Так случилось, что за плечами автора «всего» 55 лет опыта одновременно научной, педагогической и экспертной работы в области разработки месторождений нефти и газа. Кое-что сделал для страны. Не стыжусь. А значит, и скорый отлет в бессрочную командировку. Куда улетели мои учителя, мои предшественники по профессии. Те, кто отдал свои знания, опыт, ответственность за процветание нефтегазовой отрасли. Благодаря чему мы ныне еще на плаву.
Неизбежность предстоящей командировки не беспокоит. Так было, есть и будет. Беспокоит весьма, что не удается исправить ситуацию в нефтегазовом недропользовании, а также невостребованность накопившихся знаний, опыта, умений. Например, мое открытое письмо президенту и премьеру в «Советской России» от 12.02.2015 касательно нефти и газа осталось безответным. С таким отношением к мнению сограждан затруднительно согласиться. А примеров этих не счесть.
Ведь, по определению, понятие Народ – является абсолютным. Это же аксиома. То есть Народ – Хозяин страны, включая Недра с ее богатствами. А представители властной надстройки это – «Слуги Народа». Сегодня эти элементарные понятия, к сожалению, поменялись местами. Не за себя скорблю.
В январе 2004 года группа бывших членов правительства СССР, включая незабвенного заместителя Председателя Совета Министров СССР, председателя Госплана СССР обратились (и вновь безответно) со специальным посланием к президенту РФ. Авторы послания в аргументированной форме указали на кризис в минерально-сырьевом комплексе России, обосновали причины и дали предложения по устранению положения. Поводом для обращения к В.В. Путину были предстоящие выборы его президентом РФ. Приведем лишь несколько цитат из того послания.
- Особенно сложным является положение в нефтедобывающей отрасли: свыше 70% запасов нефтяных компаний находится на грани рентабельности. …Продолжает расти доля трудноизвлекаемых запасов, достигших 55–60% от разрабатываемых.
- Государство не имеет долговременного перспективного плана развития в минерально-сырьевом комплексе. А это осложняет развитие экономики страны, усугубляет проблему национальной безопасности.
- Разрушение государственной геологической службы привело к тому, что за период так называемой перестройки геолого-разведочные работы сократились в три раза. В результате этого прирост запасов уже не компенсирует добычу почти всех видов полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база России вступила в фазу прогрессирующего кризисного состояния. …Фактически закрепляется статус России как сырьевого придатка промышленно развитых стран Запада.
- На экспертном совете правительства РФ был рассмотрен «Государственный доклад о состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2001 г.», представленный Министерством природных ресурсов РФ. У группы экспертов он оставил гнетущее впечатление как образец потери квалификации в этом министерстве.
- Мы считаем, что экономика страны и особенно минерально-сырьевое направление находятся в опасном состоянии! Надо остановиться и подумать, так как создавшаяся обстановка приводит к полному краху нашей экономики и, бесспорно, за этим последует распад нашего государства!
- Следует детально разобраться и исправить положение, когда финансирование научных исследований производится по остаточному принципу. Даже после Отечественной войны государство выделяло в 3–4 раза больше средств на науку, чем сейчас.
- За годы реформ уровень профессионализма в федеральных органах управления резко снизился. Это очень опасный симптом! Можно ругать, как это нередко принято, советскую систему. Но работать с кадрами она умела! Мы убеждены, что для страны, находящейся в глубоком экономическом кризисе, назначать на руководящие должности непрофессионалов – это преступление! Именно они привели нашу страну к разрухе.
- Таким образом, в стране отсутствует политическая доктрина перспективного развития государства и нет, естественно, экономической стратегии его развития. А это уже кризис власти! И чем скорее вы заставите разобраться с этими проблемами, тем легче будет решать и все остальные.
Мудрость наших предшественников актуальна и по сей день! В этом нас убеждает и книга бывшего министра СССР геологии (1975–1989), профессора Е.А. Козловского «К 70-летию Великой Победы. Геология: в созидании и войнах», 2015 г. Эту книгу в 204 страницы не перескажешь. Тем не менее даже по названию она заслуживает быть упомянутой. Поэтому и здесь ограничимся выборкой отдельных положений.
# Нужна компетентная власть, глубоко озабоченная судьбой Народа, нужна как воздух объединяющая идея, которая призовет Народ подняться с колен и понять, что Россия у нас одна на всех! Может, стоит прислушаться к словам выдающегося философа А.А. Зиновьева: «Несмотря ни на что я считал и считаю советский период самым замечательным. Наши потомки будут с величайшим уважением оценивать этот период, поражаясь тому, как много было сделано за такой короткий срок. Причем в тяжелейших условиях неравной борьбы с Западом».
Президент РФ в качестве объединяющей, по справедливости, назвал Национальную идею России. На другой день я выслал в его адрес ранее обоснованную Национальную идею России. Ответ жду до сих пор.
# При подготовке закона «О недрах» следовало бы исходить из главного – обеспечение экономической безопасности страны, в частности, научно разработанных критериев, основу которых составляют: экономический потенциал, достаточный для самостоятельного, устойчивого, прогрессивного развития всех сфер общественной жизни; способность воспроизводить и обеспечивать свое население по признанным мировым стандартам жизненно необходимыми благами и создавать благосостояние для всех слоев населения; способность сохранять стабильность экономики при различных дестабилизирующих воздействиях и т.п. Забота о будущих поколениях должна пройти через весь закон красной нитью.
# Важнейший вопрос – национальная безопасность России. Обстановка требует тщательного анализа. А пока мы живем по чужому сценарию! Эксперты из МВФ за 20 прошедших лет заставили нас думать и жить по-другому! Большую часть нефтепродуктов РФ продает развитым странам, США и ЕС. Деньги уплаченные за нефтепродукты, остаются в банках США, ЕС. … Невозврат в РФ экспортных доходов, «отложенный спрос» населения нарастает. Он превысил уже 2 трлн долларов и инвестирован в экономики США, ЕС. Невероятно, но факт: США, ЕС сегодня вывозят не только часть ресурсов РФ, но и оставляют у себя почти весь экспортный доход.
# Общие потери государства и бизнеса от недофинансирования геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые только в 2009–2012 гг. составили почти 10 трлн рублей… Чтобы избежать этих потерь, требовалось всего 20 млрд рублей. То есть 0,2% от прогнозируемых потерь.
# Ликвидацию бюджетного фонда на воспроизводство минерально-сырьевой базы следует считать крупнейшей политической ошибкой.
# Но самая тяжелая – экономическая система России, построенная на углеводородном сырье и дешевой рабочей силе, перестала нуждаться в науке. Российскому бизнесу выгоднее стало покупать устаревшую в передовых странах наукоемкую продукцию «под ключ», чем создавать свою инновационную продукцию (Россия сейчас на 70-м месте по уровню инновационной составляющей в экономике. В стране гибнут научные школы и направления. В настоящее время вместо 15–20 важнейших направлений, по которым СССР был в лидерах, Россия в числе лидеров по 2–3 научным направлениям. Притом что на формирование научной школы, лидера научного направления уходит не менее 25 лет. Как следствие, доля России на быстрорастущем рынке высших технологий – 0,2% (доля Китая – более 10%, доля США – более 30%). Можно продолжать перечислять наши потери и поражения на научном фронте, но правительство не чувствует себя ответственным за провалы и поражения на этом стратегическом направлении.
# До 2025 г. произойдет серьезное исчерпание разведанных запасов нефти, газа и свинца, а к 2020 г. – почти трех четвертей запаса молибдена, никеля, меди, олова, запасов алмазов и золота, серебра и цинка.
# Надо признать, что нынешняя система управления хозяйством себя не оправдала. Она обюрокрачена, коррумпирована, непрофессиональна. Возникает вопрос о создании принципиально новой по функциям и структуре системы управления.
Должен быть создан общефедеральный орган индикативного макроэкономического планирования и разработки макроэкономических балансов ресурсов и объемов производства продукции, основанных на научных прогнозах спроса и предложения.
Приведенные сведения – малая часть из книги выдающегося государственного деятеля, ученого, геолога с более чем 600 публикациями. Коснемся теперь взглядов двух корифеев в экономике нефтегазового недропользования. Словно специально для нужд нашей статьи С.А. Кимельман и Ю. Подольский опубликовали статью «Нефтегазовый потенциал России» в «Нефтегазовой вертикали» №12–14, 2015 г. Аналитический научный обзор и анализ этой статьи (22 стр.) невозможен. Дадим лишь отдельные выдержки.
- Следует признать, что четкой энергетической политики в России нет. Все существующие сегодня стратегии и программы создавались по принципу «мы можем». Но в этих документах отсутствует критический анализ реального положения дел в отрасли. Обсуждаются лишь целевые ориентиры, индикаторы и стратегические инициативы, заложенные в Энергетической стратегии – 2035 г. Авторы же статьи касаются минерально-сырьевой базы, без чего проблемы развития ТЭК России лишены смысла.
- В последние годы сформировался миф о высокой обеспеченности страны запасами нефти. Но это опасное и вредное заблуждение, которое может привести к тяжелым последствиям.
- Наиболее тревожное положение дел складывается с состоянием и восполнением минерально-сырьевой базы (МСБ) нефти. И это несмотря на то, что официальный прирост запасов жидких углеводородов (УВ) и газов в последние годы превышает текущие уровни их добычи.
- Минерально-сырьевая база УВ истощается: приближаются сроки исчерпания активных промышленных запасов, быстрыми темпами нарастает доля трудноизвлекаемых запасов.
- Резко ухудшилась структура новых открытий: практически все они относятся к разряду мелких и мельчайших УВ скоплений, нередко с трудноизвлекаемой нефтью.
- Эффективность геолого-разведочных работ (ГРР) падает, это ставит под сомнение количественные оценки УВ ресурсов во всех регионах и на акваториях России.
Ведущие ВИНК (вертикально интегрированные нефтяные компании), обладающие пока достаточной обеспеченностью имеющимися запасами, практически воздерживаются от финансирования ГРР из-за высоких геологических и экономических рисков.
Низкие инвестиции в ТЭК привели к износу его основных фондов более чем на 50%. Следствие: качественное ухудшение состояния созданной еще в годы СССР нефтегазовой промышленности, ее дальнейшее научно-техническое отставание от мирового уровня. И как результат высокие издержки и энергозатраты в добычу и переработку, высокая себестоимость продукции, ее низкое качество, ориентация на экспорт сырья.
По данным А. Новака (Минэнерго), сегодня наибольшие проблемы мы испытываем с технологиями гидроразрыва пласта (где доля импортного оборудования – 83%), с оборудованием для производства СПГ (сжиженного газа) – 80%, при работах на шельфе – 90%.
Доля российских запасов нефти в мире, по данным ВР, опустилась до 5%. По сравнению с недавними оценками в 13%. Сегодня резервные мощности Саудовской Аравии оцениваются в 200 млн тонн нефти в год. Страны ОПЕК лишь на разведанных запасах способны нарастить годовую добычу нефти в 1,5 раза и т.д. То есть рассчитывать на значимый рост цен на нефть не приходится.
Потенциал добычи сланцевого газа не исчерпывает возможности США. Будут расти поставки СПГ из месторождений традиционного газа в странах Ближнего Востока, Африки, Австралии и др. В активную разработку будет вводится месторождение Южный Парс в Иране. Его запасы превосходят все разведанные запасы Ямала. Не забудем и о Туркестане с месторождением Галкыныш с запасами 26 трлн м3. Что позволило им перебежать нам дорогу с поставками газа в Китай. Они согласны и на строительство Транскаспийского газопровода (с прицелом на экспорт газа в Европу), газопровода ТАПИ – в Индию. Так что конкуренция российскому газу возрастает. Придется, скорее всего, ориентироваться на снижение цены за газ.
С приведенными фактами в нефтегазовом недропользовании касательно проблем геологии и экономии автор солидарен. Тем более что некоторые из них затронуты и в наших публикациях. Дополним их теперь проблемами в области теории и практики разработки месторождений нефти и газа. Частично, так как более подробно о них говорится, например, в том Открытом письме лидерам страны, а также других публикациях.
Во времена Союза наши предшественники в теорию и практику разработки ввели два критерия – Критерий народно-хозяйственной эффективности (НХЭ) и Критерий рациональности разработки месторождений УВ. Первый из них позволяет из рассматриваемых проектных вариантов разработки выбирать экономически наиболее привлекательный. Второй критерий представляет собой требования государства к недропользователю.
Критерий НХЭ, с искажениями, продолжает жить и при рыночной экономике. Критерий рациональности разработки приказал нам долго жить. Ибо он омрачал жизнь недропользователям, преимущественно частниками. Ярмо требований от государства им не требовалось.
Если в те времена актуальность критерия рациональности была почти незаметной, то отсутствие такового в рыночной экономике предопределило немало упущений, мягко говоря, в недропользовании. Поэтому аж в 2000 г. он (критерий) был нами сформулирован в соответствии с требованиями дня. К сожалению, он до сих пор не внедрен, даже в законе «О недрах».
Не вдаваясь в детали, отмечаем, что системы разработки практически всех наших месторождений нефти и газа не отвечают требованиям критерия рациональности, по всем или части из них.
Экономическая эффективность реализуемой системы разработки и степени его рациональности начинаются с утвержденного ЦКР (Центральная комиссия по разработке Роснедр РФ, а ранее при Миннефтепроме СССР и Мингазпроме СССР) проектного документа.
Сегодня техническое задание, вместе с удельными затратами, проектной, случайной организации задает недропользователь (заказывает музыку). При всем старании проектировщика он не может тогда создать рациональный вариант искомой технологии разработки.
Другая беда проектных документов в том, что они составляются на основе декомпьютерной методологии. Наш переход на методологию адекватную наступившей в 2000 г. компьютерной эре одобрен ЦКР в 2005 г. До сих пор она не вошла в теорию и практику недропользования.
Упущения в подсчете запасов и в составлении проектных документов предопределяют нерациональность внедренных технологий разработки.
Слабая востребованность критерия рациональности разработки во времена Союза и отсутствие его в рыночной экономике нанесли вред нефтегазовому недропользованию, а значит, и Отчизне. Это проявилось, например, и в таких фактах, когда нефтяники сжигали газ, а газовики не усердствовали с добычей нефти.
Наиболее выпукло невостребованность критерия рациональности разработки проявилась по отношению к бесценному дару природы – к конденсату. Он сжигался на факелах вместе с газом. И никакие технологии по рачительному отношению к конденсату в нашей стране до сих пор не реализовались. Несмотря на известную технологию сайлинг-процесса и на наши академические технологии. В укор стране отметим, что одна из наших технологий по повышению коэффициента конденсатоотдачи успешно реализована на уникальном Карачаганакском нефтегазоконденсатном месторождении в Казахстане (без ссылки на автора технологии, то есть по принципу плагиата).
В последние годы случилась трагедия с экспертированием и утверждением проектных документов в ЦКР Роснедра. ЦКР, беспрецедентно, превращена властью в согласительную (?) комиссию. Экспертиза проектных документов стала фикцией. Ее нет. Нас, представителей академической науки, исключили из экспертов и членов ЦКР как неугодных. Отчего падают часто самолеты, ракеты, спутники? Из-за отсутствия экспертов. «Хорошо», что месторождения нефти и газа под землей. Никто не видит и не знает наших прегрешений, кроме устраненных экспертиз и экспертов.
Следствием этого началась неадекватная разработка ачимовских залежей на Уренгойском месторождении, нашем уникуме, который по запасам УВ превосходил наше гигантское Самотлорское месторождение.
Ачимовские залежи можно отнести к Национальному достоянию страны, с запасами газа 2 трлн м3 и конденсата 1 млрд тонн. По нашим представлениям, из-за принятой технологии там может быть потеряно в пласте около 750 млн тонн конденсата. Это когда одна тонна конденсата эквивалентна 2–3 тоннам обычной нефти. Эти потери конденсата вызовут и соответствующие потери газа, до 50%.
***
Автор этого изложения понимает степень информационной перегруженности статьи. Но без фактуры не все ведь будут доверять сказанному. Поэтому автор ограничивает свое изложение при условии еще одного значимого факта.
Наши публикации с недостатками в нефтегазовом недропользовании и соответствующие рекомендации нигде не находили отклика. Поэтому мы с группой маститых ученых в университетской и академической среде на имя министра Минприроды Российской Федерации направили письмо и материалы с описанием недостатков и путей их устранения.
Пришел долгожданный (для нас) краткий ответ от и.о. директора департамента государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования. Суть ответа: ваши предложения заслуживают всемерной поддержки. Без конструктива.
Мало надежды, что и данная статья чем-то поможет отечественному нефтегазовому недропользованию. Когда по профессии чего-то не знаешь, то горечь оттого, что не можешь послужить стране. Если кое-что знаешь, имеешь опыт и не можешь это передать последователям в качестве эстафеты, то не менее, а более горько. Ведь даровитая молодежь сегодня не идет в науку. Оттого что она нищенская, без перспектив. Многие стремятся на Запад. А на это смотреть совсем мучительно.
Вне компетенции автора остались публикации по нефте-, газопереработке, нефтехимии, транспорту нефти и газа. Там аналогичные проблемы с инновациями, износом оборудования. Даже приведенные проблемы неподъемны для нынешней власти. Не говоря о других отраслях промышленности. «Реформаторы» страны не послушались даже очевидного крика души выдающегося американского экономиста Дж.К. Гэлбрейта (1908–2008), иностранного члена АН СССР: Только не трогайте Госплан!
Ибо Госплан был чудом – продуктом человеческого ума. Автору статьи не забыть мгновений участия в работе госплановской ГЭК – Государственной экспертной комиссии. Через нее проходили экспертизу все крупнейшие объекты и проекты страны.
Извинившись перед Народом, Слугам Народа следует добровольно уйти в отставку. Найдутся силы в стране, чтобы вывести ее из глубокого кризиса. Напомним, что после Гражданской войны, разрушенную, голодную, неграмотную страну Власть, Ученые, Народ подняли страну из пепла. И сделали ее затем, даже после разрухи и жертв Отечественной войны, второй державой в мире. А ведь нынешняя власть, по определению, должна была бы превратить Отчизну в Величайшую Державу на планете Земля.
Слуги Народа! Неужели вы не думаете о своих родителях, детях, внуках?
С.Н. ЗАКИРОВ,
профессор, главный научный сотрудник ИПНГ РАН
С.Н. ЗАКИРОВ