Операция в Йемене – только первый пункт масштабной стратегии по зачистке Ближнего Востока от неугодных США, Израилю и арабским монархиям сил. Следующим на очереди может стоять Ливан, против которого развернута мощная информационная кампания и который подвергается все более ощутимым ударам исламистских группировок.
Залпы информационных пушек
Современная война – не столько война на суше, в море или воздухе, сколько в информационном пространстве. Бомбардировки, как правило, являются лишь заключительным аккордом долгой и изощренной работы по навязыванию миру образа очередного злодея. Это во-первых. А во-вторых, информационная война призвана сколотить пятую колонну внутри страны. Если эти цели достигнуты, но переворота по какой-то причине (устойчивость правительства, слабость оппозиции и т.д.) не происходит, в ход идут откровенно насильственные методы. Начинается война в классическом смысле этого слова.
Эта схема широко применяется Вашингтоном и его союзниками – достаточно вспомнить агрессию против Ливии или попытки свергнуть законное правительство Сирии. Нынешняя операция в Йемене также имела в качестве прелюдии мощную информационную артподготовку. В каких только грехах не обвиняли повстанцев-хуситов, каких им зверств не приписывали! Когда тщетность подобных измышлений стала очевидна, в йеменском небе появились боевые самолеты.
Между тем по степени накала пропагандистской кампании можно почти безошибочно определить, кто станет следующей жертвой демократизаторов. Совершенно очевидно, что одно из первых мест в этом мартирологе занимает Ливан. Эта небольшая ближневосточная страна в последние месяцы находится под мощной информационной канонадой. Наибольший вклад в нее вносят средства массовой пропаганды Израиля. Его жителей уверяют, что боевые действия – их уже открыто называют третьей ливанской войной – неизбежны. «Мы исходим из того, что широкомасштабная конфронтация возможна в любой момент», – заявил в интервью популярному местному информагентству Walla Мони Кац – командующий 91-й дивизии, дислоцированной на ливанской границе.
Это интервью, перепечатанное большинством других израильских СМИ, является ярким примером той истерии, которая нагнетается вокруг Ливана и в особенности против движения «Хезболла». Последнюю объявляют колоссальной военной силой, «в десятки раз более мощной», чем ХАМАС. В ее распоряжении – «самые современные арсеналы» и тысячи ракет, «которые могут достичь любой точки на территории Израиля». В их числе газета «Маарив» называет противокорабельные ракеты «Яхонт» российского производства, которые якобы имеются у «Хезболлы» в большом количестве. Одна из публикаций, кстати, так и называется: «Когда ракеты полетят в башни Тель-Авива». При этом авторы словно желают добиться максимальной степени паники у читателя. Знаменитая система противоракетной обороны «Железный купол», уверяют они, не спасет жителей, поскольку прикрывает только крупные военные и социальные объекты.
С другой стороны, израильского обывателя убеждают в том, что враг получит достойный отпор. «Нас ничто не сможет остановить, – уверяет уже упомянутый Мони Кац. – Нет ни одной деревни, ни одного укрепленного района в Ливане, которые будут в состоянии остановить этот каток… Международное право позволяет мне атаковать военные цели. Если я могу доказать, что определенный объект инфраструктуры является одновременно военной позицией, у меня есть мандат атаковать. Таким образом, Ливан будет уничтожен».
Не менее изощренной является антиливанская кампания в западных СМИ. «Хезболлу» обвиняют ни много ни мало в… создании тайных баз в Латинской Америке и связях с мексиканскими наркокартелями. Для чего, спросите вы? Для покушения на посла Саудовской Аравии в США! Взращенный на голливудских фильмах западный обыватель охотно верит подобным байкам. Для пущей убедительности американское правосудие устроило громкий процесс по делу сына президента Суринама Дезире Баутерсе. Несчастного приговорили к 16 годам заключения якобы за связи с ливанским движением. К слову, произошло это вскоре после того, как власти Суринама выразили готовность присоединиться к Боливарианскому союзу (ALBA), объединяющему независимые режимы Латинской Америки – Кубу, Венесуэлу, Боливию и др.
«Иранский проект»
Но почему именно ливанская «Хезболла» оказалась в эпицентре глобальной информационной войны? Если верить израильским и западным СМИ, в этом повинна «террористическая активность» движения. Обвинение более чем странное. «Хезболла» и раньше не делала ставку на терроризм, если и воюя, то не с мирными жителями, а с военными. В последние же годы ее активность на ливанско-израильской границе заметно снизилась, а руководство «Хезболлы» заявляет, что не собирается нападать на Израиль. В недавнем интервью сирийскому государственному телеканалу «Аль-Ихбария» шейх Хасан Насралла опроверг агрессивные намерения возглавляемого им движения: «Мы неспособны на это. Мы, что, должны врать нашим людям и самим себе, говорить, что мы можем начать войну против Израиля, стереть его с лица земли, освободить Палестину?.. Мы – движение сопротивления, защитное по самой своей природе».
Более того, именно «Хезболла» является на сегодняшний день одним из наиболее стойких оплотов в борьбе с экстремистами из «Исламского государства» и других радикальных группировок. Отряды движения сражаются бок о бок с сирийскими правительственными силами. В 2013 г. «Хезболла» сыграла решающую роль в освобождении городов Аль-Кусейр и Хомс, что знаменовало перелом в пользу Дамаска. По некоторым данным, бойцы «Хезболлы» сражаются с «ИГ» и в Ираке.
Однако, как бы парадоксально это ни звучало, именно эти факторы и являются главной причиной атак на «Хезболлу» и, в целом, Ливан. Как, впрочем, и на движение хуситов, являющихся единственным реальным противовесом влиянию исламистов в Йемене.
Сейчас уже совершенно очевидно, что в стратегические планы США, Израиля и монархий Персидского залива входит противодействие растущему влиянию Ирана на Ближнем Востоке. Подноготная этого противостояния базируется не столько на политической или экономической, сколько на идеологической основе. Иран – это реальная альтернатива для огромного мусульманского мира и, в какой-то степени, для всего человечества. Сохраняя традиции, не разлагая общество рыночными «ценностями» и опираясь именно на коллективистские установки, Исламская Республика добилась внушительных (а учитывая более чем тридцатилетний режим блокады – просто невероятных) успехов в науке, образовании, промышленности и сельском хозяйстве. А это серьезный вызов всему капиталистическому миропорядку, пожалуй, сравнимый лишь с вызовом социализма и советского государства.
Альтернативный проект, предлагаемый Ираном, находит все большую поддержку в исламском мире. В программном документе «Хезболлы» – «Политическом манифесте» – предельно ясно обозначены цели движения. Это в первую очередь борьба с американским гегемонизмом и капиталистической моделью. Аналогичные принципы лежат в основе движения хуситов.
Теперь понятно, почему Запад и его союзники делают все возможное, чтобы не допустить распространения этого, условно говоря, «иранского проекта». В качестве главного барьера сделана ставка на искусственное провоцирование вражды между шиитами и суннитами. С этой целью растравливаются старые, давно зарубцевавшиеся раны, из дьявольской реторты создан уродливый гомункул в лице «Аль-Каиды», «Исламского государства» и группировок поменьше. Всюду, где «иранский проект» пытается пустить корни, появляется этот гомункул и стоящие за его спиной Вашингтон, Тель-Авив и Эр-Рияд. Сирия, Ирак, Йемен уже испытали на себе удары этого монстра. На очереди – Ливан.
Новая жертва
Это небольшое государство, лежащее на берегу Средиземного моря, казалось, станет легкой мишенью. Все дело в уникальной этноконфессиональной структуре Ливана, население которого состоит примерно поровну из шиитов, суннитов и христиан (православных и католиков). В 1970–80-е гг. страна пережила кровавую гражданскую войну. Залечить ее раны удалось во многом благодаря мудрой политике шиитских движений – «Амаль» и «Хезболла». Если вернуться к уже цитированному «Политическому манифесту» «Хезболлы», то выяснится, что своими приоритетами движение ставит национальное единство, защиту прав и свобод всех граждан, вне зависимости от национальности и вероисповедания, а также, что немаловажно, максимальную доступность образования, медицины и жилья. Это подтверждается делами. По сути, «Хезболла» создала в Ливане мощный социальный сектор с бесплатными или, по крайней мере, недорогими услугами. Именно это движение взяло на себя реконструкцию городов и сел, пострадавших от разрушительных налетов израильской авиации 2006 года. Причем этими благами пользуются далеко не только шииты. Политика религиозной терпимости «Хезболлы» превратила ее в некий стержень, который поддерживает мир в Ливане и вокруг которого сегодня группируется большинство общин – маронитские, армянские, друзские и т.д.
Авторитет движения не всем по нраву. В 2005 г. в Ливане была инспирирована так называемая «Революция кедров», направленная прежде всего против влияния Сирии и «Хезболлы». Во главе переворота стояла суннитская партия «Аль-Мустакбаль», активно поддерживаемая Западом и Саудовской Аравией. На какое-то время она стала ведущей политической силой. Однако после начала гражданской войны в Сирии, в которой «Аль-Мустакбаль» безоговорочно поддержала оппозицию, от нее откололись многие прежние союзники. На сегодняшний день большинство мест в ливанском парламенте принадлежит коалиции с участием «Хезболлы». Но деятельность государственного аппарата фактически парализована. Связано это с неудачными попытками (коих насчитывается уже более двадцати!) избрать президента. Прозападный альянс выдвинул на этот пост Самира Джаджа, известного своими выпадами в адрес Башара Асада и «Хезболлы». Кандидатура блокируются парламентским большинством. Но и последнее не имеет достаточно голосов для избрания приемлемого кандидата.
В связи с этим Бейрут испытывает сильное давление. Еще в позапрошлом году Саудовская Аравия заявила о выделении Ливану 3 млрд долл. для нужд обороны. Сумму, вдвое превышающую годовой армейский бюджет страны, уже тогда называли откровенным подкупом колеблющихся политиков. Это стало совершенно очевидно недавно, когда Саудовская Аравия и Франция (у которой Ливан и должен покупать оружие на саудовские деньги) отказались выделять помощь до избрания президента.
Но дипломатическим нажимом дело не ограничивается. Ливан испытывает все большее давление со стороны исламистских группировок. Боевики из соседней Сирии пытаются закрепиться на ливанской территории. Правда, пока без особых успехов. Захват ими в августе прошлого года города Эрсаль оказался временной удачей. Но попытки атаковать Ливан не прекращаются. Что характерно, их предпринимают в тесном союзе боевики «Исламского государства», «Свободной сирийской армии» и «Джебхат ан-Нусры». И это притом, что Запад пытается уверить мир в существовании некой «умеренной» сирийской оппозиции, якобы борющейся с исламистами. Противостоит же нападениям не только ливанская армия (надо признать, не слишком мощная), но и отряды «Хезболлы» в тесном контакте с сирийскими правительственными силами.
Неспокойно не только на границе. Радикальные группировки пытаются установить контроль над суннитскими районами Ливана (города Триполи и Сайда, провинция Аккар) и даже объявили о планах создать на севере страны исламский эмират. Главными объектами нападений экстремистов становятся христиане и шииты. Между тем имеются доказательства тесного сотрудничества исламистов с партией «Аль-Мустакбаль». Лидер последней Саад Харири, недавно вернувшийся после трехлетнего пребывания в Саудовской Аравии, не скрывает своих симпатий к антиасадовским силам и обвиняет «Хезболлу» в защите интересов Ирана.
Этот тайный союз экстремистов и внешне презентабельных ливанских политиков дополняется мощной внешней поддержкой. Во-первых, информационной (те же израильские СМИ, например, именуют бойцов «Хезболлы» не иначе как «террористами», а противостоящих им головорезов «ИГ»… повстанцами!). Во-вторых, военной. В начале года израильские ВВС разбомбили колонну «Хезболлы» в Сирии, убив несколько человек, включая одного из командиров движения Джихада Мугнию. И это далеко не первый случай.
Судя по всему, «Хезболлу» провоцируют на ответное применение силы, чтобы получить предлог для начала боевых действий – третьей ливанской войны. И в этой войне израильская армия будет, очевидно, действовать бок о бок с исламистами. Как заявил депутат ливанского парламента Абдель-Маджид Салех, координация действий между ними существует давно, доказательство чего – случаи переброски боевиков к ливанской границе с помощью израильской авиации.
Для того чтобы уничтожить самостоятельные силы, отказывающиеся идти к ним на поклон, хозяева мира готовы принести в жертву Ливан с его уникальным, многокрасочным обществом. Да что Ливан! Ради сохранения своего глобального господства Капитал готов сжечь весь мир…
Сергей КОЖЕМЯКИН
Бишкек
Сергей КОЖЕМЯКИН