Перед Днем России, 12 июня, была замечательная дата 6 июня – день рождения великого поэта, светоча русской поэзии А.С. Пушкина. Для каждого человека культурного мира эта дата более значима и ярка, чем российский праздник, который нам искусственно навязали, – а на самом-то деле он ведь олицетворяет разрушение советской державы. На фоне его помпезности, броскости как-то тускло и малозаметно прошел день рождения поэта, которого еще в 20-е годы А.В. Луначарский назвал русским пробуждением, русской весной и утром, чей гений заключает в себе великое и вечное.
А что было сказано о поэте в знаменательный день и год, названный Годом литературы?
Канал «Культура» упомянул о «Пушкинском дне России», показав фильм «Капитанская дочка». И точка! Ни один другой канал почти не обмолвился об этой дате, накатывая попсу и «смешарики», игры в рулетку с выигрышем в миллион, «Новые русские сенсации», «Ты не поверишь!» с очередными сплетнями из жизни «звезд», полицейские боевики, кулинарные шоу со смаком и прочие «смаковники» с давно заезженным сюжетом… И это в год, объявленный Годом литературы!
Вспоминается, как широко, ярко и талантливо отмечались дни великого поэта в советское время: творческие вечера, литературные чтения, постановки и спектакли, пушкинский репертуар в театрах страны!
В такие дни мы благоговейно склоняем голову перед лучезарностью и обаянием поэта, его творческим подвигом, ощущая его своим современником и задушевным другом.
И не только так в особые пушкинские дни. С детских лет и до конца своей жизни мы не расстаемся с Александром Сергеевичем, с его стихами, поэмами, повестями, романами, трагедиями и сказками, потому что в его личности, в его произведениях с исключительной глубиной, красотой и яркостью воплощены лучшие черты народа: любовь к родной земле, непреодолимое стремление к воле, высокий гуманизм и благородство, светлый ум и стойкость характера, вера в человека, в его светлое будущее.
Он объял русскую действительность широко – от легендарных лет древности до своего времени. Его художнический взор проник и в судьбы других народов. Глубокое, неподдельное чувство и ясная мысль слились в одно целое с чистотой и красотой благоухающего языка, с совершенством и гармонией формы.
Чувство Родины в его творениях дышит легко и свободно. На земле для него нет непоэтичных предметов – везде и во всем он находит поэзию. Переживания и мысли современников, природа, прошлое и настоящее, завтрашний день страны неотделимы от жизни художника, от его стремления к свободе. Он мечтал о том времени, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся».
Книги А.С. Пушкина для нас – настольные, лучший подарок для друзей и близких. Вот и в моей библиотеке их много. Одну из них мне подарила близкая подруга студенческих лет Лилия Лапчинская. Она родилась в Западной Украине, в г. Ровно. Как и все советские сверстники, была пионеркой, потом комсомолкой, отлично окончила школу, работала в лагере пионервожатой. Любовь к русской литературе, к поэзии проявилась у Лили еще в школьные годы, стала ее путеводной звездой и привела на филфак МГУ. Нашу дружбу спаяла не только учеба, но и увлечение пушкинской поэзией, книгами, театром. Она продолжалась всю жизнь.
Помню, как в конце 80-х мы достали два билета на «Мазепу» в Большой театр. Кажется, это был последний поход в Большой театр перед убийственной для страны перестройкой. Этот премьерный спектакль остался в душе навсегда.
В основе оперы – поэма А.С. Пушкина «Полтава», наброски которой он сделал еще весной 1828 года, а основную часть поэмы закончил осенью. К теме этой поэт обратился не случайно. Полтавская битва была одним из самых важных, самых счастливых событий царствования Петра Великого. Она избавила страну от опаснейшего врага, утвердив русское владычество на юге, новые замыслы на севере и доказав необходимость преобразований, совершенных царем.
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
Царь Петр был воплощением исторического разума, общенациональных интересов. Это осознание будило мысль поэта, его художественный дар, а идея нерушимости славянского братства волновала его так же, как и Н.В. Гоголя.
Пушкин искренне благословлял это братство и в поэме, словно предупреждая: кто его предаст или растопчет, обязательно и сам поплатится.
В его «Полтаве» сквозит мысль: деяния государственных мужей, которые правят лукаво и коварно, руководствуясь лишь личными побуждениями, обречены на забвение и даже позор. Приговор им вынесет народ.
Прошло сто лет –
и что ж осталось
От сильных, гордых сих мужей,
Столь полных волею страстей?
Их поколенье миновалось!
Так восклицал поэт, подчеркивая, что право на память потомков имеет лишь тот, кто полностью подчинил свою жизнь интересам народа.
А какая правда нужна сегодня бандеро-фашистской власти на Украине, разжигающей вражду между двумя братскими народами в угоду заокеанским кукловодам? Что сказал бы по этому поводу великий поэт, мечтающий видеть свободными и братолюбивыми все народы, ясно и без комментариев. И понятно, почему «Незалежная» сегодня сносит памятники поэту.
…Вернемся к «Мазепе». Музыка к этой замечательной опере, поставленной в дни памяти Пушкина, написана П.И. Чайковским. Сам он признавался, что писал ее долго и трудно, называя тяжелой, но дорогой ношей.
Режиссера той постановки, С. Бондарчука, вдохновили остросюжетность, музыкальная драматургия композитора, театральность, поразительное чувство сцены, блестящие исполнители – дирижер А. Жюрайтис и художник Н. Бенуа.
Спектакль начинается с тревожного предчувствия, поставлен на контрастах, вспышках чувств. Нежнейшую ткань поэтического образа пушкинской летней ночи с прозрачностью небосвода, блеском звезд рвет неотвратимость трагедии. В нежное признание Марии врывается жесткий рассказ Мазепы о заговоре, о пути к власти, о беспощадности его будущих деяний. В симфонии звучит смятение Марии и ее матери перед страшным известием о казни Кочубея, когда сам Мазепа, уже в финале, обращается к небесам: «За что мстишь?»
Да, именно возмездие уготовано тем, кто предал, изменил, преступил закон нравственности.
Спектакль Большого театра тогда собрал всех звезд страны – настоящих, не нынешних суррогатных из шоу-бизнеса. В нем пели И. Архипова, Т. Милашкина, А. Эйзен, В. Атлантов, Ю. Мазурок, создавая сложные характеры, порой противоречивые в своих поступках и чувствах. Героиня И. Архиповой – жена Кочубея – брошена судьбой в бездну отчаяния и позора. Нежная, пленительная Мария в исполнении Т. Милашкиной, в которой нет тщеславия и гордости – только любовь и чувство вины.
В. Атлантов – украшение сцены, один из лучших теноров мира. Его герой – сильная и страстная натура, красавец-парубок, влюбленный в Марию.
А. Эйзену в партии Кочубея, – писали тогда газеты, – мог бы позавидовать любой мастер драматического театра, его психологической глубине, лаконичности и в то же время предельной выразительности вокальных и сценических красок. В спектакле мы увидели подлинного пушкинского героя.
И наконец, Ю. Мазурок – Мазепа, образ которого Чайковский немного романтизировал. Ему отданы прекрасные страницы партитуры: ариозо «На склоне лет моих», монолог «Тиха украинская ночь». Каждая ария исполнялась под шквал аплодисментов.
…Сегодня мы живем в другой стране, где предпочтение отдается коммерции и наживе. Не стало многих любимых нами артистов. Нет и моей близкой подруги Лили Лапчинской, с которой мы делили радость творческих общений. Помню, как тяжело переживала она, когда улицам ее родного города – это еще при прежних президентах Украины – стали присваивать имена предателей и палачей Бандеры и Шушкевича. Сегодня их объявили героями, как и Мазепу. Может, и к лучшему, что не дожила Лиля до дней позора, когда на ее Родине распустили черно-красные бандеровские стяги, когда брат пошел на брата, кромсаются советские символы, рушатся памятники… Им даже А.С. Пушкин, великий в своей чистоте, человечности, открытости ко всем народам, помешал. Бандеро-варвары и дикари и с памятью поэта расправились.
Но разве можно погасить солнце, разве есть в мире сила, способная уничтожить светоносное, жизнелюбивое, возвышающее человеческое слово!
Зло здесь бессильно. И время не властно.
Пушкин был и остается нашим надежным спутником в трудной дороге в грядущее. И сейчас, когда силы зла вновь стремятся подвести человечество к зловещей черте – ядерной катастрофе, этой всепланетной «черной речке» безумия и смерти (как сказал один из журналистов), на весь мир продолжает звучать раскованный и проникновенный голос великого русского поэта – голос разума, надежды, веры:
Да здравствует солнце,
Да скроется тьма!
А. ЗАСИМОВА
г. Пушкино, Московская обл.
А. ЗАСИМОВА