По признанию замминистра МВД Игоря Зубова, преступность в РФ растет. Увеличивается число преступлений, которые совершают лица, вышедшие из мест не столь отдаленных. «Происходит существенный рецидив, – сетовал И. Зубов. – В 2011–2013 годах таких преступлений становилось на 10% больше, а в 2014-м рост составил почти 40%». Преступные рецидивы могут захлестнуть страну. В МВД решили принять меры, расширив перечень лиц, за которыми после отсидки будет введен административный надзор. Вспомнили советский опыт, отметил замминистра. Но, как оказалось, опыт этот в руках либеральных правоведов приобрел особый политический подтекст.
На кого же будет распространен админнадзор? Он ведется за теми, кто отбыл наказание за преступления в отношении несовершеннолетних, их половой неприкосновенности, за тяжкие преступления. В то же время, под админнадзор не подпадают отсидевшие за бандитизм, изнасилования, другие тяжкие преступления.
Депутаты полагали, что в новом законопроекте, с которым пришел в Госдуму И. Зубов, этот пробел будет устранен. Но ошиблись. Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» оказался иного рода. Им, как пояснил замминистра МВД, вводится надзор «за лицами, совершившими преступления террористической и экстремистской направленности, а также сопряженные с посягательствами на жизнь сотрудника правоохранительных органов либо лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование». Нужно «не дать этим лицам совершить новые злодеяния».
К сожалению, И. Зубов не представил статистику, сколько повторных преступлений совершают те, кого власть относит, например, к «экстремистам», а также к «посягателям на жизнь правоохранителей». Обычно повторные преступления совершаются против рядовых граждан, права которых наименее защищены в буржуазной РФ.
У коммунистов вообще возникли подозрения, что под видом «экстремистов», «террористов» полицейскому давлению будут подвергаться политические оппоненты власти. Настоящие террористы обычно получают пожизненный срок. Выходят из застенков те, которые подозревались в «терроризме», пособничестве террористам. А экстремизм вообще имеет вольное трактование в российском законодательстве. «Мы только что обсуждали «дело» Владимира Бессонова. Слышали, насколько неубедительны были доводы. Итог голосования палаты – на совести единороссовского большинства. Любой человек, который занимается политической деятельностью в рядах оппозиции, может получить клеймо экстремиста…», – подчеркнул депутат Валентин Романов (КПРФ).
Да и что сегодня ожидает лиц, освободившихся из заключения? В советское время им создавались условия для вхождения в нормальную жизнь: устройство на работу, при необходимости – предоставлялось общежитие, бесплатное лечение, а потом уже – надзор. Капиталистическая система – ничего не предлагает, кроме надзора. «Конечно, очень многое из того позитивного опыта утрачено за последнее время, – согласился И. Зубов. – Лицо, которое подпадает под определенную категорию, обязано периодически приходить в органы полиции по своему месту жительства, отмечаться и докладывать, где он работает, чем занимается».
А если человеку жить негде? Если он не может найти работу? Если ему не на что есть? Никакие законы и кодексы не обязывают власть помогать некогда оступившимся адаптироваться в жизни. Депутаты так объяснили рост повторных преступлений: нередко, помыкавшись без работы, крова, без поддержки, отсидевшие срок снова нарушают закон, чтобы вернуться в тюрьму, где по крайней мере есть нары и миска баланды. Перспектив стать на путь нормальной жизни у вышедших на свободу очень мало, считают депутаты. Это особенность буржуазного общества. А на преступления толкает людей безработица, нищета, материальное, социальное неравенство, пристрастность судов, правоохранительной системы.
Почему бы надзор не установить за государственными органами, которые должны служить человеку, а не вредить?
Законопроект МВД не дает ответа ни на один наболевший вопрос. Сомнительно, что он поспособствует снижению преступности. Скорее всего, он, как большинство существующих законов, будет укоренять ту несправедливость, которая становится нормой в стране.
Законопроект принят в первом чтении. Коммунисты заявили, что во втором чтении попытаются его исправить.
Галина ПЛАТОВА
Галина ПЛАТОВА