На встрече с хакасскими погорельцами президент Путин убеждал: «Не беспокойтесь о начальстве… С ним будет все нормально». Этот вывод полностью подтвердился во время отчета правительства в Госдуме. Министры во главе с премьером практически расписались в бессилии и бездеятельности в период очередного кризиса. Но без всяких последствий.
Наоборот, чиновников ожидало теплое гостеприимство после успешного рапорта «о проделанной работе». В том, что он будет таковым, инициаторы не сомневались. На прямой линии В. Путин дал понять, что правительство Д. Медведева его устраивает и он не собирается отправлять его в отставку. Госдума уловила посыл и настроилась на сдержанность.
Кабмин десантировался в Госдуму ровно в полдень. Охрана оттеснила журналистов подальше от министров, и они один за другим прошествовали в зал заседаний – Улюкаев, Силуанов, Голодец, Ливанов, Мединский… Потом появились Д. Медведев со спикером С. Нарышкиным. Когда они вошли в зал заседаний, кто-то из единороссов зааплодировал. Но жидкие хлопки повисли в воздухе, не получив поддержки.
Медведев представил мажорный доклад. Прежде, конечно, нарисовал картину тяжелых условий, в которых трудится правительство. «Россия – под воздействием двух шоков: экстремального падения цен на нефть и беспрецедентного санкционного давления», «За весь ХХ век Россия… с таким набором вызовов не сталкивалась», живописал премьер, забыв, видно, что в минувшем веке страна пережила мировые войны, разруху, голод, но из всех катаклизмов Советская страна выходила победительницей и никогда не плелась в хвосте «развитых стран». Теперь РФ осталась далеко позади и не выходит из кризисов. Текущий кризис, если верить Медведеву, «самый страшный». Премьер сгущал краски, оправдывая тем самым провалы кабмина: в 2014 году рост ВВП всего 0,6%, а в январе–марте 2015-го ВВП уже снизился на 2%; резко обесценился рубль, виной тому – низкая цена на нефть; не идут инвестиции – потому что политизированно срезан инвестиционный рейтинг и начался масштабный отток капитала. Очередной кризис, по словам Медведева, пришел извне после возвращения Крыма в Россию. Теперь «нам придется развиваться в другой экономической реальности». Хотя Дума полагала, что правительство давно претворяет в жизнь громкие программы, о которых годами рассказывает народу. Выступление Медведева показало, что ничего не сделано. Импортозамещение не сдвинулось с места: «Для этого нужны и время и деньги, – пояснял премьер, – где их взять?»
Бездействие не смущает ни премьера, ни его министров. «Сценарий мог бы быть хуже», убеждал Медведев, а получилось «не все так плохо»: невысокая безработица, выплачиваются пенсии и зарплаты… хорошо себя чувствуют банки… в строительной отрасли – сплошные успехи, стабильность в социальной сфере, в атомной энергетике. Правительство «поддерживало регионы», но долги их растут быстрее, чем приходит помощь, и уже около 2 трлн рублей. Вот незадача…
Медведев благодарил думцев за поддержку правительства по сжатию расходов бюджета, причина одна – «падают доходы». В остальном, по оценке премьера, в РФ все нормально, стабильно, как должно быть…
Но «литавры» о воображаемых успехах не впечатлили даже единороссов. Они порывались аплодировать своему партийному лидеру, но чему было хлопать? Упомянул премьер про Гонконг, который Китай вернул себе. Запад тогда тоже давил на КНР. Но китайская экономика продолжала расти без спадов и кризисов. Медведев кивал на санкции и дешевеющую нефть, оправдываясь за падение рубля. Но его «поправили»: рубль обвалили нефтяные магнаты. Они проиграли на дешевой нефти и обвалили рубль, чтобы вернуть потерянный доход на понижении курса рубля. ЦБ подыгрывает нефтяным баронам. Медведев оставил уточнение без реакции. А на вопросы депутатов пришлось отвечать.
«Уважаемый Дмитрий Анатольевич, будучи президентом РФ, вы заявили, что к 2015 году газ появится во всех деревнях и даже пообещали дотянуть его до удаленных деревень Дальнего Востока. Срок наступил, а в Приморском крае газопровод дотянули только до «Центральной» ТЭЦ во Владивостоке. На Сахалине газифицировано менее четверти населенных пунктов. Аналогичная ситуация и в других регионах Дальневосточного округа, да и в целом по стране. Кто-нибудь ответил за невыполнение программы? И когда национальное достояние – Газпром – выполнит ваше обещание?»
От такого вопроса Медведев даже растерялся. На секунду. А потом, заявив, что «программа по газификации реализуется очень неплохо», открестился от своих слов: «…Никто никогда не говорил о том, что газ будет в каждой деревне, это просто экономически нецелесообразно». Однако память подвела чиновника. В интервью Первому каналу 21 июня 2009 года Д. Медведев, будучи президентом, сказал: «По газификации – отдельная очень серьезная программа. …Цель очень простая – во всех наших деревнях, которые развиваются, и во всех наших городах должен быть газ. Где-то это период до 15-го года. У нас есть очень удаленные места, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, которые расположены на расстоянии сотен километров. Но все равно газ нужно тянуть и туда».
И где же газ, спрашивают дальневосточники, 2015-й уже наступил! Медведев не смог объяснить, кто сорвал газификацию, и взялся критиковать советское время, тогда «РФ была обделена газом». А нынешний Газпром уже вложил в газификацию почти 250 млрд рублей из своих доходов, хотя это акционерное общество». Газификацию продолжим, снова пообещал Медведев, но сроков не назвал, чтобы в следующий раз не подловили…
Объясняться пришлось и по вопросу о 41 млн гектаров запущенных и утраченных сельхозугодий. Вместо ответа по существу Медведев снова начал критиковать советское время за то, что было мало коров и есть людям было нечего, а сейчас якобы бурно развивается молочное стадо. Услышали б его крестьяне…
Но вынужден был согласиться премьер, что в стране утрачен семенной фонд. И будет ли когда-нибудь восстановлен, неизвестно.
С детскими садами тоже вышел казус. Сказал, что детсадов становится все больше, а очереди в них все меньше – сокращаются. Но Счетная палата отмечает, что в связи с оптимизацией в ближайшие два года детсадов станет меньше на 5,6%, а очередь застыла на цифре 2 млн детишек, ожидающих обещанные правительством места в дошкольные учреждения.
Чем больше расширялась дискуссия, тем меньше говорилось об импортозамещении. Медведев ни словом не обмолвился об авиапроме, хотя именно эта отрасль могла бы стать локомотивом в импортозамещении. Не вспомнил и об Украине, где разгорается очень большая война и американские наемники уже прибыли в Волноваху воевать с русским Донбассом.
Ни словом не обмолвился премьер о 70-летии Великой Победы. Г. Зюганов предложил правительству в честь юбилея вместо русофобских сериалов поставить правдивый фильм о Сталине и советской эпохе по сценарию кинорежиссера Владимира Бортко. Услышав эту фамилию, Медведев повернулся к Нарышкину и, видимо, выяснял, кто такой Бортко. Стоявший рядом микрофон был включен и «разнес» по залу вопрос, который всех поразил: неужели премьер не видел фильмов «Собачье сердце», «Афганский излом», «Тарас Бульба»?..
За несколько дней до правительственного отчета наша газета провела опрос читателей, как они оценивают деятельность правительства. 96,8% поставили Медведеву и его кабмину неуд. Хуже, как говорится, не бывает. Фракция КПРФ такого же мнения и готова стопроцентно проголосовать за отставку такого правительства. Но слишком прочен тандем. Слишком велико численное преимущество в Госдуме у «Единой России», слишком осторожны депутаты в ЛДПР и «Справедливой России». Хотя всем очевидно, что правительство зависло в пустых обещаниях, графиках, планах и пиар-кампаниях. На большее оно неспособно. Медведев предложил Госдуме плотнее взаимодействовать. Депутаты деликатно отмолчались. И вправду, «у начальства все хорошо…»
Галина ПЛАТОВА
Оксана ДМИТРИЕВА:
– В целом ощущение, что Медведев радуется тому, что ситуация оказалась лучше того апокалиптического сценария... Медведев излагал антикризисную программу, которая кризис преодолеть не может. Это программа «пережидания». Мол, может, изменится международная обстановка, может, вырастут цены на нефть. Но никаких реальных механизмов для стимулирования экономического роста нет. Фактически премьер сказал, что мы будем продолжать идти старым курсом.
Кризис мы переживем, но из стагнации не выйдем. У нас будет нулевой рост. Он и так был нулевой в 2013 году, в 2014 за счет девальвации он был менее одного процента, в 2015-м ожидается спад. И если не создано никаких предпосылок для роста, то ожидать его сложно. Единственная надежда – на рост цен на нефть. Но это означает, что страна попадет в еще большую зависимость от сырьевой отрасли. С 2018 года появляется вероятность нового мирового кризиса. И в него мы войдем с недиверсифицированной экономикой. Мы не восстановились после кризиса 2008-2009 годов, вошли в локальный кризис 2015-го. Естественно, к следующему глобальному кризису экономика не восстановится.
Правительство торопится отчитаться до обеда. А строителям космодрома впору начинать голодовку.
Под контролем... но без зарплаты
Не прошло и недели, как вся страна наблюдала за разговором Путина с рабочими космодрома Восточный, которые вот уже несколько месяцев не получают заработную плату. Строительство стратегически важного объекта, начатое по инициативе главы государства, как выяснилось, сопровождается огромными нарушениями и злоупотреблениями – и фактически находится под угрозой. Дело дошло до того, что рабочие написали свой призыв к президенту о помощи на крышах недостроенных зданий. И вот показалось, что их услышали. Владимир Путин лично вмешался в ситуацию и в «режиме ручного управления» обещал разобраться. «Мы с вами, Антон Иванович, возьмем это под двойной контроль: вы – на месте, а я – здесь, из Москвы», – сказал он представлявшему интересы своих товарищей строителю Антону Тюришеву.
Однако такой «президентский контроль» ничего не решил.
«В связи с невыплатой нам заработной платы за время с января по март 2015 года, нарушением наших прав, с учетом сложившегося тяжелого финансового положения у каждого работника, объявляем бессрочную голодовку с 22 апреля с 10.00», – говорится в заявлении строителей на имя Михаила Терентьева, и.о. гендиректора компании – подрядчика строительства фирмы «Стройиндустрия-С», которое распространил Интерфакс.
В настоящее время в голодовке участвует двадцать человек, которые намерены продолжать протест до полного погашения долгов по зарплате. Местом проведения акции стал офис компании-должника.
Общая задолженность по зарплате в настоящее время составляет 16,132 млн рублей. Своих денег ждут 311 человек.
Подписавшие заявление работники отмечают, что никакие обещания, данные ранее руководителями различных структур и надзорных органов, результатов не принесли. Заработанные деньги получили только те рабочие, кто уже выходил на голодовки, да и то не в полном объеме.
Само предприятие денежных средств на выплату зарплаты не имеет, так как заказчик – ФГУП «Дальспецстрой» при Спецстрое России» – отказывается подписывать договоры подряда по уже выполненным работам. А общий объем этих работ составляет 112 млн рублей.
Рабочие обратились и к федеральным властям с очередной просьбой о помощи: «Отношения, складывающиеся у нашего предприятия с заказчиками, не позволяют надеяться на то, что в ближайшее время вопрос по оплате будет решен, несмотря на то, что о нашей проблеме знают на всех уровнях: правительство РФ, Рострудинспекция, СКР, прокуратура и прочие».
В письме также отмечается, что работники питаются по талонам, которые им выделила в долг одна из стройфирм, в общежитии проживают в долг, то есть на птичьих правах, а выехать после окончания вахты не могут из-за отсутствия средств. В отчаянном положении находятся и их семьи.
Тем временем в пресс-службе генподрядчика строительства космодрома, «Дальспецстроя», отрицают свою причастность к кризисной ситуации. Мол, договоров непосредственно с ООО «Стройиндустрия-С» они не имеют, все прямые договоренности исполняют, так что ничего не должны субподрядчикам.
В строительстве космодрома Восточный занято более семи тысяч работников, здесь широко используется схема субподрядов. Задержка выплат есть у многих субподрядных организаций, так что серия голодовок, судя по всему, будет продолжаться. А ответственные за это до сих пор не найдены, несмотря на десятки миллиардов бюджетных средств, уже перечисленных на реализацию проекта.
Галина ПЛАТОВА