На днях группа жителей города Краснокамска Пермской области всерьез предложила переименовать свой родной населенный пункт и назвать его именем действующего президента России. В интернете на сайте «Российская общественная инициатива» под номером 59М12171 открыто голосование по этому предложению.
Неизвестно, что эта затея даст самому российскому президенту, но жители Краснокамска, как говорится, решили убить сразу несколько зайцев для собственной пользы: «Власти просто обязаны будут решить проблемы с дорогами, парками, детскими садами и прочие насущные проблемы», – считают авторы инициативы. Но главная задача – таким мгновенным способом заставить госпожу удачу улыбнуться как-нибудь шире и тем самым не оставить ей никакого выбора, как подарить городу расцвет. «С таким громким названием город будет обречен на процветание», – уверены краснокамцы.
Конечно, можно было не замахиваться так высоко, а с учетом удаленности города от столицы взять планку пониже. Скажем, город Медведев – трафаретно. Шойгу – слишком оригинально. Лавров – незаметно, скромно… Поэтому сама действительность не оставила краснокамцам выбора: никто, кроме Путина! Заметьте, в этом нет никакого подобострастия, нисколечко подхалимства. Чистый расчет. Ведь проблем у Краснокамска, как говорится, выше любой тамошней крыши, почти каждая из которых течет по причине упадка местного ЖКХ.
Когда-то жизнь в Краснокамске была веселей. Возникший в 1929 г., Краснокамск в бурную эпоху индустриализации быстро превратился в крепкий промышленный центр. Градообразующим предприятием стал Камский целлюлозно-бумажный комбинат – крупнейший в Европе по масштабам производства. Сооружение ЦБК послужило началом работы Закамской ТЭЦ и печатной фабрики «Гознак». Когда под Краснокамском обнаружили месторождение нефти, здесь открылся нефтеперерабатывающий завод.
Краснокамск стремительно развивался. Нужды строительства обеспечивали местные заводы ЖБК и ЖБИ. Потребности растущего населения, достигшего к 1980-м годам почти 60 тыс. человек, удовлетворяла своя легкая и пищевая промышленность: швейная фабрика, бытовой, мясной и молочный комбинаты, макаронное и хлебобулочное производство... Даже собственными плюшевыми мишками и зайками радовала краснокамскую детвору здешняя фабрика игрушек.
Теперь краснокамцы в основном радуются любой подвернувшейся халтуре или шабашке, поскольку нормальной работы в нынешнем Краснокамске крайне мало: бумажный комбинат переживает трудные времена, нефтяной завод давно закрыт… Словом, появилась полная свобода, в том числе и от приличных заработков. В виду избытка свободного времени горожане стали чаще заглядывать в винно-водочные лабазы, а то и в подворотни, где вовсю торгуют наркотическим дурманом под кодовым названием «крокодил». В связи с этим Краснокамск заслуженно вырвался в лидеры статистики региональной Службы по контролю за оборотом наркотиков.
По причине непростой ситуации Краснокамск перешел в режим строгой хозяйственной экономии. Сбережение электричества за счет неработающего уличного освещения, особенно во дворах в вечернее время. Замусоренные дворы свидетельствуют о крайне бережливом расходовании средств на ЖКХ. Вдрызг разбитые дороги ремонтируются с учетом местных особенностей: летом ямы на них маскируют под лужи, а зимой утрамбовывают снегом. К тому же состояние краснокамских дорог регулирует скорость автомобильного движения и исключает возможность спровоцировать автоинспекторов на получение взяток. Кстати, о взятках. Коррупция в местных органах власти также носит характер строжайшей экономии. В марте 2012 г. глава Краснокамского района Д. Маркелов был осужден за скромную взятку на сумму всего каких-то 400 тыс. рублей.
Правда, общую картину современного Краснокамска несколько портит экологическая обстановка. Видимо, по причине все той же экономии коптящие химические производства воздерживаются от ремонта безнадежно устаревших очистных сооружений, совершая бесконтрольные выбросы, порой превышающие допустимые нормы в десятки раз. Понятно, что здоровья краснокамцам это не добавляет. Как не способствует оздоровлению населения и регулярно полыхающий местный полигон целлюлозно-бумажных отходов. Впрочем, тлеющие отходы, похоже, не тушат также по соображениям рачительности, ведь вода в Краснокамске буквально на вес золота.
В новейшие времена в Краснокамске произошло настоящее экологическое светопреставление. Зимой из кранов хлынула вода с едким запахом. Хлебнули краснокамцы водицы: ба! почти чистый ацетон! Водопровод, в котором концентрация нефтепродуктов превысила норму в 18 раз, сразу заблокировали. Город, включая детские и медицинские учреждения, несколько дней жил в «сухом» режиме. Возле единственной цистерны с водой выстраивались многочасовые очереди, притом что в одни руки давали не более 10 литров драгоценной жидкости.
Словом, уповают теперь краснокамцы только на помощь Путина. Точнее, на его имя, которым группа инициаторов предложила наречь город, терпящий недостаток сносного питья. Теперь, как считают идеологи переименования, лозунг «Дайте Путину чистую воду!» активно заработает.
Однако насчет процветания родного города краснокамцы, похоже, погорячились. Прошли времена подобных удач. Именем Путина называли уже горный пик, санаторий на Камчатке, коровник в Свердловской области и даже целый колхоз на Алтае... И счастья там не привалило. Только пик остался стоять, как стоял.
Кстати, сама краснокамская практика подтверждает сомнительность полезного эффекта от именных заклинаний. В феврале 2012 г. после визита в Пермский край российского президента в Краснокамске начали строить каток, который сразу окрестили «Ледяной дворец Путина». Работа по обустройству объекта, осененного громким именем, закипела с небывалым проворством. Правда, потом выяснилось, что «дворец» был лихо отстроен с вопиющими нарушениями, а при его сдаче вскрылись миллионные махинации.
Даже в администрации российского президента в ответ на предложение краснокамцев переименовать их родной город в «Путин» заявили, что эта инициатива не поможет городу стать процветающим. В интервью пермскому сайту «В курсе» пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков заметил, что для улучшения качества жизни в Краснокамске нужны другие, гораздо более действенные меры.
Какие именно меры имелись в виду, не сообщается. Может быть, надо было затеять в Краснокамске что-нибудь этакое, феерическое: футбольный чемпионат мира, борцовский турнир или экстремальный автопробег по бездорожью – благо местные условия позволяют. И присвоить этим затеям президентское имя. Тогда, возможно, и дело заладилось бы. А так одна маета.
Однако краснокамские энтузиасты не отчаиваются. Есть у них задор, есть гордый резон откреститься от старого наименования города. Ну, что такое название «Краснокамск»? Цвет камня, образ кирпича. Другое дело город с президентским именем! Любого горожанина гордость разберет. Спросят его: где живешь? И он ответит: в Путине! Звучит круто, хотя, говорят, лучше не будет.
Денис МИРОНОВ-ТВЕРСКОЙ
Денис МИРОНОВ-ТВЕРСКОЙ