно сторонников так называемых «леворадикалов». СИРИЗА пошла на союз с правонационалистической партией «Независимые греки», чей идейный багаж крайне противоречив. Здесь – и заявления о том, что Греция «пала жертвой неолиберального заговора», и сближающая их с ультраправой «Золотой зарей» антииммигрантская риторика, и требования привести среднее образование в соответствие с «православными ценностями». Все это делает «Независимых греков» похожими на ЛДПР Жириновского.
Однако является ли этот альянс чем-то противоестественным? Вовсе нет. Вся деятельность СИРИЗЫ демонстрирует закономерность подобного решения.
* * *
Но как же в таком случае быть с антилиберальными заявлениями Коалиции радикальных левых, ее обещаниями отказаться от навязанного властями ЕС режима жесткой экономии и даже выйти из еврозоны? Здесь многие из нас опять-таки пали жертвой мифа, созданного как самой СИРИЗОЙ, так и журналистской братией, эксплуатировавшей жареную сенсацию о бунте в Евросоюзе. В действительности руководство СИРИЗЫ никогда не говорило о возможности выхода из «европейской семьи». Как раз наоборот – и перед выборами, и после оглашения их результатов Ципрас и другие руководители СИРИЗЫ неоднократно подчеркивали, что не будут поднимать вопросы выхода Греции из ЕС и НАТО («Мы сделаем все возможное, чтобы сохранить наш общий дом – Евросоюз», – заявил Ципрас в интервью британским СМИ). Речь идет исключительно о том, чтобы придать Афинам более самостоятельную роль в этих организациях.
К примеру, СИРИЗА заявила о намерениях цивилизованными методами добиваться от кредиторов списания части внешнего долга страны «с целью придания ему устойчивости при помощи технических приемов, которые не нанесут ущерб народам Европы, а будут реализованы с помощью коллективных европейских механизмов». Для этой цели СИРИЗА предлагает созвать международную конференцию с участием финансовых доноров и международных организаций – МВФ, ЕС и др.
Таким образом, победители парламентских выборов не осуждают грабительскую финансовую политику Евросоюза, поставившую Грецию на колени, замалчивают порочную систему квот, в соответствии с которой страна лишилась многих традиционных отраслей экономики. СИРИЗА говорит лишь о смягчении этих механизмов. Как заявил сам Ципрас во время недавнего визита в Австрию, «левое правительство протянет руку социал-демократам Европы, а также свободомыслящим либералам», с целью «стабилизации еврозоны в качестве первого шага к открытой, демократической и солидарной Европе». В частности, по его словам, СИРИЗА настаивает на «правильном банковском союзе, госдолге, управляемом централизованно Европейским центробанком, и масштабной программе государственных инвестиций».
Конечно, на фоне политических сил, откровенно придерживающихся неолиберального курса, подобная риторика выглядит более здравой. Но делать на этом основании вывод о «социалистическом повороте» неправильно. Справедливости ради надо сказать, что меры, предлагаемые СИРИЗОЙ, довольно давно обсуждаются в самом Евросоюзе. Например, председатель ЕЦБ Марио Драги неоднократно заявлял о необходимости «финансового смягчения». Другими словами, выходить за капиталистические рамки новые власти Греции не собираются, ограничиваясь простой лакировкой существующей системы.
Не должна вводить в заблуждение и внешнеполитическая риторика СИРИЗЫ. Да, коалиция выступила против антироссийских санкций, но лишь по той причине, что ответные меры Москвы ударили по греческим производителям. Открыто осуждать Брюссель и Вашингтон за агрессивную политику на востоке, как это делает, к примеру, Компартия Греции, СИРИЗА не решается.
* * *
Обратим внимание еще на один момент. Говоря об «ограблении Греции», СИРИЗА, как правило, подвергает критике политику Германии и открыто заявляет о том, что Берлин диктует свою позицию всему ЕС. Мол, если бы не Германия, Евросоюз проводил бы более справедливый курс. Сюда же можно отнести однозначно популистское требование СИРИЗЫ о выплате Берлином репараций за ущерб, нанесенный Греции в ходе Второй мировой войны (озвучиваемые суммы колеблются от 160 до 500 млрд евро).
Это дало отдельным экспертам повод говорить о том, что СИРИЗА – это пешка в руках сил, заинтересованных в ослаблении Германии как влиятельнейшего члена ЕС. В качестве доказательства этого предположения приводятся весьма теплые отношения, сложившиеся у СИРИЗЫ с руководством Франции. В свое время Коалиция горячо приветствовала приход к власти Франсуа Олланда, назвав его «победой левых сил» и «новой страницей в истории Франции». В свою очередь, Олланд одним из первых поздравил СИРИЗУ, заявив о стремлении «начать тесное сотрудничество для поддержания стабильности и экономического роста в еврозоне».
Однако если эта версия нуждается в дополнительных аргументах, следующее утверждение трудно подвергнуть сомнению: СИРИЗА является левым запасным колесом капитализма. Это определение, данное греческими коммунистами, в полной мере отражает суть новой власти. Занимаясь приукрашиванием существующей системы, СИРИЗА служит ее сохранению. Ее главная цель – «спустить пар» народного протеста, а также не дать укрепиться действительно антикапиталистическим силам, таким, как КПГ.
Капитализм использует подобные инструменты давно, прибегая к услугам то условно левых (социал-демократы, еврокоммунисты), то правонационалистических сил (фашистские режимы 1920–40-х). С помощью трескучих фраз о «справедливости», более равномерном распределении доходов и т.д. эти силы купируют народное недовольство, отводя опасность от крупных капиталистических монополий.
Кроме того, СИРИЗУ можно назвать частью общеевропейского проекта. В наиболее «слабых звеньях» Евросоюза создаются аналогичные политические организации. Их отличительной чертой является активное использование «левой фразы» в отсутствии отрицания капитализма как такового. К примеру, в Испании такой организацией стала партия «Подемос» («Мы можем!»), как и СИРИЗА, сколоченная из множества троцкистских, экологических и др. движений.
Благожелательная реакция некоторых российских левых на победу СИРИЗЫ является лишним подтверждением эффективности использования подобных иллюзий. Это довольно тревожный признак, свидетельствующий о недостаточной идейно-теоретической подкованности отдельных товарищей, не наученных опытом «Справедливой России», «Родины» и прочих псевдолевых проектов власти. Между тем достаточно вспомнить не утратившее актуальности высказывание Ленина, чтобы понять несостоятельность данных иллюзий: «Интересы буржуазии требуют прикрашивания капитализма и затушевывания классовой пропасти. Интересы пролетариата требуют разоблачения капитализма и эксплуатации наемного труда, требуют раскрытия глаз массам на глубину классовой пропасти».
Сергей КОЖЕМЯКИН
Бишкек
Сергей КОЖЕМЯКИН