Ольга ГУБАРЕВА
В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь…
Д.И. Фонвизин,
комедия «Недоросль»
Молодое поколение постсоветских митрофанушек, как и мечтал демократизатор Е.Т. Гайдар, наконец-то пришло на смену нам, «отработанному шлаку» советского образования и менталитета. Чеканной и уверенной поступью митрофанизации новая поросль российского народонаселения шагает по стране. Чиновники от образования – либераторы, реформаторы, демократоры и прочие «раторы» – могут радоваться: то, к чему они так стремились в последние двадцать пять лет, и то, чего так настойчиво добивались, называя это реформами (на самом деле – разрушение и деструкция), наконец-то случилось. Ползучая демократическо-либеральная трескотня и словоблудие о превосходстве западно-либерального и узкоспециализированного (точнее, узкомыслительного) образования над «совковым» затрагивающего лишь только одну область, а точнее, одну извилину, полностью отвратила молодежь от тяги к знаниям и реальному образованию и познанию окружающего мира, а не к получению образовательной «бумаги» (диплома) и чиновничьей должности, занять которую и позволяют эти пресловутые корочки об образовании, а не реальные знания, навыки и умения. «Человек постепенно становится кляксой на важных огромных бумажных полях» (В.В. Маяковский).
Удивляет то, что прогресс идет семимильными шагами и взаимоотношения государства и гражданина почти не меняются, а в наше псевдодемократическо-либеральное время в новой России, я бы сказала, даже, наоборот, бюрократизируются и регламентируются больше, чем это было 70 лет назад, когда наши великие поэты написали свои строки. А может, таким способом «занятость населения» обеспечивается? Одни отчеты строчат ежедневные, а другие им директивы спускают, какие бы еще бумаги составить, затем проверяют отчеты, где на одного подотчетного приходится пяток проверяющих. И все чиновники как бы при деле…
Уже и детей стали заражать бумагомаранием, справками и отчетностью. Придумали «портфолио ученика». В нем должны быть все благодарности, грамоты, подтверждения участия в том или ином мероприятии и т.п. Предметы, которые мы изучали в советской школе, сокращают и утрамбовывают до минимума (до нескольких часов), и уже видится: не за горами и тот момент, когда два бесплатных класса церковно-приходской школы будут роскошью для населения, но непреложным фактом комфортной жизни чиновников, для которых наступит рай в их понимании: наконец-то люди перестанут «умничать» и задаваться неудобоваримыми вопросами, касающимися взаимоотношений «слуг народа» и граждан, государства и общества.
ЕГЭ полностью выхолостил системный и преемственный подход к преподаванию обычных дисциплин. Например, родной язык и литература, математика и природоведение в начальных классах, а в старших – это уже называлось русским языком и литературой, историей, которая нам преподавалась, замечу, с древних времен и до современности, а еще такие ненужные для жизни предметы, как ботаника, география, физика, алгебра и начало анализа, геометрия, тригонометрия, химия, биология, астрономия, которые не могли быть изучены без твердой опоры на фундамент математики и русского языка.
Но чиновничья братия сочла это все совершенно лишним. И, как у нас принято в стране, степень своего сумасшествия каждый сумасшедший определяет сам, включая желание на лечение или нелечение. Так и «нетвердые еще ни в чем детские умы», должны сами решать, что им нужно (вернее, не нужно) изучать в школе, им не прививают навыки обучения и не приучают к мысли, что учеба – это тяжелый труд, но в то же время радость познания жизни и самосовершенствования, особенно ума. Даже таблица умножения уже стала высшим пилотажем в математике для школьников. Все, на что способны их не обремененные знанием мозги, – это сделать «селфик», который, кстати, из-за отсутствия элементарных познаний в «ненужной» им физике, химии или математике заканчивается часто для них трагически – инвалидностью или даже смертью. И это тоже следствие «демократическо-либеральных реформ» в образовании, науке, культуре и в промывании «умов еще ни в чем не твердых» в последние 25 лет в постсоветской России. А в результате мы имеем современных митрофанушек, которые не знают, а самое ужасное, что и не хотят изучать ни один из предметов, кроме «нарциссизма», который, надо заметить, широко популяризируется, культивируется и преподается через СМИ и интернет.
Теперь для поступления в вузы, чтобы не портить отчетность чиновников от образования, где они радостно рапортуют, ЕГЭ – это суперпанацея от всех бед в образовании. Показатели успехов образовательных стандартов чиновников повышаются путем простого снижения планки баллов, где выпускник решает (или уже не решает) задачки для четвероклассника нашей советской средней школы и с таким уже «тяжелым» багажом идет в вуз. Проблема в том, что нам с вами теперь придется доживать свой слишком «ученый век» среди этих «коекакеров» и митрофанушек. Это стало нормой, но беда заключается еще и в том, что такие «образованные специалисты» уже частично управляют и в дальнейшем продолжат управлять страной, нас лечить, учить наших детей и внуков.
Системная ошибка уже практически возведена в ранг нормы, где не считается зазорным допускать промахи и публично демонстрировать незнание элементарных и информационно доступных вещей. Например, говоря о «династии» космонавтов, тележурналист рассказывал о предстоящем полете в космос, но при этом путал значения двух слов – «первый» и «единственный», что транслировалось по общегосударственному каналу практически целый день, где Сергея Волкова позиционировали как «единственного потомственного космонавта». В реальности же Сергей Волков – «первый потомственный космонавт», и в мире их на сегодня уже трое – еще Роман Романенко и астронавт Ричард Гэрриот. В нашу бытность над твоей вопиющей безграмотностью посмеялись бы твои же товарищи по учебе или коллеги по профессии, но она была бы сразу же исправлена, и тем более – на телевидении с его охватом вещания и аудиторией. Теперь же, судя по опросам молодежи, которые время от времени нам демонстрируют в СМИ, наоборот, очень модно выказывать свою необразованность, ограниченность, недалекость, безграмотность и скудоумие, ими даже бравируют.
Печальны итоги преподавания математики в современной России, начавшейся еще с Навигацкой школы Петра Великого... Впервые в Международной математической олимпиаде (MMO) – это ежегодный чемпионат мира по математике среди школьников старших классов, Россия потерпела полное фиаско. В последние годы в ММО участвуют более 100 стран с пяти континентов. На 56-й олимпиаде в таиландском Чиангмае первое место по сумме полученных баллов заняла команда США, второе – КНР, третье – у Республики Корея, а четвертое – у Корейской Народно-Демократической Республики. Вьетнам – на пятом месте. Австралия – на шестом. На седьмом – Исламская Республика Иран. И только восьмое место у России… «На восьмом по сумме баллов. Ни одной золотой медали, хоть и полдюжины серебряных. (Для сравнения: меньшая по площади и куда более стесненная в средствах Украина, занявшая одиннадцатое место, получила две золотых, три серебряных и одну бронзовую медаль).
Восьмое место на ММО-2015! Восемь лет Россия не выигрывала олимпиад! А математика – язык науки. Язык, поразительно эффективно описывающий естественные дисциплины, жизненно важный в инженерном деле. И проигрывая в его знании, мы неизбежно проигрываем будущее. То, что российские школьники на четыре позиции уступают северокорейским в знании математики, должно бы стать объектом внимания всего общества. Ведь отечественным ИТ и хайтеку через какое-то время будет просто негде брать кадры. Инновации возможны только тогда, когда они ПЕРВЫЕ!» (М. Ваннах, «Проигранная олимпиада или потерянное будущее?»)
Бог с ней, с этой пресловутой математикой. Поговорим о географии, которая «на первый случай сгодилась бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знать, куда едешь». И известен ответ г-жи Простаковой (во всяком случае нам, выпускникам советской средней школы), что «для этого есть извозчики». Одна вот только беда, что извозчики тоже уже из новой поросли, и тоже не знают, куда ехать или плыть, без электронного навигатора, а если отключить электричество или интернет, или, например, вдруг закончится зарядка в айфоне, то никто никуда уже не доберется, так как карт читать не умеют, а слепо доверяются и выполняют команды электронной коробочки.
Наш флагман отечественного образования – Высшая школа экономики, выпускники которой позиционируются и представляются нам руководством страны как кладезь специалистов экстра-класса, кузница управленческих кадров для современной России, – «приплыл», но только не знаю, как сказать, к какому берегу и в качестве кого. Студенты МГИМО, журфака МГУ проявили больше знаний, но тоже недалеко ушли от своих коллег из ВШЭ: «На базе опроса студентов факультетов журналистики был создан тест, где всего был опрошен 151 студент журфака МГУ, 84 студента Высшей школы экономики и 35 студентов МГИМО примерно в равном количестве со всех курсов. На все вопросы не смог ответить ни один студент, 15 человек не смогли ответить вообще ни на один вопрос». Больше всего меня, безусловно, потрясли ответы о том, куда впадает река Волга.
Уверенно сказать, куда она впадает, смогли менее 60% студентов-журналистов. Студенты перебрали варианты от Азовского и Черного до Северного и Балтийского морей, в ВШЭ предположили, что Волга впадает в Байкал, Оку, Тихий океан, а в МГУ – в Москву-реку, Енисей, Обь. Некоторые студенты решили, что Волга не впадает никуда.
На вопрос о том, какая революция была раньше – Октябрьская или Февральская, 46% студентов-журналистов МГУ и ВШЭ не смогли ответить. Чаще всего студенты предполагали, что Февральская революция – это события 1905–1907 годов, а в 1917 году революции с таким названием не было вообще.
Вопрос о том, сколько планет в Солнечной системе, можно соотнести с игрой в популярной передаче «Кто хочет стать миллионером?», где все играли, но не угадали правильный вариант. Среди ответов журфака МГУ число планет колебалось от 4 до 20, в ВШЭ – от 7 до 25. Самые популярные ответы – 7, 9, 11–12 (правильный ответ – 8 планет, а не как мы ранее учили, что 9, так как с 2006 года Плутон был исключен из списка планет Солнечной системы). Этот вопрос для студентов-гуманитариев не самый обязательный и нужный, но общее представление о нашей Солнечной системе в целях расширения кругозора иметь бы надо.
Но вернемся к истокам Волги… Такие же «фундаментальные» познания в географии проявляют уже и чиновники, например, сотрудники Пенсионного фонда РФ, которые, осмелюсь предположить, уже закончили вуз и работают с населением. Их натаскали на вежливые фразы типа «чем могу помочь», «слушаю вас» и прочее, но знаний это им не прибавило. Эдуард Галимуллин («Литературная газета» №29 от 15–21 июля 2015 г.) провел эксперимент: представившись жителем Татарстана, он обратился за помощью в вышеупомянутую организацию якобы о начислении пенсии по потере кормильца, где вежливые сотрудницы на голубом глазу и без тени сомнения ему заявили, что «Татарстан у нас зарубежье», а они обслуживают только граждан РФ. Вот и еще ответ, куда впадает река Волга. И вообще, эта река у нас протекает? В целом же ответ ясен, что «издалека долго течет река Волга, течет река Волга – конца и края нет» (Л.И. Ошанин).
Не могу не рассказать еще об одном чиновничьем «географическом» шедевре. У нас в Москве ударными (в прямом смысле этого слова) темпами идет реконструкция станций метрополитена и прилегающих к ним переходов, практически одновременно, не взирая ни на то, что Московский метрополитен с момента открытия его первой линии в 1935 году и по сей день является одной из главных достопримечательностей города. Красота и разнообразие его станций, сложность конструкций, роскошь отделки, имена архитекторов и художников, которыми он блистает, – все это делает его абсолютно исключительным явлением среди метрополитенов мира. Неудивительно, что из 182 действующих станций московского метро на сегодня в том или ином виде признаны объектами культурного наследия 45, 12 поставлены на охрану в качестве памятников регионального значения и еще 33 станции являются выявленными объектами культурного наследия.
Что же мы имеем: расставлены невнятные плакаты со следующими псевдовежливыми надписями, что «скоро здесь будет чисто и красиво», что нам «приносят извинения за неудобства» и т.п. На этот ремонт планируется потратить до конца года около 3 млрд рублей!!! («ремонт» проведут аж на 96 станциях) – огромнейшая сумма, особенно с учетом того кризиса и тех экономических обстоятельств, в которых находится страна. НО НЕ В НЕУДОБСТВЕ ДЕЛО! Дело в том, что бездумно крушат памятники! Например, зачем-то в вестибюле перехода станции «Полянка» (архитекторы М. Тренин, С. Севастьянов) отбойником варварски срубили со стен натуральный серый мрамор, видимо, чтобы заменить его на «красивые и чистые» синтетические панели. Хочу отметить, что использование горючих материалов в местах скопления людей, например, в таких странах, как демократической и либеральной Америке, категорически запрещено: разрешены к использованию только керамическая плитка или природный камень, что у нас и было до пресловутого ремонта в метро и прилегающих к станциям вестибюлях и переходах. Но жажда сделать нам всем «чисто и красиво» подвигла власти метрополитена на «реконструкцию», граничащую просто с варварством.
В этом году в ноябре мы будем отмечать 30-летие со дня открытия и пуска в эксплуатацию станции «Пражская»: «В отделке станции использованы керамическая плитка коричнево-охристо-терракотовых тонов, которой облицованы стены, золотистый металл, покрывающий прямоугольной формы колонны. Станцию украшают белый подвесной потолок, рассеивающий льющийся сверху свет. В архитектурно-художественном оформлении использованы эскизы чешских мастеров. В вестибюле размещены скульптуры, символизирующие образ Праги – старого и нового города. В переходе – скульптура, олицетворяющая реку Влтаву, одну из достопримечательностей Праги. У входа на станцию – скульптурная композиция – «Интеркосмос» (два космонавта – советский и чехословацкий – скульптор Я. Гана. При проектировании и строительстве были использованы специальные шумопоглощающие материалы, благодаря этому на станции уровень шума при прибытии поезда значительно снижен.
Возведение этой станции явилось продолжением творческого сотрудничества советских и чехословацких метростроителей. Она стала своеобразным уголком Праги в Москве и напоминает (теперь уже напоминала) по своему виду пражские станции метро. В Праге одновременно возводилась станция Moskevskа¢, представляющая собой кусочек Москвы в Праге. На сооружаемых станциях в Москве и Праге были созданы интернациональные бригады. Станция Moskevskа¢ в Праге была переименована и в настоящее время называется Andеl.
«Пражская» – не просто станция, а станция-побратим. Открыли ее 6 ноября 1985 года в ознаменование советско-чехословацкой дружбы, а в создании ее облика принимали участие архитекторы Е. Кыллар, З. Холупа, Е. Бржускова, В. А. Черёмин, художники Шиллер Бортож, инженеры-конструкторы Я. Кроупа, Г. Романцев, Е. П. Купреенко. Саму станцию, слава Богу, пока не «отремонтировали» – там еще осталось очень красивое панно с видом Пражского Града и реки Влтавы, а все выходы и переходы и вестибюль раздолбили, причем пятисантиметровую по толщине плитку «выгрызали» из бетонных стен отбойными молотками, а вместо нее налепили какие-то невнятные серо-бело-черные квадратики-прямоугольники. Стены прилегающих к «Пражской» переходов, которые ранее представляли с самой станцией единый архитектурно-художественный ансамбль, теперь смотрятся как нелепая шахматная доска в исполнении художника-абстракциониста: неправильной формы пластиковые панели на стенах уже выглядят так, словно они лет пять провисели на стенах, а поэтому загрязнились, обшарпались и замызгались.
Я содрогаюсь каждый раз, когда иду по этому переходу от ужаса и вандализма, от той варварской безвкусицы «ремонтников», от того, что при так называемом ремонте даже не потрудились хотя бы по цвету соотнести панели с внутренним убранством станции. И каково же было мое удивление, когда я волею судьбы попала в вестибюль станции «Варшавская», которая всегда была «бледненькой», отделанной серенькой керамической плиткой, а станция внутри – светло-серой. И вдруг ее всю зашили в коричнево-желто-терракотовые пластиковые панели. И пазл сошелся.
Этим «улучшителям» и горе-ремонтникам от метрополитена элементарно не хватило знаний географии, они перепутали Прагу и Варшаву, станцию «Пражскую» с «Варшавской», стали лепить то, что есть. А «коекакеры»-чиновники от метрополитена их не проверили, а если даже и заметили, что не те панели привезли, не удосужились переделать в соответствии с первоначальным дизайном художников и архитекторов. И как это вяжется со словами главы столичного департамента транспорта М. Ликсутова о том, что «около сотни переходов метро будут стилистически приведены в соответствие с теми станциями, рядом с которыми они находятся»? У меня волосы дыбом встают от такой «стилистики»! Что, чему и как соответствует на этих трех станциях (переходах), которые я упомянула? Только безудержное неуемно-бездумное «освоение» денег соответствует аппетиту? А в Москве десятки станций.
И не надо после этого удивляться и громко возмущаться тем, что наши памятники сносят в Европе, а ИГИЛ рушит в Месопотамии памятники, которые являются наследием всего человечества. Как аукнется, так и откликнется. А этот пофигизм и пренебрежение уже к своим жителям и гражданам даже не потрясают, ужасает безумное стремление «осваивать» как можно больше, хотя для страны сейчас не самые простые времена. «Пражскую», кстати, как и «Полянку», можно было бы просто отмыть и частично подреставрировать, по крайней мере стены, и сэкономить средства, например на установку вентиляции на станциях или в подвижных составах, но тогда не было бы такой возможности «отремонтировать и освежить» три миллиарда. Вот вам и история с географией.
И в качестве заключения. В нашей стране ежегодно 1 сентября отмечается День знаний. Свое название он получил благодаря тому, что является первым днем осени, когда начинается новый учебный год во всех российских учебных заведениях. Это праздник для всех школьников и студентов, всех учащихся, их родителей, учителей и преподавателей, а также всех тех людей, которые хоть как-то связаны с образованием. Можно сказать, что 1 сентября для первоклассников и первокурсников начинается совершенно новая жизнь.
Но меня не может не волновать вопрос, какие же знания нашим детям и внукам даст эта «застандартизированная» и «зарегламентированная» только по ведомым лично чиновникам от Минобра (созвучно «кобре») нормам и правилам школа, где за бумагами и распоряжениями пропадают все те знания, навыки и умения, которыми должен овладеть ребенок или молодой человек. Там, где должны даваться знания и через них прививаться любовь к своей стране, к людям, царят «образовательные услуги». А что можно ожидать от школы, в данном случае я говорю о среднем образовании, где учителю уготована участь обслуживающего персонала, статиста сцены, исполняющего роль, написанную полуграмотными авторами, но которые нещадно карают его за любое проявление творческого подхода к своей профессии. Чиновничья братия все меньше оставляет учителю места для маневра, для проявления любви к детям, которых они, как капитаны, ведут в великое плавание по большой жизни. Но вместо того чтобы передавать знания и жизненный опыт ученикам, они должны будут их просто натаскивать по предметам на ЕГЭ, а это уже хотят сделать и для четвероклассников.
Наша школа движется семимильными шагами, особенно по уровню образования учеников и студентов, к феодально-крепостническому времени «Недоросля» Митрофанушки из незабвенной одноименной комедии Д.И. Фонвизина. Хочется же, чтобы школа начала дрейф в ближайшее прошлое, к советской системе образования. Как известно, она взяла самое лучшее из дореволюционной школы и привнесла свое, сделав из практически безграмотной царской России за двадцать лет советской власти передовое в научном плане и практически полностью грамотное общество.
Естественно, не могу не согласиться с мнением декана экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова А. Аузана, что отечественной экономике нужно выруливать из «колеи низкой траектории развития», в которой ее удерживает зависимость от конъюнктуры на энергоносители, а выход на новую экономическую орбиту, по его мнению, связан исключительно с социокультурными факторами. В частности – с активным использованием человеческого потенциала. То есть ставку надо делать исключительно на человеческий капитал и человеческий фактор. Российский культурный капитал – одно из стартовых экономических условий, так как, например, россияне обладают высокой креативностью и способностью к прорывам. Еще одно важное преимущество – нацеленность на самореализацию. Но отношения между государством и человеком мешают реализации культурного капитала страны: «По опыту успешных модернизаций, сдвиги социокультурных характеристик достигаются за 10–20 лет. Инструментами могут быть содержание и устройство образования». При этом он особо подчеркивает, что важно не только реализовать возможности, но и не утратить уже существующие преимущества. Экономику поддержит лишь высокое качество человеческого капитала, а это – реальный поворот к качественному образованию и качественной бесплатной медицине.