Со смотровой площадки совхоза «Звениговский» высотой с четырехэтажный дом многочисленные гости обозревают поразительную картину самого быстро развивающегося агропромышленного предприятия в стране. Во весь простор до горизонта у села Шелангер – добротные огромные строения. 88 корпусов свиноводческого комплекса. Комбикормовый завод. Мясокомбинат и другие производственные здания. Они просто поражают взгляд, привыкший видеть среди заброшенных полей развалины сельскохозяйственных помещений по всей нынешней России.
Издалека бросаются в глаза огромные надписи красными буквами: «Спасем село – спасем Россию!», «Наша цель – социализм!»
Увиденное объясняет гостям председатель сельскохозяйственного производственного кооператива «Звениговский» Иван Иванович Казанков, он же первый секретарь Марийского республиканского отделения КПРФ. Хозяйство в обиходе все называют совхозом, потому что удобно и привычно, но это верно и по сути. Иван Иванович рассказывает:
– В июле будет сорок один год, как я работаю руководителем хозяйства. В советское время я много критиковал недостатки в нашей практической работе, но сама социалистическая система мне нравилась – лучше ничего не придумаешь. При советской власти я получил закалку, и когда при реформах мы попали в трудную ситуацию, мы знали уже, что делать, и сохранили всё самое лучшее. Видели и понимали: народ не был против советской власти, это верхушка всё сотворила.
Нас хотели соблазнить частной собственностью и разъединить – с каждым поодиночке ведь легче справиться. Я даже в советское время выступал против мелких колхозов. Призывал создавать крупные хозяйства с мощным производством, большие поселки – агрогородки. В них всё для отличной работы и содержательного быта – школа, дом культуры, больница и многое другое. Нам ни к чему было отказываться от этого и откатываться назад. Поэтому всем миром решили сохранить и дальше развивать совхоз как коллективное хозяйство на основе общественной собственности. По законам социализма.
По-прежнему главное для нас: «От каждого – по способностям, каждому по труду». И рабочему, и руководителю. При советской власти мне была установлена зарплата как руководителю – такое же соотношение в оплате директор–рабочий сохраняется и сегодня. Кстати, и живу я в трехкомнатной квартире на втором этаже пятиэтажного дома, которую выделила мне как директору советская власть. В нашем хозяйстве зарплата по-прежнему не является коммерческой тайной – черной оплаты не было и никогда не будет. Если иногда появляется вопрос, я всегда говорю работникам: «Вы видите и мою зарплату, и свою. Если рабочим увеличиваем на 10 процентов, то и мне на те же 10 процентов». Это помогает организовать народ намного лучше.
Помимо денег любой работник ежемесячно получает 5 килограммов мяса и 4 килограмма колбасы по рублю за килограмм. Мелочь? А удобно – не надо беспокоиться, не надо дома свинью выращивать.
Заинтересованность в общем успехе трудового коллектива становится осознанной жизненной позицией большинства. В этом – принципиальное отличие от работы на «хозяина», на дядю. У меня племянник – частный предприниматель, рассказывает: «Только отвернусь – работники сидят сложа руки». Между собой говорят, а чего будем горб ломать.
А я своим товарищам толкую: в нашем общем хозяйстве – где рубль потеряли, это мы его потеряли. Если миллион потеряли – все потеряли. Об общем достатке, о развитии хозяйства – наша общая забота. У каждого должно быть сознание хозяина. В этом суть передового общественного строя.
В классовом государстве общественные организации нацелены на борьбу в защиту классовых интересов трудящихся. У нас в трудовом коллективе общественные организации сохранили ведущую роль в созидательной деятельности на благо всех и каждого. Такую работу ведет первичная организация КПРФ. Она сегодня насчитывает 187 коммунистов, ее возглавляет Наталья Александровна Сунсина. Действуют рабочий комитет, профсоюзная организация, кстати, очень влиятельная. Наш трудовой коллектив уже превысил 2000. В партийный комитет, в рабочий комитет люди, как и прежде, идут с открытой душой излить наболевшее.
Мне как руководителю надлежит раз в год отчитываться перед всеми рабочими, а каждый месяц мы обсуждаем итоги работы по производственным подразделениям. Сохранилось у нас из прошлого и традиционное соревнование. Лучших поощряем и материально, и морально. Перед зданием конторы у нас по-прежнему Доска почета – у всех на виду портреты самых уважаемых, старательных, высококвалифицированных работников. В нашем хозяйстве теперь из трех районов работают и из города Йошкар-Олы. И в родные места людей долетает слава, что портреты лучших из них – на Доске почета в совхозе «Звениговский».
***
Пример совхоза «Звениговский» дает основание для закономерных выводов.
К концу горбачевской катастройки в 1990 году этот свиноводческий совхоз произвел 1800 тонн мяса в живом весе. За 2014 год здесь вырастили уже 37 тысяч тонн свинины.
Как достигнут такой рост?
Если многие предприятия в городе и на селе попали в лапы «эффективных собственников» и подверглись разграблению и развалу, то совхоз «Звениговский» выдержал атаки «рыночников» – сохранил все свое имущество, коллектив, систему хозяйствования, продолжал развивать и растениеводство, и животноводство. Именно скороспелое животноводство обеспечило прибыльность в условиях тогдашнего бешеного взвинчивания цен, когда требовалось ускорять оборот средств. И при этом совершенно сознательно не подставили хозяйство для ограбления паразитическому слою посредников и торговому бизнесу. Старались как можно больше свинины продавать непосредственно покупателю даже в достаточно отдаленных местах.
В то время как сельское хозяйство при колониальном капитализме в России подвергается грабежу на различных ступенях товарно-денежных отношений, – засилье магнатов переработки сырья с полей и ферм; беззащитное крестьянство вынуждено отдавать свой труд за бесценок, – коллектив совхоза с этим не смирился. Сумел увеличить свою долю прибыли в готовом продукте – продавать не сырое мясо, а готовый продукт. В 1995 году построили мясокомбинат – в среднем он теперь выпускает в день 100 тонн продукции, в праздничные дни – до 140 тонн разнообразных колбас и других мясных изделий.
В то время как по стране оказались заброшенными 42 миллиона гектаров посевных площадей, совхоз «Звениговский» ищет возможность расширения своих полей и угодий.
– За нашим совхозом было закреплено 3500 гектаров сельхозугодий, в том числе 2700 гектаров пашни, – рассказывает И.И. Казанков. – Почвы скудные, песчаные. Но при советской власти удобрения практически даром давали – мы до тонны на гектар вносили, 28 центнеров зерна с гектара получали. Сейчас удобрения намного дороже, чем зерно, и попросту стали недоступны. А нам позарез нужно расширить производство кормов. Я в руководстве республики просил предоставить нам серые лесные земли, но нам их не дали. Тогда взяли в аренду осиротевшие угодья в окрестностях совхоза, теперь здесь у нас более 4 тысяч гектаров пашни. Но нам всё мало.
Вынужден был обратиться к соседям – в Республику Татарстан. Предложили черноземы. Конечно, я согласился. Там у нас сейчас 25 тысяч гектаров земли. Но и этого не хватает. Если будет у нас 50 тысяч гектаров угодий, мы сможем в полную нагрузку использовать наш производственный потенциал. Готовы на всю Россию показать, как можно эффективно работать на селе.
За минувшую четверть века совхоз набрал большую силу. В 1990 году мы содержали на комплексе 16 тысяч свиней. Сегодня их у нас – 163 тысячи. С увеличением посевных площадей у нас будет 200 тысяч.
Еще в прошлом году совхоз ограничивался только свиноводством. На сегодня здесь уже больше 4 тысяч голов крупного рогатого скота. Делается всё, чтобы довести стадо до 25 тысяч голов. В основном это мясной скот. Его начали закупать весной прошлого года. Прежде всего в Оренбургской и Самарской областях приобрели казахскую белоголовую породу, а также в Калмыкии – калмыцкий скот. Животные неприхотливы, приспособлены и к местным кормам, и к суровому климату. Хорошо провели первую зимовку. За четыре месяца с начала года получили 362 теленка. Первые бычки поставлены на интенсивное выращивание и откорм.
Обзавелись и табунами лошадей. При минимальных затратах на производство конина выходит дешевле говядины. К тому же, она исстари включается в лучшие сорта колбас. И потому сегодня в табунах «Звениговского» уже примерно 3000 лошадей – это больше, чем сегодня уцелело во многих областях.
***
Специалисты совхоза создают комплекс на 600 коров. В начале лета он будет готов. Возникают трудности с его комплектованием. Скот можно закупить, но запрещено вывозить его из других регионов. А совхоз не может распыляться – скажутся трудности в организации и управлении. Но звениговцы надеются преодолеть эти сложности.
Вот это согревает душу и вдохновляет на возрождение родного гнезда. В убойных девяностых зачахло и село Сихтерме-Хузангаево в Алькеевском районе Татарстана. Его уроженец И.И. Казанков по договору с руководством республики взялся вытащить из беды наследный край своих предков. Полтора десятилетия назад создали здесь кооператив «Хузангаевский», доверили молодому агроному Евгению Михайловичу Чугунову, в котором увидели болеющего за людей вожака. Только за первые десять лет в налаживание и развитие хозяйства вложено 1,2 миллиарда рублей. Именно здесь 25 тысяч гектаров бывших пустырей вновь стали радовать рекордными урожаями, что и обеспечивает в одной упряжке кооператива с совхозом «Звениговский» совместный рост производства и благополучия трудящихся.
Мощное агропромышленное объединение под руководством И.И. Казанкова прибавляет всё новые производственные подразделения, но заранее исключает из них паразитических собственников. Скажем, пшеница с полей кооператива «Хузангаевский» отправляется не перекупщикам и не на чужую, а на свою мельницу, откуда мука поступает в свою же пекарню, и горячий хлеб идет на продажу населению. Крупорушка дает пшеничную и ячневую крупу, цельный и дробленый горох, перловку, пшено и гречку. В фирменные пакеты упаковывает своя механизированная линия. А рядом из цеха идут пакеты с макаронами. Из маслобойки – поток бутылей вкуснейшего нерафинированного подсолнечного масла холодного отжима. Стоимость, созданная трудом коллектива, ему же и достается полностью.
Все виды мясной и растительной продукции выпускаются по прежним стандартам, а это значит, высшего природного качества, без искусственных добавок. Отсюда – спрос покупателя и растущий товарооборот. В совхозе закон: высшее качество продукции – и в глухую деревню, и в столицу.
В 2013 году «Звениговский» представил на международную агропромышленную выставку «Зеленая неделя» в Германии 23 вида колбас и за все получил медали: 16 – золотых, 6 – серебряных и 1 бронзовую. А также главный кубок выставки, который теперь украшает кабинет И.И. Казанкова.
Есть еще одна сфера, где крупное сельхозпредприятие, подобно «Звениговскому», должно реализовать себя. Это – сфера торговли. Крестьяне по всей стране твердят об этом. Власти снисходят и кое-где в порядке великого благодеяния устраивают на денек осенние ярмарки. Да в ином областном центре открывают рынок – там сами крестьяне могут продавать выращенную ими продукцию. А недавно Медведев объявил о «стратегии» развития мелкой торговли: выгодно, мол, потребителям и спасение отечественным производителям товара.
Совхоз «Звениговский» давно уже по мере роста сбережений стал строить и покупать магазины для продажи своей продукции. Небольшие, на два продавца. В 2014 году обширная торговая сеть «Звениговского» насчитывала уже 216 магазинов. За четыре месяца с начала нынешнего года прибавилось еще 111 – их общее число сегодня составляет 327 магазинов.
Через них продают примерно 58 процентов продукции совхоза. Ему достается теперь не частичка, а вся торговая прибыль от реализации его же продукции. Строительство продолжится до тех пор, пока станет ясно, какой предельный объем собственной продукции выгоднее продавать через свои магазины. Но одно уже очевидно всем: в отличие от иностранных и отечественных сетевых торговых монополий, создана народная сеть магазинов, приближенных к населению. Она служит развитию местного производства и потребностям жителей. Ее привлекательность – высокое качество чистой природной продукции при доступных ценах.
***
Интересная особенность хозяйственной стратегии руководителя совхоза. И.И. Казанков говорит:
– За четверть века совхоз в десять раз увеличил поголовье свиней за счет того, что я ни копейки кредита не брал и не собираюсь. Я всегда убеждал: мы должны рассчитывать только на себя, нам кредиты не нужны. И вот у меня ни копейки долгов нет ни перед кем. Правительство больше о банках болеет, не о сельском хозяйстве и как его вытаскивать.
Этот пример показывает, что при восстановлении социалистических порядков самоокупаемости всех хозяйств нынешняя искусственно раздуваемая паразитическая надстройка коммерческих банков лишается питания и обеспечивает народу огромную экономию затрат. Как в данном примере.
Таким образом, значительная часть неправедно отнятых доходов на каждом этапе товарно-денежного обращения возвращается создавшему их трудовому коллективу, и товарооборот поднимается по спирали. За четыре месяца с начала нынешнего года выручка совхоза «Звениговский» возросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 26% и составила около 1,3 миллиарда рублей. Чистая прибыль увеличилась на 101% и превысила 187 миллионов рублей. Рентабельность производства достигла 20%.
Между прочим, «Звениговский» увеличил выплату налогов во все инстанции на 32% – внес свыше 101 миллиона рублей за четыре месяца.
За это время среднемесячная заработная плата тружеников совхоза «Звениговский» достигла без малого 36 тысяч рублей, тогда как в целом по экономике России лишь 31 тысяча, а в сельском хозяйстве Республики Марий Эл – чуть больше 16 тысяч. Очень заметны в быту коллектива совхоза сохранившиеся общественные фонды потребления. Работникам выдаются беспроцентные кредиты и оказывается помощь в строительстве и приобретении жилья, автомобиля. И поэтому так заметны благоустройство сел, новые дома на улицах и сверкающие легковые автомобили во дворах. Утром автобусы хозяйства привозят людей на работу, вечером развозят по домам. В столовой комплексный обед обходится в 50 рублей. И т.д.
Стало заметно: молодые женщины всё чаще временно покидают рабочие места в связи с рождением очередного ребенка. Если бы такие же условия, как в совхозе, были созданы по всей стране, то возобновился бы прирост населения на миллион человек в год, как это было при советской власти.
Но сегодня это всё в совхозе достигается даже в условиях очередного длительного кризиса капитализма. В связи с чем И.И. Казанков говорит:
– Кризисное состояние кругом, но при виде этого я постоянно доказываю, что в социалистической системе не может быть кризисов.
И доказательством тому – не только опыт исторического созидания великой державы, но и сегодняшнее стремительное строительство отдельного социалистического предприятия в условиях капитализма. И пример совхоза «Звениговский» призывает каждого взять в руки электронный счетчик и прикинуть, что страна имела бы за 25 лет, если бы в каждом селе сохранилось социалистическое хозяйство – совхоз или колхоз. Для начала сообща посчитать потерянное в своем селе и деревне. В газетах часто встречаются высказывания, что жители многих сел хотели бы заполучить такого инвестора, как Иван Иванович Казанков, который сочетает в себе любовь к родному краю с интересами бизнеса. Мол, вот только населенных пунктов у нас много, а желающих протянуть им руку помощи, к сожалению, явно не хватает.
Тут уместно напомнить, что И.И. Казанков возглавляет коммунистов Республики Марий Эл и всей своей практической работой убедительно показывает, что преодолеть исторический кризис капитализма и выйти на опережающие темпы развития великой державы можно только при социализме. Только при социализме спасем село, спасем Россию со всеми городами и весями.
Федор ПОДОЛЬСКИХ
Федор ПОДОЛЬСКИХ