Испания и Германия в трауре по жертвам авиакатастрофы, которая произошла в минувший вторник. Во Французских Альпах разбился «Аэробус-320», следовавший из Барселоны в Дюссельдорф. Все находившиеся на его борту 150 человек (144 пассажира и шестеро членов экипажа) погибли. Большинство пассажиров – граждане Германии и Испании, среди жертв также граждане Казахстана, Турции, Аргентины, Мексики, Колумбии, США, Марокко и других стран.
Разбившийся лайнер принадлежал бюджетной компании Germanwings (подразделение Lufthanza). По неустановленным пока причинам он начал резкое снижение, которое продолжалось около восьми минут. Причем речь идет именно о снижении, а не о падении. Однако пилоты не подали сигналов бедствия. Самолет разбился в труднодоступной горной местности, французские спасатели смогли добраться к месту крушения только через четыре часа. Обломки аэробуса, длина самых крупных из которых всего около метра, рассеяны на большой площади. Специалисты полагают, это исключает взрыв на борту во время полета.
Эксперт в области авиации Ники Лауда предположил, что оба пилота А320 по какой-то причине потеряли возможность управлять судном: «Восемь минут в такой ситуации – это очень много. Меня удивляет, почему ни один из летчиков не связался со службой воздушного контроля».
Впрочем, расследование только началось. И, как сообщил руководящий им прокурор Марселя Брис Робен, следствие рассматривает разные версии происшествия. Кроме, пожалуй, метеоусловий. Погода в районе катастрофы была ясная и практически безветренная. Таким образом, речь идет о возможных технических неполадках, ошибке пилотов или чьих-то преднамеренных действиях, приведших к крушению.
Комментировать заявления руководства Lufthanza, что катастрофа, мол, произошла из-за «несчастного случая», а все остальные предположения – спекуляции, прокурор Робен отказался. Не вполне ясно, что в Lufthanza, которая, по словам главы компании Карстена Шпора, пережила самый черный день в своей истории, подразумевают под «несчастным случаем». Карстен Шпор настаивает, что разбившийся А320, эксплуатировавшийся с 1991 года, находился в превосходном состоянии, пилоты были опытные и хорошо подготовленные – каждый налетал более шести тысяч часов на лайнерах такого типа. Он также уверен, что крушение никак не связано с неполадкой, выявленной накануне полета: мол, обнаружили неисправность механизма в створке шасси, которую устранили в рабочем порядке.
Между тем немецкое издание Spiegel утверждает, что 23 марта самолет простоял весь день из-за возникших технических проблем. Уже после крушения Lufthanza была вынуждена отменить три десятка рейсов: пилоты отказались обслуживать аэробусы.
В момент катастрофы король Испании Филипп VI и его супруга находились с визитом в Париже и беседовали с Франсуа Олландом. Практически сразу все они выступили на экстренной пресс-конференции. «Мы обязательно расследуем все обстоятельства, приведшие к катастрофе. Безусловно, мы окажем всю необходимую помощь соответствующим службам Германии и Испании. Также мы окажем помощь и поддержку всем семьям погибших. На всех нас обрушилась скорбь, ведь эта трагедия случилась на нашей земле», – заявил президент Франции Олланд.
В среду, во второй половине дня, ожидался приезд на место крушения, в горы Прованса, германского канцлера Ангелы Меркель. Министры иностранных дел и транспорта Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и Александер Добриндт туда уже прибыли.
А пока предстоит самая тяжелая и страшная процедура – поиск и опознание погибших. Среди жертв – 16 немецких школьников из городка Хальтерн-ам-Зее, которые вместе со своими учителями возвращались с экскурсии в Барселону. Погибли испанские бизнесмены, направлявшиеся на выставку пищевой промышленности в Кёльн. Немецкая Опера в Дюссельдорфе скорбит о басе-баритоне Олеге Брыжаке, ставшем одной из жертв крушения рейса U49525. Как сообщает оперный театр Барселоны «Лисео», погибла и оперная певица Мария Раднер. Несколько дней назад Раднер и Брыжак выступали на сцене этого театра с партиями в опере Вагнера «Зигфрид». На борту Мария Раднер была вместе со своим супругом и ребенком. На здании барселонской оперы приспущены флаги...
В установлении причин катастрофы должны помочь «черные ящики». Один из них уже обнаружен. Он поврежден, но эксперты надеются, что информацию удастся расшифровать.
Павел СВИРИДОВ
Павел СВИРИДОВ