В качестве предварительной версии аварийного старта ракеты «Протон-М» с мексиканским спутником связи специалисты называют отказ рулевых двигателей третьей ступени. В субботу, 16 мая, на 498-й секунде полета произошло аварийное выключение двигателя третьей ступени. В результате третья ступень ракеты-носителя с разгонным блоком «Бриз-М» и мексиканским спутником связи упала в Забайкалье.
После субботней аварии намечавшийся на начало июня очередной старт ракеты-носителя «Протон-М» с британским спутником связи «Инмарсат-3-5Ф» переносится на неопределенный срок. Старты «Протонов» откладываются до окончания работы специальной комиссии. Как заявляется, расследование причин может занять от нескольких недель до нескольких месяцев. Но уже предварительное изучение возможных причин случившегося показывает, что разгерметизация баков третьей ступени могла произойти из-за нарушения технологий при их изготовлении.
Ранее, с апреля на август был перенесен еще один старт «Протона-М». При подготовке ракеты, которая должна была вывести на орбиту спутник связи «Экспресс-АМ8», в трубопроводах одной из ступеней была обнаружена металлическая пыль. Для устранения технической проблемы ракету пришлось вернуть на завод-изготовитель в Москву.
Пресс-служба страховой компании СОГАЗ сообщила, что ответственность во время запуска ракеты-носителя «Протон-М» была застрахована. Роскосмос обезопасил себя от ответственности за причинение вреда здоровью, жизни, имуществу третьих лиц и природе на сумму 300 млн долларов. (Этой суммой, видимо, измеряется и стоимость ракеты.)
Однако отвечать за космические провалы кто-то должен. Вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин заявил, что аварии при участии ракеты-носителя «Протон» являются следствием системного кризиса в космической отрасли, из которой Роскосмос еще не вышел. «Значит, советские и российские специалисты с выводами поторопились и причины аномального поведения воронежского двигателя так и не установили. Больше права на ошибку у них нет. Причину надо найти и внести необходимые конструктивные изменения», – убежден Рогозин. При этом он посоветовал согражданам «не гнобить спецов, а набраться терпения», а также пообещал провести необходимую реформу.
Но подобного рода обещания от высокопоставленных чиновников мы слышали неоднократно. Так, потеря трех навигационных спутников системы ГЛОНАСС и череда других крупных аварий привели к серьезным чисткам в ракетно-космической отрасли. Были наказаны ряд должностных лиц предприятия-изготовителя ракеты – Космического центра имени Хруничева, в частности, освобождены от занимаемых должностей заместитель генерального директора по качеству Космического центра имени Хруничева Александр Кобзарь, начальник цеха окончательной сборки Валерий Греков, начальник отдела технического контроля Михаил Лебедев. Своего поста лишился гендиректор космического центра Александр Селиверстов.
Изменения произошли и в самом Роскосмосе. Вместо руководителя агентства Владимира Поповкина был назначен бывший заместитель министра обороны и командующий Войсками воздушно-космической обороны генерал-полковник Олег Остапенко.
Кроме того, было принято решение о глубокой реорганизации ракетно-космической отрасли путем создания Объединенной ракетно-космической корпорации, в состав которой вошли все ведущие предприятия отрасли. В связи с этим на переходный период руководителем Роскосмоса был назначен глава Объединенной ракетно-космической корпорации Игорь Комаров.
Но череда серьезнейших аварий продолжается.
Только за последние дни падение «Протона» – уже третья нештатная ситуация, с которой придется разбираться Роскосмосу. На 16 мая также была запланирована коррекция орбиты Международной космической станции, однако она не была проведена. По предварительным данным, бортовой компьютер российского сегмента МКС при выполнении задания по коррекции орбиты получил информацию о неготовности двигателей грузового корабля «Прогресс» и выдал команду на остановку операции. Со второй попытки коррекцию все же удалось провести.
Кроме того, неполадки произошли на борту запущенного 28 апреля российского транспортного космического корабля «Прогресс М-27». Он должен был доставить на МКС топливо, кислород, аппаратуру для научных экспериментов, посылки для космонавтов и астронавтов, а также продукты питания. Однако вскоре после запуска специалисты ЦУПа не смогли получить телеметрическую информацию с борта «Прогресса».
Аварии ракет-носителей «Протон»
5 декабря 2010 года ракета-носитель «Протон-М», которая должна была вывести на орбиту три спутника «Глонасс-М», отклонилась от курса на 8 градусов. В результате этого спутники вышли на незамкнутую орбиту и упали в несудоходном районе Тихого океана. Авария не позволила закончить формирование российской навигационной группировки ГЛОНАСС. Ущерб от потери спутников составил 2,5 млрд рублей, не считая стоимости РН «Протон-М».
18 августа 2011 года в результате аварии РБ «Бриз-М» был оставлен на неправильной орбите спутник связи «Экспресс АМ4» российского спутникового оператора ГПКС. «Экспресс АМ4» должен был стать самым мощным спутником связи в Европе. Стоимость создания и запуска спутника предположительно составила около 10 млрд рублей.
6 августа 2012 года в результате аварии РБ «Бриз-М» были оставлены на неправильных орбитах спутник связи «Экспресс МД2» российского спутникового оператора ГПКС, а также индонезийский спутник связи «Телеком» российского производства. Из-за слишком низкой орбиты спутники были признаны потерянными. Ущерб от аварии оценивается в 5–6 млрд.
8 декабря 2012 года – авария с РБ «Бриз-М». В ходе выведения КА «Ямал-402» российского оператора «Газпром космические системы» процедура отстыковки от разгонного блока «Бриз-М» произошла на 4 минуты раньше расчетного времени.
2 июля 2013 года после старта РН «Протон-М» с разгонным блоком ДМ-03 произошли авария и падение РКН на 32-й секунде полета на территории космодрома приблизительно в 2,5 км от стартового комплекса. Ущерб от аварии оценивается в 4,4 млрд рублей. Комиссия пришла к выводу, что причиной аварии РН «Протон-М» стала неправильная установка датчиков угловых скоростей по каналу рыскания при сборке ракеты в ноябре 2011 года. Три датчика из шести были перевернуты на 180 градусов, что привело к получению системой управления ракеты некорректных данных о ее ориентации.
16 мая 2014 года Спутник «Экспресс АМ4Р» не вышел на целевую орбиту из-за аварии на этапе работы третьей ступени ракеты-носителя «Протон-М».
Аварии 2013–2014 годов привели к негативным последствиям не только для космической и телекоммуникационной, но и для страховой отрасли – тарифы на перестрахование рисков при запусках «Протон-М» превысили аналогичные для ракет-носителей «Ариан».
Медведев решил привлечь виновников аварии «Протона»к материальной ответственности
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что виновные в аварии ракеты-носителя «Протон-М», в том числе из-за конструктивных дефектов узлов, должны понести не только административную, но и материальную ответственность.
«Что касается последствий, то они, очевидно, должны в конечном счете воплотиться в определенные решения, как административные, касающиеся тех, кто отвечает за эту программу, так и имущественные», – заявил Медведев на совещании с вице-премьерами в понедельник.
«Помимо персональной ответственности, все, кто находится в этой цепочке, должны понимать, что... они должны отвечать рублем. Это гораздо важнее, чем просто перемещение тех или иных конструкторов из одного предприятия в другое», – добавил премьер.
Рогозин предлагает отказаться от «Протона»
Вице-премьер Дмитрий Рогозин считает, что авария в минувшие выходные ракеты-носителя «Протон» говорит о необходимости скорейшего перехода России на использование новых ракет-носителей, в частности «Ангары».
«Конечно, нужно ускорить переход на современные ракеты-носители типа «Ангара», постепенно отказываясь от «Протонов», – сказал Рогозин на совещании главы правительства с вице-премьерами.
Он также подчеркнул: «В целом вывод наш связан с тем, что необходимо переходить на исключительно цифровое проектирование и моделирование подобных ситуаций, то есть использовать тот опыт, который уже накоплен в других отраслях, в частности, в авиапроме».