Водитель рейсового автобуса, спровоцировавший смертельное ДТП на трассе под Красноярском, взят под арест на два месяца. Сейчас следственные органы выясняют, в чем же причина аварии, жертвами которой стали 11 человек.
Прокуратура начала проверку соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения и охране труда на предприятии-перевозчике. Следственным комитетом по Красноярскому краю возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 238 УК РФ. По данным следствия, неустановленные лица ООО «Автоколонна 1967-Восток» не обеспечили требования безопасности жизни и здоровья пассажиров, отправляя в рейс автобус «Хендаэ» из города Кызыла в Красноярск.
Пятница была объявлена в Красноярском крае днем траура по погибшим.
Страшная авария произошла 9 июля около 4 часов утра по местному времени на 143 км федеральной трассы «Енисей» в Балахтинском районе Красноярского края. 59-летний водитель автобуса «Хендаэ», следовавший из Кызыла в Красноярск, по неустановленным пока причинам выехал на встречку, где столкнулся лоб в лоб с микроавтобусом «Мерседес», направлявшимся из Лесосибирска в Шушенское. «Мерседес» буквально смяло, а рейсовый автобус съехал в кювет и завалился на бок.
Как утверждает местный телеканал «Прима-ТВ», в микроавтобусе находились мастера-ремесленники, которые ехали на международный этнический фестиваль «Мир Сибири». Все погибшие – это пассажиры и водитель «Мерседеса».
О том, что среди погибших в автоаварии – шесть работников учреждений культуры из Большемуртинского района и Лесосибирска, сообщили и в министерстве культуры Красноярского края. Несмотря на траур, организаторы фестиваля этнической музыки и ремесел решили не откладывать его открытие, но обещали принять во внимание трагические события и скорректировать при необходимости программу.
Травмы разной степени тяжести в результате аварии получили 12 человек, трое из них дети. В настоящее время в больницах Красноярска и Балахты находятся пятеро человек. У пострадавших многочисленные ссадины, ушибы, переломы. По словам медиков, все госпитализированные пациенты – в состоянии средней степени тяжести, им оказывается необходимая медицинская помощь, и их жизни ничто не угрожает.
Между тем арестованный водитель междугородного автобуса сменил своего напарника за рулем совсем незадолго до аварии, так что вряд ли он был уставшим, и причина ДТП не в переработке. Об этом рассказал журналистам губернатор Красноярского края Виктор Толоконский. Он также утверждает, что состояние дороги в районе ДТП вполне удовлетворительное, необходимые дорожные знаки присутствуют…
Возможно, последствия ДТП могли быть менее тяжкими, если бы микроавтобус, который кустарно переоборудовали под перевозку пассажиров, соответствовал элементарным нормам безопасности. «От него мало что осталось, это видно даже по фотографиям. От подобного столкновения автомобиль не должен был так пострадать. Но он был весь переделан: слетела крыша, слетел весь борт. Сиденья были закреплены обычными саморезами 5 см длиной и 4 мм толщиной. Поэтому они и отлетели, а люди в момент аварии вылетели из машины прямо вместе с сиденьями», – сказали в Госавтодорнадзоре по Красноярскому краю. Кроме того, погибший водитель микроавтобуса (он же его хозяин) действовал незаконно, так как не имел лицензии на перевозку пассажиров.
Пассажиры рейсового автобуса №791 «Кызыл – Красноярск» могут получить компенсации от одной тысячи до 2 млн рублей, в зависимости от нанесенного их здоровью вреда, сообщили в компании-страховщике перевозок. Пассажирам и семьям погибших из незаконно осуществлявшего перевозки «Мерседеса» страховые выплаты не полагаются. Однако им обещали оказать материальную помощь в администрации Красноярского края.
Крупные ДТП с участием общественного транспорта стали настоящим бедствием для России. Так, 24 июня недалеко от Омска автобус, перевозивший работников птицефабрики, выехал на встречную полосу и столкнулся с КамАЗом. Тогда погибли 16 человек.
Лжесвидетель — молния
Процесс в Забайкалье о загубленной жизни подростка
16 июля 2013 года жизнь семьи Ивановых из забайкальского города Хилок изменилась навсегда. В этот день 17-летние братья-близнецы, студенты местного железнодорожного училища Сергей и Алексей, вместе с товарищами отправились в лес за ягодами. Вовсе не в глуши, а недалеко от лыжной базы «Любимкино» и федеральной трассы «Иркутск–Чита» Сергей случайно задел обвисший электрический провод разрушенной, но, как оказалось, не отключенной опоры ЛЭП. Максимальное напряжение на ней – до 10 000 вольт, так что выжить у парня шансов практически не было. На глазах брата и друзей, еще до приезда скорой, он погиб мучительной смертью.
Несчастный случай, трагическое стечение обстоятельств? Нет, безответственность и халатность со стороны сотрудников крупнейшей в регионе энергетической компании «МРСК-Сибирь», приведшие к столь тяжким последствиям! Это однозначно выяснилось в ходе следствия и подтверждено приговором Хилокского районного суда.
О том, что траверса опоры ЛЭП сгнила и надломилась, руководитель Тарбагатайской РЭС (филиал «МРСК-Сибири») Владимир Федоров был проинформирован подчиненными еще за 9 месяцев до ЧП. Но он и не подумал предпринять каких-либо мер по устранению неполадок. А значит, в течение долгого времени жизни людей (например, спортсменов с упомянутой лыжной базы) подвергались опасности. В феврале 2013 года, согласно годовому плану, ЛЭП необходимо было проверить. Но и этого не сделали, отправив липовый отчет в «Читаэнерго» об отсутствии проблем на участке. И вот – закономерная при таком отношении к работе трагедия.
Между тем сразу после гибели подростка Владимир Федоров продемонстрировал, что умеет действовать оперативно. Дабы избежать наказания, он решил фальсифицировать улики. Уже на следующий день, по указанию своего начальника Алексея Павлова, он вывез сгнившую траверсу и сжег ее на свалке, подбросив на место происшествия другую, находившуюся в лучшем состоянии. Позже энергетики разработали версию, что ЛЭП якобы повредила молния, так что в гибели Сергея никто не виноват.
Но подлог раскрылся: и Федоров, и Павлов во всем признались. Так, в ходе допроса в суде Алексей Павлов рассказал, что дал приказ об уничтожении траверсы, чтобы «прикрыть своих подчиненных и помочь им избежать ответственности». Не сработало и другое оправдание: мол, не нашлось в Тарбагатайской РЭС сотрудников с необходимой квалификацией и группой допуска, чтобы отремонтировать ЛЭП. Но следователи установили, что таковых было почти два десятка, включая самого Владимира Федорова. Устранить аварию им больших усилий не стоило, да и времени на это много не требовалось.
Суд признал Федорова виновным в причинении смерти по неосторожности «вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей», приговорил к 2 годам лишения свободы условно и – немедленно освободил от наказания по амнистии к 70-летию Победы. Так что единственное реальное наказание – увольнение Федорова. Его начальника Павлова к уголовной ответственности и вовсе не привлекали. Дело ограничилось выговором «за некачественную организацию в расследовании несчастного случая» и переводом на другую должность – директора Центральных энергосетей.
Мать и брат погибшего Сергея не смирились с такой несправедливостью. Наталья и Алексей Ивановы подали иск к ОАО «МРСК-Сибирь» о взыскании с компании 6 млн рублей компенсации морального вреда. Юристы филиала компании из «Читаэнерго» утверждали, что испытывают серьезные финансовые трудности и предлагали потерпевшим заключить мировое соглашение, сойдясь на 600 тысячах. Потерпевшие, однако, посчитали такие предложения неадекватными и несоизмеримыми с тяжестью последствия. Решением Ингодинского районного суда Читы «МРСК-Сибирь» обязана выплатить матери 2 млн и брату 1 млн рублей.
Конечно, никакие компенсации не вернут близким любимого человека, не возместят потери. Но, похоже, только удар по карману, то есть ощутимые материальные выплаты, и могут заставить выполнять свои профессиональные обязанности подобные компании, которые обычно отнюдь не бедствуют, контролируя тарифы. И чья-то жизнь будет спасена.
Е. ЮРЬЕВА