Андрей Фомичёв
Еще в разгар приватизации 1990-х горе-реформаторы обнадеживали россиян, уверяя их, будто частный собственник и «эффективный менеджер» всегда сможет распорядиться предприятием лучше, чем государство. По прошествии лет эти заклинания, как заунывную мантру, повторяют и нынешние теоретики либерального толка. Но вот беда-незадача – в современной России этой теоретической болтовне противоречит сама практика.
Еще летом 2013 г. в С.-Петербурге было возбуждено уголовное дело на одном из крупнейших судостроительных предприятий – Балтийском заводе. Тогда следствие обнаружило в действиях руководства предприятия следы мошенничества в особо крупном размере. Наконец, спустя полтора года, 17 марта 2015 г. прокуратура Центрального района
С.-Петербурга утвердила обвинительное заключение по статье «Преднамеренное банкротство» в отношении Андрея Фомичёва, теперь уже бывшего генерального директора ОАО «Балтийский завод».
Балтийский завод – одно из старейших судостроительных верфей России. За 150-летнюю историю предприятия было построено более 500 военных кораблей, подводных лодок и гражданских судов. Из них многие являются первенцами, родоначальниками целых направлений в отечественном судостроении.
Даже в трудные послесоветские годы Балтийский завод сумел устоять под ураганными ветрами безудержно-оголтелого реформаторства и не растерять свой конструкторский, производственный и экономический потенциал. Это позволило предприятию сохранить за собой прочные позиции на рынке крупного кораблестроения.
Вот только с управленцами Балтийскому заводу в новейшее время не очень везет. С тех пор как завод прошел через горнило акционирования, на самых верхах его управленческой иерархии не прекращаются всякого рода ротации, реструктуризации, и прочие комбинации кадрового состава начальства. Одним из последних руководителей на верфи стал в 2008 г. Андрей Фомичёв, до этого работавший на должности замдиректора судостроительного завода «Янтарь» в Калининграде. При этом новый директор завода пытался буквально усидеть на двух стульях, сохраняя за собой еще и пост главы завода «Северная верфь». Оба возглавляемые Фомичёвым предприятия входили в Объединенную судостроительную корпорацию.
Едва приступив к своим обязанностям, новый гендиректор Балтийского завода начал самочинно ворочать средствами вверенного ему предприятия. С 2008 г. по 2011 г. Фомичёв получил на расчетный счет завода 2 млрд руб. Большую часть из них, около 1,6 млрд, он постепенно перевел на депозит в коммерческое кредитное учреждение с громким названием – Международный промышленный банк.
Правда, как вскоре выяснилось, у Межпромбанка ничего кроме солидной вывески по существу и не было. В 2010 г. в деловых СМИ появилась информация о серьезных финансовых проблемах этого учреждения. А в январе 2011 г. стало известно о возбуждении уголовного дела по факту преднамеренного банкротства Межпромбанка и вскоре его закрытии. При этом следственные органы сообщили, что сотрудники банка уничтожили всю банковскую базу данных, поскольку причина провала их деятельности связана с выдачей ими сомнительных кредитов аффилированным с банком структурам.
Между тем всё это время тогдашний глава Балтийского завода Андрей Фомичёв не только не отозвал средства из явно терпящего крах банка, но вместо этого заключил с ним несколько кредитных договоров под более высокую процентную ставку. Эти по меньшей мере странные действия привели к полной утрате возможности возврата денежных средств завода после отзыва у Межпромбанка лицензии.
Из-за исчезновения Межпромбанка осенью 2011 г. Балтийский завод, оставшись практически без всех средств, сам стоял на пороге банкротства и развала. Долги росли как снежный ком и скоро превысили 10 млрд руб., что равнялось сумме пяти годовых оборотов предприятия! Значительная часть этой задолженности приходилась на долю поставщиков и подрядчиков завода. Не меньше претензий было к заводу у акционеров, в частности у крупного держателя акций – Центробанка. В свою очередь город также настаивал на обязательных отчислениях в бюджетную казну.
Начались бесконечные суды. Зарплата на заводе выплачивалась как попало и не в полном объеме. Часть рабочих уволилась, другие стали грозить незадачливому начальству бессрочной забастовкой.
Как обычно, дело дошло до «ручного управления» сверху. В самый разгар скандальных разбирательств на Балтийский завод срочно прибыл Владимир Путин, исполнявший тогда обязанности премьер-министра, с целой делегацией высшего чиновничества. Заводчанам пообещали спасение. Их заверили, что Центробанк не будет банкротить верфь и передаст акции предприятия Объединенной судостроительной корпорации, что позволит заводу рассчитаться с долгами по зарплате и избежать рабочих волнений. Коллектив завода уговорили перейти в новую, не обремененную долгами юридическую структуру – «Балтийский завод–судостроение». А прежнее юридическое лицо, тот самый легендарный «Балтийский завод», оставили разгребать долги и выходить из тяжелого финансового положения самостоятельно.
С тех пор времени утекло немало, как и воды в Неве, на берегах которой стоят корпуса Балтийского завода, полтора века отслужившего оборонной промышленности страны. Сегодня материалы следствия дают основания считать, что бывший директор верфи Андрей Фомичёв намеренно нанес ущерб судостроительному предприятию на сумму в 5,5 млрд руб. (это оборот завода за 2 года!). Теперь уголовное дело направлено в Смольнинский районный суд С.-Петербурга для рассмотрения по существу.
Остается надеяться, что судебные органы тщательно рассмотрят этот инцидент и определят степень виновности подсудимого Андрея Фомичёва. Однако, если попытаться сделать более широкие обобщения, то становится очевидно, что дело не только в экс-главе Балтийского завода. Вслед за Балтийским заводом было заведено уголовное дело в отношении руководства петербургской «Северной верфи», а ее очередного директора задержали по обвинению в хищении миллионов. И на других судостроительных предприятиях Северной столицы далеко не всё без проблем. В совокупности эти казалось бы частные случаи свидетельствуют о глубоком системном изъяне самих организационных оснований, на которых последние годы вынужденно дрейфует судостроительная промышленность современной России.
Денис МИРОНОВ-ТВЕРСКОЙ
Санкт-Петербург
Денис МИРОНОВ-ТВЕРСКОЙ