Мычание коров с нынешней весны уже не будит на утренней зорьке и жителей соседнего с нами села Каменноозерное. В здешнем ООО «Колос» заканчивается ликвидация последних из 650 голов крупного рогатого скота. Очередная животноводческая ферма в Оренбургской области прекращает свое существование. В целом по области за четыре месяца с начала года предприятия убавили стадо еще на 22 тысячи голов, а по России – на 265 тысяч. Безостановочная резня главной отрасли животноводства зачастую дает деньги на затыкание дыр и на безотлагательные полевые работы – они сейчас в центре внимания.
В предпоследний рабочий день мая Путин и министр сельского хозяйства Ткачев обсудили ситуацию с господдержкой и кредитованием сельского хозяйства. Новый министр сообщил президенту: «Что касается вашего вопроса о кредитовании на 2015 г., то господдержка, программа, которая была принята в конце прошлого года, объем средств из бюджета – порядка 237 млрд рублей. Должен сказать, это беспрецедентная поддержка нашего крестьянства. Безусловно, такого за последние десятилетия не было».
Следует напомнить: за последние годы после присоединения к ВТО милостиво разрешено России помогать своему селу, но в десятки раз меньше, чем помогает Запад своим работникам земли. Дозволено было на годик-другой даже удвоить сумму – до 9 млрд долларов. Наши руководители объявили о победном увеличении господдержки, но признались, что до указанной долларовой вершины все равно недотянуть – государственная мошна «реформами» опустошена.
Однако все-таки праздновали успех – в 2013 г. на господдержку производства и социальное развитие села выкроили 162 млрд рублей. По тогдашнему обменному курсу – больше 5 миллиардов долларов. А провозглашенная на нынешний год помощь качается на плавающем курсе рубля от 4 до 4,5 млрд долларов. То есть, далеко не беспрецедентная щедрость, а даже по цифрам заметно скупее позавчерашнего.
Между прочим, бывший министр сельского хозяйства Федоров в феврале на всероссийском агрономическом совещании огласил итоги 2014 года и признал, что нет житья без импорта семян, средств защиты растений, запчастей для сельхозтехники и т.д. Более половины семян ряда ведущих культур крупнейшая сельскохозяйственная держава планеты благодаря «реформаторам» стала принимать из рук Запада.
По-прежнему ввозят из-за границы 50–90 процентов семян основных культур, материалов и оборудования для теплиц, молочных, свиноводческих и птицеводческих комплексов. И Федоров предупредил, что «при сложившейся макроэкономической ситуации затраты сельхозтоваропроизводителей на сезонные полевые работы и стройки возрастают примерно в 1,5 раза». То есть, власти знают (должны знать!), что в 1,5 раза легковеснее стали ныне цифры «беспрецедентной поддержки нашего крестьянства».
И не только из-за бесплодности разговоров об «импортозамещении» и продолжающемся ввозе продукции к выгоде наших конкурентов, но также из-за еще большего вздувания цен на внутреннюю продукцию для села. Это и по причине технической зависимости от поставок из «цивилизованного мира», и, главное, как проявление сути вожделенного «рынка» – отыграться на спросе, разбогатеть на нехватках и недостатках хотя бы и самых близких людей.
Как и всюду, мы уже много от сердца оторвали кровных денег, чтобы сократить простои на посевной из-за поломок отечественной техники. Запчасти, узлы и агрегаты машин местного производства горят, как спички. Вынуждены покупать замену. Однако с начала года поставщики взвинтили цены на запасные детали в два-три раза. И в среднем подтверждается сделанный бывшим министром вывод о размерах роста сегодняшних затрат на сезонные полевые работы.
Но господдержка села уходит не только на частичное возмещение опережающего взвинчивания цен на продукцию для села. Под видом помощи селу деньги из государственного бюджета перекачивают на многократное и разорительное для страны раздувание банковской надстройки. Переходя к вопросу о кредитовании, министр Ткачев доложил: «По вашему поручению Россельхозбанк получил докапитализацию в размере 10 млрд рублей. Очень надеюсь, что банки также будут активно кредитовать наше сельское хозяйство, крестьянство, что, естественно, позитивно скажется на уровне и качестве жизни и конкурентоспособности нашей продукции».
Ну, и главное, сообщил Путин, направляется на субсидирование кредитов 78,5 млрд рублей.
Крестьянство, со своей стороны, в ответ на такую заботу по-прежнему уже на пашне, как и на митингах, считает, что и докапитализация, и субсидирование естественны и единственно полезны напрямую в возмещение неправедно отнятых у села основных и оборотных капиталов. Нам показывают по двум статьям господдержку селу в сумме 88,5 млрд рублей, но ведь это чистый подарок только банкам за то, что они навязывают многократно завышенные кредитные ставки для обеспечения своих огромных нетрудовых доходов. Это главное сегодня в государстве.
Да, конечно, налицо и побочное следствие – кредиты для села по относительно сниженным остаточным ставкам, которые, однако, все равно для подавляющего большинства крестьян оказываются камнем на шее. И что толку, если господдержка вроде бы растет. Министр Федоров сообщил собранию агрономов, что в 2014 г. федеральный бюджет отпустил на субсидирование части процентной ставки только по краткосрочным кредитам на сезонные полевые работы 14,4 млрд рублей. А на 2015 г. – 36,8 млрд банкам по случаю весенне-летней страды деревенских тружеников занаряжено.
Прибавка в 22,4 млрд списывается на прирост господдержки крестьян, а дарится банкам. Ну, не попусту, ведь с каким наваром для пахаря. В предыдущие годы льготная субсидия из общей казны возмещала ему около 8% ключевой банковской ставки, зато теперь аж 14,68% от взлетевшей ставки. Соответственно пахарь освобождается от этой части умноженной огромной платы за кредит – представить только, сколь велика его экономия! Условная. Потому что как гражданин он в конечном итоге вместе с государством платит банкам реальную кредитную ставку во весь ее циклопический рост.
При всей ее скромности господдержка селу делается в складчину из федерального и регионального бюджетов. Ткачев отметил, бывает, что денег нет на сегодня в региональном бюджете, поэтому федеральные деньги залеживаются в местном казначействе. Но прежде всего «субъективная причина – обычное разгильдяйство, плохая организация работ». И потому уже к концу весны непосредственно получателям направлено всего чуть более пятой части средств господдержки.
Путин подчеркнул, эта задержка может дорого стоить. Да, это очевидно из всего опыта «реформ», следствия которых и выражены в приведенных выше резких словах. Доведены до нищеты большинство регионов и все сельское хозяйство страны. Министр Федоров проинформировал агрономов, что «по итогам 2014 года рентабельность предприятий АПК остается на уровне 2013 года (7,3% – с учетом субсидий, 5,2% – без субсидий)».
И все больше сел, где не только не мычат коровы, но и некому сказать слово о политике такой.
Владимир ПУЗИЙ