В рамках сессии Генеральной ассамблеи ООН под председательством России прошло заседание Совета Безопасности, посвященное борьбе с террористической угрозой на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Это стало продолжением изложенных во время выступления на заседании ГА ООН предложений президента РФ В. Путина о создании широкой международной коалиции по уничтожению терроризма, которая действовала бы на основе Устава и норм ООН. Напомним, что в своей речи глава Российского государства подверг резкой критике двойные стандарты западных государств, которые пытаются использовать исламских террористов в достижении своих политических целей, одновременно с имитацией борьбы с ИГ осуществляют ему поставки оружия, а также охотно финансируют терроризм путем негласной поддержки наркоторговли, торговли нефтью и т.п.
С целью проведения широкого диалога российская сторона пригласила на заседание не только членов СБ ООН, но и региональные Катар, Кувейт, Ливан, Ливию, ОАЭ, Египет, Израиль, Ирак, Иран, государства ЕС, а также международные организации, такие как Евросоюз и ОБСЕ.
На заседание министерского уровня, которое вел министр иностранных дел РФ С. Лавров, Россия внесла проект резолюции, который опирается на ранее принятые документы Совбеза с упором на выстраивание слаженных контртеррористических действий на основе норм и принципов международного права.
Проект резолюции включает действия на трех основных направлениях. Во-первых, объединение и координация усилий тех, кто способен внести реальный вклад в борьбу с террористами, т.е. армий Ирака и Сирии, курдских ополчений, вооруженных отрядов патриотической сирийской оппозиции и внешних игроков. По словам С. Лаврова, «принципиально важно, чтобы эта координация опиралась на решения Совбеза в соответствии с Уставом ООН». «Можно было бы задействовать потенциал такого уставного органа ООН, как Военно-штабной комитет», – заявил Лавров.
Во-вторых, предлагается активизировать межсирийский диалог на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года.
И наконец, Россия выступает за проведение широкого международного диалога по проблеме Сирии с участием РФ, США, Саудовской Аравии, Ирана, Турции, Египта, ОАЭ, Иордании, Катара, ЕС и Китая.
С. Лавров также подчеркнул, что необходимо «включить «Исламское государство» в качестве отдельного фигуранта антитеррористического санкционного списка Совета Безопасности ООН. Нужно срочно сформировать единую базу данных, содержащую сведения об этих боевиках, разработать дополнительные механизмы обмена информацией об их перемещениях и упрощенные процедуры их передачи. Важнейшей прикладной задачей остается противодействие финансированию терроризма. В этой связи призываем к более строгому выполнению требований резолюции СБ №2199 о составлении санкционного списка физических и юридических лиц, ведущих торговлю с ИГИЛ».
Признание ИГ отдельной террористической организацией активно блокируют США. Что неудивительно, поскольку использование самой агрессивной в истории человечества террористической группировки является порождением стратегов ЦРУ. Правительство Ирака неоднократно сообщало о случаях поставок боевикам оружия, а сенат США совершенно открыто выделяет финансирование «умеренной оппозиции» в Сирии, которое тут же оказывается в лапах ИГИЛ. Как указывает верховный муфтий Сирии Ахмад Бадреддин Хассун, на стороне группировки «Исламское государство» воюют около 70 тыс. иностранных наемников, которые «приезжают семьями, подготовку проходят в Турции. Финансирование – из Саудовской Аравии. Инструкторы – из США и Великобритании». Другие же спонсоры исламистов-головорезов, такие как Саудовская Аравия, потребовали от России прекратить военную операцию против ИГ.
Наличие подобных двойных стандартов и скрытых интересов отразилось и на дискуссиях заседания СБ ООН. Открыто выступить против российской инициативы западные державы и их ближневосточные союзники не могут, поскольку это станет прямой поддержкой террористов. С другой стороны, впустить на Ближний Восток Россию и позволить ей уничтожить хоть и обоюдоострое, но так старательно выпестованное геополитическое оружие им тоже не хочется. Ярким свидетельством скрытого противодействия Запада стала поднятая в СМИ информационная война и появление многочисленных публикаций, что авиаудары ВВС России по позициям боевиков привели к гибели мирных сирийских граждан, включая детей. Хотя глава Пентагона Э. Картер не подтвердил заявления сирийской оппозиции о том, что российские авиаудары якобы привели к гибели мирных жителей, заказчик информационных атак в крупнейших американских и европейских СМИ понятен.
Кроме того, в главном позиция Запада не изменилась.
Хотя накануне госсекретарь США Дж. Керри сообщил, что США отказываются от требований немедленной отставки Б. Асада, на заседании СБ ООН он заявил: «Ответ на гражданскую войну в Сирии не может быть найден путем создания военного альянса с Асадом. Но я убежден, что ответ найти можно – путем широких дипломатических инициатив, направленных на переговоры о политическом переходе». Его поддержал и британский коллега Ф. Хэммонд, сказавший, что «невозможно быть эффективной частью борьбы против ИГ и в то же время теми же средствами нападать на умеренных оппозиционеров, противостоящих режиму Асада. Скажу прямо, поддержка режима несовместима с эффективной борьбой против ИГ в Сирии». А французская дипломатия начала выдвигать заведомо невыполнимые условия. Так, глава МИД Франции Л. Фабиус назвал три условия участия Франции в едином фронте с Россией: понимание, что война ведется исключительно против ИГ и радикальных группировок, запрещение применения бочковых бомб и хлора, а также создание переходного правительства. То есть опять же отстранение Б. Асада от власти.
Впрочем, перед российской дипломатией и не стоит задача обеспечить полное единомыслие Совбеза. Не дожидаясь «наших партнеров», В. Путин получил разрешение Совета Федерации на использование ВВС России за рубежом. И уже на следующий день Минобороны РФ сообщило, что российская авиация выполнила около 20 вылетов, в ходе которых были поражены склады боеприпасов, вооружений, горюче-смазочных материалов, скопления военной техники, а командные пункты управления формированиями боевиков в горной местности полностью уничтожены. Проамериканская коалиция, которая в течение года якобы вела войну против исламских террористов, подобными успехами похвастать не может.
Западу, похоже, придется смириться со свершившимся фактом и крупнейшим за последнее время политическим поражением. Как считает бывший кандидат в президенты США М. Ромни, «Россия сейчас усложняет ситуацию. И Россия нас переиграла – снова».
Если говорить о перспективах возглавляемой Россией коалиции против ИГ, ее перспективы, несмотря на существующие разногласия, весьма неплохи. Как отметил С. Лавров, европейцы начинают понимать, что с миграционным кризисом не удастся справиться без устранения первопричин, «без создания прочного заслона на пути стремления руководства ИГИЛ подчинить регион средневековому диктату. Останавливать надо не беженцев, а террористов и порождающие их войны и конфликты». А США, если им угодно, могут попытаться успеть на уходящий поезд.
Ольга ШЕЛКОВА
Ольга ШЕЛКОВА